29.04.2021

Вопросы градостроительного законодательства разъяснил госстрой. Как продлить разрешение на строительство по Градостроительному кодексу — образец заявления Нужно ли продлевать разрешение на строительство


Продление срока действия разрешения на строительство необходимо тем, кто не уложился в предварительно установленные сроки. Для этого необходимо подготовить документы и предоставить их в Отдел архитектуры и градостроительства в районе, в котором находится ваш участок. Что нужно сделать, чтобы продлить срок строительства постройки?

Те, кто имеет разрешение на строительство, могут его продлить. Это правило устанавливается статьей 51 Градостроительного кодекса РФ. Эта норма касается тех построек, возведение которых было начато, но не было завершено в установленные сроки. Для продления строительных работ необходимо подать документы и заявление в Отдел архитектуры и градостроительства по своему району.

Вопросы предоставления разрешительной документации регулируются следующими законами:

  • Градостроительным кодексом РФ;
  • Приказом Минрегиона РФ от 02.07.2009 г. № 251 «Об организации работы по выдаче разрешений на строительство».

Какие документы необходимы?

Как продлить разрешение на строительство, если постройка еще не завершена? Для этого необходимо предоставить в Отдел архитектуры и градостроительства следующие документы:

  1. гражданский паспорт собственника;
  2. первоначальное разрешение на строительство;
  3. акт о ведущемся строительстве;
  4. заявка о продлении срока строительства объекта;
  5. нотариальную доверенность, если от имени собственника действует доверенное лицо.

Основным документом является акт о ведущемся строительстве. Без одобрения комиссии из районной администрации продлить работы не получится.

Если стало понятно, что вы не уложитесь в установленные сроки, не стоит оттягивать обращение к ответственному лицу. Согласно действующему законодательству, заявление с просьбой об увеличении срока необходимо подать не позже 10 дней до того, как текущий срок истечет. Если вы подадите заявление позже, можно получить отказ.

Если вы начали строительные работы в период действующего разрешения и подаете документы на продление своевременно, у уполномоченного лица не будет оснований для отказа в просьбе. Главное, чтобы строительство не было признано незаконным.

Когда могут отказать?

Строительный паспорт и разрешительная документация выдается на 10 лет. Если за это время строительство не начиналось, разрешение продлить вряд ли удастся. Специалисты отводят такой большой срок, чтобы даже люди с ограниченным бюджетом могли уложиться.

Чтобы продлить разрешительную документацию, необходимо доказать, что работы были начаты и ведутся. Чтобы это сделать, необходимо обратиться в администрацию по месту нахождения строительства. Здесь необходимо написать специальную заявку о формировании комиссии. В назначенную дату к вам приедут специалисты из Отдела жилищной политики для составления акта о начатом строительстве.

Этот документ является достаточным подтверждением того, что строительные работы ведутся. После получения акта о строительстве необходимо обратиться в Отдел архитектуры. Его прикладывают к остальным документам и подают вместе с заявлением. В течение 30 дней вы получите готовое решение. Если все в порядке, строительство можно продлить.

Особенности продления разрешения

Для продления разрешения достаточно представить на рассмотрение документы. Вам не нужно готовить новый проект на постройки, которые еще не были завершены. Не нужны планы расположения инженерных коммуникаций. Также не требуются согласования с коммунальными службами, пожарной службой и СЭС.

Если от вас требуют данные документы, это решение можно оспорить на основании действующего законодательства. При выдаче разрешения специалист опирается на проект и документы, представленные при первичном получении документов.

Срок действия

Учитывайте, что разрешение можно продлить только на 3 года . За это время необходимо завершить все строительные мероприятия и полностью ввести объект в эксплуатацию. И не имеет значения, на какой стадии находятся строительные работы.

Составление акта о начавшемся строительстве является обязательным условием для того, чтобы продлить разрешение. Если комиссия выедет на место и не увидит строительных работ, в акте будет указано, что стройка не начиналась. В этом случае продлить разрешение не получится.

Чтобы снова приступить к строительным работам, придется получить новое разрешение на основании общего порядка и обязательных для всех правил. Для этого необходимо подготовить следующее:

  • заявление установленного образца
  • проект и эскизы будущей постройки;
  • планы расположения коммуникаций;
  • правоустанавливающие документы.

Таким образом, для продления разрешения важно доказать, что строительство начато и ведется. Важно подать документы своевременно. В противном случае вам придется получать разрешение на строительство снова.

Управлением архитектурно-строительной инспекции мэрии Новосибирска получены разъяснения Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству – Госстроя по 9 актуальным вопросам градостроительного законодательства, которые допускают неоднозначное толкование.

Напомним, что Агентство наделено полномочиями давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к его сфере деятельности. Предлагаем ознакомиться с ответами, которые УАСИ планирует руководствоваться в своей деятельности наряду с нормативной документацией.

Вопрос 1. Если здание или сооружение уже частично или полностью выстроено, но не эксплуатируется.

Должен ли орган местного самоуправления при подаче застройщиком или техническим заказчиком заявления о выдаче разрешения на строительство и документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдать разрешение или должен отказать в выдаче разрешения на строительство?

Ответ. Выдача разрешений на строительство регламентируется статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - кодекс).

В соответствии с частью 2 упомянутой статьи кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.

Выдача разрешения на строительство при наличии частично или полностью построенного здания (сооружения) не предусмотрена статьей 51 кодекса.

Таким образом, в случае если здания, сооружения не относятся к объектам, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 кодекса, лицо, осуществляющее строительство без указанного разрешения, подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии со статьей 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а построенный объект определяется как самовольная постройка и подлежит сносу в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вопрос 2. Согласно Градостроительному кодексу РФ внесение изменений в разрешение на строительство осуществляется только в случае перехода прав на земельные участки или при образовании земельных участков путем раздела, перераспределения или выдела.

Имеет ли право орган местного самоуправления вносить изменения в разрешение на строительство, в случае внесения застройщиком или техническим заказчиком изменений в проектную документацию, предусмотренном ст. 52 Градостроительного кодекса РФ?

Ответ. В случаях необходимости получения разрешения на строительство, предусмотренных статьей 51 кодекса, для получения такого разрешения необходимо представлять, в том числе материалы проектной документации.

В соответствии с частью 7 статьи 52 кодекса отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений.

Таким образом, после внесения изменений и утверждения застройщиком (техническим заказчиком) откорректированной проектной документации ее параметры не соответствуют параметрам, приведенным в разрешении на строительство, выданном до корректировки, что противоречит положениям статьи 51 кодекса.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание то, что статья 51 кодекса не содержит запретов на внесение изменений в разрешение на строительство (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 части 21.15 статьи 51 кодекса), орган местного самоуправления может вносить изменения в выданное разрешение на строительство для приведения такого разрешения в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой ведется строительство.

Частью 21.16 статьи 51 кодекса предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в разрешение на строительство органом местного самоуправления указанный орган уведомляет о таких изменениях застройщика.

Вопрос 3. Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не предусмотрено. Имеет ли право орган местного самоуправления по объектам капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, при предоставлении застройщиком откорректированного заключения государственной экспертизы в части сметной стоимости вносить изменения в разрешения на ввод объекта в эксплуатацию?

Ответ. В соответствии с частью 1 статьи 55 кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации.

Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после окончания строительства объекта. Это означает, что любое представляемое застройщиком (техническим заказчиком) откорректированное заключение государственной экспертизы может быть выдано органом государственной экспертизы в рамках реконструкции объекта, при проведении которой необходимо получать разрешение на строительство в соответствии со статьей 51 кодекса, а после ее окончания разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Внесение изменений в выданное разрешение на ввод объектов в эксплуатацию не предусмотрено кодексом.

Вопрос 4. Если разделы проектной документации, представляемые застройщиком или техническим заказчиком, для оформления разрешения на строительство объектов капитального строительства, проектная документация которых, согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, не подлежит экспертизе, по своему составу и содержанию не соответствуют требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Может ли орган местного самоуправления отказать в выдаче разрешения на строительство?

Ответ. В соответствии с частью 13 статьи 48 кодекса состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, проектная документация, вне зависимости от необходимости ее представления на экспертизу, должна соответствовать требованиям Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87.

В то же время положениями статьи 51 кодекса не предусмотрена проверка органами местного самоуправления соответствия проектной документации указанному Положению.

При этом следует учитывать, что в соответствии с частью 5 статьи 48 кодекса лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов.

Вопрос 5. Для инженерного обеспечения объекта капитального строительства за­стройщиком иногда используются модульные котельные, КТПН (комплектная трансформаторная подстанция наземная) и другие объекты, имеющие заводскую готовность и технический паспорт завода изготовителя, по которым зачастую должны устанавливаться санитарно-защитные зоны.

Необходимо ли по указанным объектам в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ получать разрешения на строительство?

Ответ. В случае использования для инженерного обеспечения объекта модульных установок заводской готовности, изготовленных по технической документации завода-изготовителя, такие установки рассматриваются в качестве оборудования.

При этом в случае если их установка предусматривается в составе общего проекта объекта капитального строительства, то их параметры включаются в раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно- технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. В этом случае разрешение на строительство выдается применительно ко всему объекту капитального строительства.

В случае если модульные установки заводской готовности устанавливаются самостоятельно, вне участка, выделенного для строительства объекта капитального строительства, то проектная документация должна быть разработана для производства земляных работ, устройства фундаментов, сетей инженерного обеспечения, представлены технические условия на присоединение к имеющимся сетям инженерного обеспечения, обоснованы границы санитарно-защитных зон и т. п.

В этом случае необходимость выдачи разрешения на строительство определяется требованиями статьи 51 кодекса.

Вопрос 6. Разрешение на строительство объектов капитального строительства выдается на срок, указанный в проекте организации строительства, которое, в соответствии с ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, по заявлению застройщика может быть продлено.

Сколько раз по заявлению застройщика разрешение на строительство может быть продлено, если строительство начато?

Ответ. Статьей 51 кодекса^ не регламентируется количество продлений разрешения на строительство при условии, что строительство объекта было начато.

Вопрос 7. Согласно инструкции (утвержденной приказом Министерства Регионального Развития РФ от 19.10.2006 № 121) о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указываются проектные характеристики объекта капитального строительства.

Однако органы, уполномоченные осуществлять государственную регистрацию прав собственности на объекты недвижимого имущества, отказываются регистрировать право собственности на объекты, так как проектные характеристики объекта и характеристики объекта, после проведенной технической инвентаризации уполномоченными органами в большинстве случаев не соответствуют. Технический план, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 01.03.2013 № 175 для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не содержит в полном объеме сведений, указываемых в разрешении, а именно, отсутствуют:

- количество и площадь встроенных нежилых помещений в многоквартирных домах,
- количество и площадь квартир по типу (однокомнатные, двухкомнатные и т . д.),
- строительный объем, в том числе надземной части здания, и так далее.

Может ли орган, выдавший разрешение на ввод объекта в эксплуатацию по проектным характеристикам, внести в него изменения, если характеристики объекта, указанные в техническом плане, подготовленном кадастровым инженером, не будут соответствовать фактическим характеристикам?

Ответ. Позиция Госстроя по указанному вопросу заключается в том, что в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию указываются параметры объекта, определенные по заключению органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта проектной документации.

При этом необходимо исключить формальный подход к выдаче заключений о соответствии органами государственного строительного надзора, а также установить возможные погрешности при определении параметров объекта, которые будут учитываться соответствующими органами при государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества.

Вопрос 8. При выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, проектная документация которых согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ не подлежит государственной экспертизе, и государственный надзор не осуществляется, орган местного самоуправления уполномочен проводить осмотр объекта, на соответствие его требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации (что подтверждается исполнительной документацией). Однако полномочиями проверять их на соответствие требованиям технических регламентов (норм и правил), включая проверку наличия и соответствия исполнительной документации требованиям нормативных документов ни на объекте при строительстве, ни при вводе его в эксплуатацию, органы местного самоуправления не наделены.

Имеет ли право орган местного самоуправления при осмотре объекта капитального строительства проводить проверку исполнительной документации, подтверждающей соответствие объекта требованиям технических регламентов и проектной документации?

Ответ. В соответствии с частью 3 статьи 55 кодекса для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик (технический заказчик) направляет в уполномоченный орган местного самоуправления пакет документов, в том числе:

документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим \ строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

Положения статьи 55 кодекса не предусматривают проверку органами местного самоуправления исполнительной документации, подтверждающей соответствие объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.

Вопрос 9. Согласно СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей» подземные стоянки автомобилей допускается размещать на незастроенной территории (под проездами, улицами, площадями, скверами и др.), которая является территорией общего пользования.

Может ли орган местного самоуправления отказать в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, если основное здание размещено в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка, а встроено-пристроенная подземная автостоянка размещена под территорией общего пользования за границами земельного участка?

Ответ. Статья 51 кодекса определяет, что выдача разрешения на строительство предусматривает наличие у застройщика правоустанавливающих документов на земельный участок.

Орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения на строительство Объекта за пределами земельного участка, отведенного для строительства.

По действующему законодательству разрешение на строительство выдается на ограниченный период. Для объектов ИЖС он составляет до 10 лет, а для остальных объектов капстроительства - на время, предусмотренное в проектной документации. Если в этот период возведение объекта не доведено до конца, требуется принимать меры. Ниже рассмотрим, как продлить разрешение на строительство (в том числе частного дома), в какой последовательности действовать, и что из бумаг потребуется для решения поставленной задачи.

Продление разрешения начинается с момента передачи заявления в уполномоченный территориальный орган. При решении вопроса, связанного с увеличением срока действия документа, его приостановлением или приостановкой действия учитываются законы РФ и действующий админрегламент.

Заявление о продлении предается следующими способами:

  • Лично.
  • С помощью представителя (потребуется нотариальная доверенность).
  • По e-mail.
  • Через почту РФ.
  • С помощью сайта Госуслуг.
  • Через МФЦ.

Перед тем как продлить разрешение на строительство (в том числе частного дома) требуется узнать точный адрес муниципального органа, куда направляется заявление. При этом заявка оформляется в электронной форме или заполнятся от руки. Допускается передача заявления с применением электронной документации, но тогда не обойтись без применения ЭЦП.

Сроки продления

Разрешение продлевается на период до 1 года (по решению уполномоченного органа), если физлицо или компания оформили и передали заявление за 2 и более месяца (не позже). Если нового срока недостаточно для решения поставленной задачи, по его истечению можно вновь обратиться за продлением. При этом условия и порядок оформления идентичны.

Уполномоченный орган откажет в продлении срока, если возведение или реконструкция объекта не начались до дня завершения срока подачи заявки.

Документы для продления разрешения на строительство - перечень

Заявление - главная, но не единственная бумага, необходимая для прохождения государственной процедуры. В перечень документов, необходимых для продления разрешения на строительство, входит:

  • Заявка, оформленная с учетом требований законодательства.
  • Подлинник ранее предоставленного разрешения.
  • Проект организации строительных работ (копия). В нем должно быть пояснение причин, вызвавших необходимость продления разрешения (это требование не касается объектов ИЖС).

Если требуется внести изменение в выданное ранее разрешение, в уполномоченный орган передаются следующие бумаги:

  • Заявление.
  • Разрешение на строительство (подлинник).
  • ГПЗУ участка, где планируется возведение объекта.
  • Правоустанавливающий пакет бумаг (если требуется внесение изменений в название компании застройщика).
  • Постановление о формировании ЗУ посредством разделения или объединения надела.
  • Позитивное решение экспертизы, подтверждающее соответствие откорректированного проекта действующим требованиям и возможность его применения.
  • Распоряжение об изменении адреса (при наличии такой ситуации).

Документы для продления разрешения на строительство принимаются при условии, если они передаются в полном объеме. При отсутствии какой-либо бумаги в приеме отказывается.

Уполномоченный орган в течение десяти суток со дня приема заявки должен дать ответ (в случае отказа) с пояснением причины такой позиции. Если принимается положительное решение, на подготовку нового разрешения (с учетом продления) также даются отмеченные выше 10 суток.

Прекращение действия

Если в процессе действия разрешения право собственности на ЗУ переходит к другому человеку, срок выданного ранее документа остается прежним. Но возможны ситуации, когда разрешение на строительство теряет силу. Это происходит в следующих случаях:

  • Прекращение права использования недр (в том числе досрочное).
  • Игнорирование необходимости передачи оригиналов в течение 60 суток с момента уведомления о возможности получения разрешения на строительство.
  • По завершению срока действия документа и при отсутствии заявления на продление (перерегистрацию) существующего разрешения.
  • При отказе застройщика или частного лица от возведения (восстановления) объекта капстроительства.
  • В случае изъятия ЗУ с учетом действующего законодательства РФ.
  • При нарушении требований, прописанных в разрешении на строительство.
  • По решению судебного органа.
  • При изменении характеристик или типа сооружений, а также условий их возведения (восстановления), разрешенных для конкретного ЗУ.

Порядок предоставления услуги

Продление разрешения на строительство происходит следующим образом:

  • Собираются необходимые документы (указаны выше).
  • Оформляется заявление и передается вместе с бумагами одним из доступных способов в уполномоченный орган.
  • Заявление, уведомление, а также переданная документация регистрируются уполномоченным органом.
  • Документы проверяются на факт возможности продления или внесения правок в уже выданное ранее разрешение на строительство.
  • Принимается решение о продлении или отказе в оказании услуги.

Как продлить разрешение на строительство через портал Госуслуг?

Получение услуги через Интернет позволяет сэкономить время. Для продления разрешения стоит придерживаться такой инструкции:

  • Изучаем тонкости получения услуги на сайте.
  • Авторизуемся на портале.
  • Оформляем заявление в электронной форме. Для этого вносим сведения из уже выданного ранее разрешения на строительство, указываем название сооружения и данные о нем. Здесь же прописываем сведения о ЗУ, причине продления, варианте получения результата (в электронном виде или на бумаге).
  • Прикрепляем сканированную документацию, которая требуется уполномоченным органом для продления. Здесь важно учесть требования, касающиеся формата и размера прикрепляемых файлов (как правило, последние должны иметь размер до 1 Гб).
  • Подписываем заявку и документацию электронной цифровой или обычной подписью.
  • Отправляем заполненное заявление после рассмотрения с помощью специальной кнопки.
  • Дожидаемся сообщения по e-mail или уведомления в личном кабинете о приеме документации к рассмотрению. Здесь же указывается номер принятого электронного заявления.
  • Контролируем процесс оформления услуги. Это можно сделать посредством информации, которая проходит по e-mail, через личный кабинет на сайте, в разделе проверки статуса или через мобильное приложение (здесь можно выбрать подходящий для себя вариант).
  • Получаем сообщение о результате продления, а также необходимый документ. Он выдается в электронном виде и в формате pdf. Документы подписаны ЭЦП. В распоряжении заявителя разрешение на строительство (в нем сделана пометка о продлении) или сообщение об отказе с пояснением причин.

Если при подаче заявки был выбран бумажный вариант получения документов, на почтовый ящик или в личный кабинет приходит уведомление, когда и куда прийти за бумагами.

Когда возможен отказ?

Основания для отказа при продлении разрешения на строительства через портал Госуслуг следующие:

  • Отсутствие сведений или документации, необходимой для получения услуги.
  • Строительство (реконструкция) не начаты до срока завершения действия заявления.
  • Нет договора поручительства финансового учреждения за добросовестное выполнение строительной компании взятых на себя обязательств (для застройщиков, работающих по ДДУ).

Заявитель вправе обжаловать решение уполномоченного органа при нарушении сроков продления или регистрации запроса, при требовании дополнительных бумаг (если таковых нет в перечне), в случае отказа в оказании услуги, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.

Жалоба может подаваться в письменной форме лично, направляться по почте или отправляться в электронном виде. В первом случае с собой необходимо иметь документ, подтверждающий личность. Если бумаги передаются в электронной форме, потребуется их утверждение с помощью ЭЦП. В документе необходимо указать название исполнительного органа, ФИО и данные о заявителе, информацию об обжалуемых решениях и доводы. В результате принимается решение об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении.

Продление разрешения на строительство - услуга, предусматривающая увеличение срока выполнения строительных (восстановительных) работ, предусмотренного уполномоченным органом. Речь идет о периоде, выделенном для возведения (восстановления) конкретного объекта в случае прекращения действия в прошлом выданной разрешительной документации. Заявителями могут быть застройщики, которые ранее выполнили требования законодательства и получили услугу. Результатом обращения является увеличение срока, выделяемого на выполнение работ, или прекращение действия ранее выданного документа. На какой срок продлевается разрешение на строительство? В чем особенность этой процедуры? Когда вероятен отказ или отмена?

В ГрК РФ (статья 51, часть 20) указано, что разрешение продлевается при подаче заявления за 2 месяца и более до дня завершения назначенного срока. Если за выделенное время застройщик так и не приступил к возведению (реконструкции, капремонту) сооружения, в предоставлении услуги отказывается.

Если заявку о продлении подает застройщик, занимающийся строительством многоквартирных домов, к прошению прикладывается поручительство банковского учреждения. Уполномоченный орган должен быть уверен, что компания справиться со своими обязательствами в установленный срок.

Таким образом, для получения разрешения требуется выполнение двух условий (если не брать во внимание фактор с передачей жилья по ДДУ):

  • Заявка подана в срок до 60 дней и раньше до завершения действия прошлой разрешительной документации.
  • Ведутся работы по возведению объекта (на момент передачи заявления в уполномоченный орган).

При выполнении условий у уполномоченной структуры нет причин для отказа.

На какой срок продлевается разрешение на строительство?

На предоставление муниципальной услуги, как правило, уходит до десяти дней, а время ожидания очереди не превышает получаса. В случае получения готовой документации клиент тратит не больше 20 минут. В ситуации, когда уполномоченный орган прекращает действие выданного ранее документа, сведения передаются заявителю в срок до месяца с момента прекращения прав на ЗУ.

Максимальный срок действия разрешения на строительство отличается в зависимости от объекта:

  • Для ИЖС - 10 лет.
  • Для многоквартирных домов и других объектов капстроительства документ выдается на срок, указанный в проекте.

При определении периода продления разрешения на строительство учитывается ряд факторов:

  • На каком этапе находятся работы.
  • Какие сроки предусмотрены проектом.
  • Чем застройщик объясняет задержку в решении поставленной задачи и так далее.

Вот почему срок продления зависит от индивидуальных аспектов. Чаще всего документ продлевается на тот период, что был предусмотрен ранее.

Какие бумаги необходимы?

Для оформления услуги заявитель собирает необходимый пакет бумаг, после чего передает документацию в уполномоченный орган для рассмотрения. В 2018 году продление срока действия разрешения на строительство возможно при передаче следующих бумаг:

  • Заявление (оформляется с учетом установленной формы).
  • Ранее выданная разрешительная документация (подлинник),
  • Постановление о формировании надела путем отделения (раздела) или объединения.
  • ГПЗУ (для того надела, где начаты работы).
  • Заключение госэкспертизы о соответствии проекта действующим требованиям ГрК РФ.
  • Распоряжение об изменении данных по адресу (при наличии таковых).

Бумаги должны предоставляться в полном объеме. В ином случае документация вместе с заявлением возвращаются при обнаружении факта недостачи.

Особенности предоставления услуги

Продление разрешения на строительство проходит в три этапа:

  1. Прием и регистрация заявления, а также переданных застройщиком бумаг. Как отмечалось, заявка передается в срок от 60 дней и больше до дня окончания действия имеющегося на руках разрешительного документа. При этом заявления и пакет бумаг принимаются с обязательной описью.
  2. Проверка переданной документации. В течение 4-х суток работник уполномоченного органа изучает состав бумаг на факт соответствия действующему регламенту, планировочной схеме, проекту и рабочим параметрам. Чтобы убедиться в начале строительных работ и определить срок продления разрешения на строительство, представитель уполномоченного органа лично выезжает на объект.
  3. Принятие решения о продлении услуги или прекращении действия выданного ранее документа. Запись о продлении услуги осуществляется на всех бланках разрешения.

Если в оговоренный период заявителя не явился за разрешительной документацией, то последняя направляется по почте. При этом используется адрес, указанный в заявлении.

Причины отказа

В ГрК РФ (статье 21, части 20) указано, что при продлении разрешения на строительство отказ возможен только в одном случае. Речь идет о ситуации, когда заявитель не приступил к реализации запланированных мероприятий в срок. Что касается отказа из-за задержки с подачей заявления, такая особенность не оговорена в ГрК РФ. Если уполномоченный орган все-таки отказал по этой причине, заявитель вправе продлить действие документа путем обращения в судебный орган.

Кроме того, в судебной практике известны ситуации, когда удавалось продлить разрешение, срок действия которого истек несколько лет назад. В такой ситуации истец передает суду документы, подтверждающие причину задержки. Стоит учесть, что после завершения старой разрешительной документации речь идет о получении нового документа. Максимальный срок разрешения на строительство в этом случае устанавливается с учетом действующего законодательства. Речь идет о 10 годах или сроке, указанном в проекте - в зависимости от объекта.

Как действовать при внесении изменений?

Бывают ситуации, когда по различным причинам застройщик вносит правки в проектную документацию. Речь идет об изменениях, которые напрямую влияют на технические и экономические показатели возводимого объекта. В такой ситуации необходимо обращаться не за продлением срока, а за оформлением нового разрешения на строительство. При этом на заявителя распространяются стандартные правила, в том числе и в отношении отказа.

На этапе приема заявления уполномоченный орган вправе отказать из-за нехватки документов, предусмотренных законодательством. Такое возможно при несоответствии переданных бумаг ГПЗУ или прочей документации.

Еще один вариант развития событий - отмена действующего разрешения на строительства без продления услуги. В ГрК РФ (статье 51, части 21.1) указаны правила отмены. Разрешительная документации аннулируется в таких ситуациях:

  • Принудительная потеря права собственности на ЗУ.
  • Самостоятельный отказ от прав на надел земли, где планируются или ведутся работы.
  • Разрыв арендного соглашения или иных документов, которые подтверждают право человека на участок.
  • Запрет на право применения недр (если таковое предоставлялось при выдаче разрешения).

Уполномоченный орган может отменять действие разрешения на строительство лишь при наличии какого-либо из перечисленных факторов. В процессе выдачи соответственного решения сотрудники таких структур обязаны ссылаться на конкретный пункт ГрК РФ.

Итоги

Таким образом, в случае продления или выдачи нового разрешения на строительство срок определяется с учетом типа объекта и действующих норм законодательства. По закону уполномоченный орган может отказать в оказании услуги только в одном случае - когда застройщик за отведенное ему время не приступил к выполнению намеченных работ.

Что касается нарушения 60-дневного термина, это не является достаточным основанием для отказа. В случае такового застройщик вправе обжаловать действие уполномоченного органа через суд. До подачи искового заявления заявитель оформляет жалобу в администрацию на определенные действия (бездействие) сотрудников. Бумага рассматривается в месячный срок, после чего выносится решение. Если по поставленным в нем вопросам приняты меры, обращение успешно. Также даются разъяснения по существу с учетом требований законодательства.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство