28.03.2020

Что выбрать информация о банковском сопровождении контракта. Банковское сопровождение контракта. Договор о банковском сопровождении


  • Попенченко Ольга Владимировна , студент
  • Санкт-Петербургский государственный экономический университет
  • ПРОБЛЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ КОНТРАКТОВ
  • СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  • БАНКОВСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ
  • КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ

В статье рассмотрены основные характеристики Казначейского и Банковского сопровождения государственных контрактов на основе нормативно-правовых актов. Проведен сравнительный анализ особенностей Казначейского и Банковского сопровождения государственных контрактов, выявлены основные проблемы и предложены пути их решения.

  • Оценка конкурентоспособности торговых центров г. Якутск
  • Совершенствование формирования фонда капитального ремонта в многоквартирных домах
  • Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России

На сегодняшний день эффективный контроль за расходованием бюджетных средств становится особенно актуальным. В связи с этим, появляется новая тенденция - сопровождение контрактов федерального, регионального и муниципального уровней.

Договорные отношения в РФ регулируются гражданским кодексом (глава 27 ГК РФ) в части примерного содержания договора, понятия договора, видов, цены, порядка действия, условий, случаев недействительности договора и т.д. (статьи 420-431 ГК РФ).

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд подробно описывается в параграфе №4 главы 30 ГК РФ. В данном параграфе рассматриваются статьи 525-534 :

  • основания поставки товаров;
  • основания заключения контракта;
  • порядок заключения контракта;
  • исполнение контракта;
  • оплата товаров по договору;
  • возмещение убытков, причиненных при выполнении или расторжении контракта
  • отказ от поставленных товаров.

Особенность государственных и муниципальных контрактов заключается в том, что одной из сторон является государство или местное самоуправление в лице уполномоченных органов.

Сопровождение государственных и муниципальных контрактов создается в целях снижения рисков потерь бюджетных средств. В соответствии с законодательством сопровождение разделяют на банковское и казначейское.

Банковское сопровождение

В 2014 г. было подписано Постановление Правительства РФ № 963(далее постановление). В соответствии с этим постановлением: "сопровождаемый контракт" - контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, заключенный между заказчиком и поставщиком в порядке, установленном Федеральным законом. Однако данный документ содержит условия только о банковском сопровождении. ссылка

"Банковское сопровождение контракта" - обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных настоящими Правилами.

В постановлении устанавливаются случаи включения условия банковского сопровождения для государственных контрактов, а также рекомендации субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям для включения данного условия, в контракты, которые они заключают. К сожалению, на сегодняшний день услуга ещё не имеет должной известности и понимания её содержания.

Суть слуги банковского сопровождения заключается в следующем: при заключении контракта, банк должен обеспечить открытие отдельных счетов для всех участников исполнения контракта, контроль за целевым расходованием денежных средств, мониторинг расчетов и предоставить отчеты заказчику. Результатом служит оперативное получение информации о ходе расчетов по реализуемым проектам и наличие возможности своевременно принять решения управленческого характера.

Банковское сопровождение предоставляет ряд возможностей, таких как:

  • Обеспечение целевого использования средств;
  • Обособление инвестиционного потока от текущей хозяйственной деятельности;
  • Оценка и анализ хода реализации проекта;
  • Осуществление контроля за расходованием средств всех уровней кооперации;
  • Формирование отчетности по расходованию средств на отдельных счетах участников проекта;
  • Снижение рисков неплатежей.

На данный момент выделяют 2 вида банковского сопровождения простое и расширенное. При простом банковском сопровождении информация об обособленных счетах участников предоставляется заказчику банком, чтобы осуществлять контроль за исполнением контрактов. В случае расширенного сопровождения помимо мониторинга расчетов, банком осуществляется функция контроля за целевым расходованием денежных средств по всем отдельным счетам участников проекта. Сначала банк проводит экспертизу обосновывающих документов и только после этого акцептирует платежи.

Нормативная база банковского сопровождения контрактов состоит из:

  • Федерального закона от 22 марта 2014 №44-ФЗ статья 35;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 №963.

Помимо основных терминов в постановлении представлены требования, предъявляемые к банкам, имеющим право на сопровождение контрактов. На самом деле требование всего одно – банк, должен быть включен в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Однако на практике доказывается, что помимо основного законодательного критерия существует и дополнительный – опыт.

Также в постановлении перечислены требования к контрактам и рекомендации, попадающим под процедуру обязательного банковского сопровождения. Само сопровождение делится на два вида, соответственно и требования к разным видам контрактов – разные.

В случае мониторинга расчетов (простого сопровождения) он применяется, если контракт, заключаемый в соответствии с частью 16 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который предусматривает закупку товара или работы, должен иметь начальную (максимальную.) цена контракта превышающую 10 млрд. рублей.

Банковское сопровождение осуществляется в случае, если цена контракта, заключенного с единственным поставщиком на основании актов, превысит 10 млрд. рублей и акт предусматривает привлечение заказчиком банка для осуществления процедуры банковского сопровождения, а также не устанавливается обязанность заказчика включить в контракт условие об обеспечении его исполнения.

В том случае, когда банковское сопровождение контракта (расширенное), предусматривает оказание банком услуг, позволяющих обеспечивать соответствие принимаемых товаров, работ, услуг условиям контракта, сопровождению подлежат:

  • контракт, заключенный в целях строительства на основании акта, которым не устанавливает обязанность заказчика включать в данный контракт условие его обеспечения, если его цена превышает 10 млрд. руб;
  • контракты, относительно которых предусмотрена обязанность привлекать банки для осуществления банковского сопровождения и начальная цена контракта превышает 15 млрд. руб.

В соответствии с пунктом 4 уже упомянутого постановления рекомендации имеют различия, как и требования к контрактам в зависимости от вида сопровождения.

Рекомендации написаны для исполнительных органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления. В случае, если они осуществляют закупки для обеспечения нужд субъектов РФ или муниципальных нужд им рекомендуется включать в контракт условие о банковском сопровождении контракта, при условии, что цена данного контракта составит:

  • более 1 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации), более 200 млн. рублей (для муниципального образования), - условия для включения простого банковского сопровождения;
  • более 5 млрд. рублей, - условие, предусматривающее расширенное сопровождение.

Казначейское сопровождение

Помимо банковского сопровождения, существует ещё и казначейское.

По мнению государственных и муниципальных органов основная проблема – это растрата целевых денежных средств. Данная проблема, в первую очередь связана с фрагментарностью государственного финансового контроля целевого расходования бюджетных средств. Для решения данной проблемы в качестве «эксперимента» в ФЗ № 384-ФЗ от 01.12.14 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017» и Постановлении Правительства РФ № 1563 от 27.12.14 было предусмотрено введение нового механизма финансового контроля, осуществляемого Федеральным Казначейством Российской Федерации. Не смотря на то, что казначейское сопровождение осуществляется уже в течение 2-х лет, законодательно закрепленное определение у данного термина до сих пор отсутствует. Поэтому для лучшего понимания его сути, целесообразно будет рассказать о целях казначейского сопровождения:

  • Обеспечить прозрачное движение целевых бюджетных средств;
  • Непрерывно осуществлять финансовый контроль за расходованием бюджетных средств;
  • Развить экономику через доведение средств бюджета до намеченного сектора экономики;
  • Своевременно исполнять договорные обязательства;
  • Повысить дисциплину исполнителей и заказчиков.

Нормативно правовая базой для казначейского сопровождения служат:

  • Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год". Статья 5. Особенности использования в 2016 году средств, получаемых отдельными юридическими лицами из федерального бюджета;
  • Постановление Правительства РФ от 04.02.2016 N 70 (ред. от 04.07.2016) "О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения".

В соответствии со ст. 5 ФЗ № 359-ФЗ устанавливаются требования к контрактам, подлежащим казначейскому сопровождению:

  1. договор или соглашение на предоставление субсидий юридическим лицам или государственным корпорациям, исключая субсидии федеральным бюджетам и автономных учреждениям;
  2. договор о взносах в уставный капитал юридического лица, при условии, что источник их финансового обеспечения – субсидии из пункта 1;
  3. контракт или договор на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг, заключаемый юридическим лицом, попадающим под условия из пунктов 1 или 2;
  4. контракты/ договоры заключенный в целях исполнения контрактов/договоров из пункта 3, при наличии условия об авансовых платежах;
  5. государственный контракт для обеспечения государственных муниципальных нужд, имеющих сумму, превышающую 100 тысяч рублей, при условии, предусмотренных авансовых платежей, кроме контрактов в рамках оборонного заказа или подлежащих банковскому сопровождению;
  6. государственные контракты/контракты/договоры на осуществление отдельных работ или услуг, закупки товаров в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Информация, изложенная в законах и постановлениях, не редко может быть слишком обширной и сложной для понимания и восприятия. На основе всего вышеизложенного можно привести упрощенную краткую сравнительную характеристику по основным пунктам банковского и казначейского сопровождения.

Банковское сопровождение

Казначейское сопровождение

расширенное

условия сопровождения контракта

цена превышает 10 млрд. руб.

цена превышает 15 млрд. руб.

  • субсидии;
  • цена контракта выше 100 млн. руб.
  • не подлежит банковскому сопровождению
  • цена для субъектов РФ больше 1 млрд. руб.
  • цена для муниципальных нужд больше 200 млн. руб.

цена более 5 млрд. руб.

открытие отдельных счетов

в банке, исполняющем сопровождение

в Центральном банке

взимание комиссии (в процентах от цены)

  • от 5 до 10 млрд. рублей - 1,09 %;
  • от 10 до 15 млрд. рублей - 1,0%;
  • от 15 млрд. рублей – 1%.

Таким образом, банковское и казначейское сопровождение снижает риски потерь бюджетов разных уровней при организации исполнения государственных и муниципальных контрактов, однако есть ряд вопросов, которые требуют дальнейшего урегулирования.

В первую очередь, это слабая законодательная база, так например, в законодательстве отсутствует термин «казначейское сопровождение». Также усовершенствований требует и законодательство банковского сопровождения, а именно нормы в части требований к субъектам и объектам сопровождения. Стоит прислушаться к мнениям многих авторов и вернуть нормативные требования к собственному капиталу банка. Практика показывает, что к дополнительным критериям можно отнести опыт банка. При отсутствии экспертизы могут начать происходить задержки платежей и повлечь за собой срыв сроков, вплоть до остановки проекта.

Сопровождение контрактов можно назвать относительно новым механизмом финансового контроля. Хоть данный метод и является достаточно действенным и эффективным, но на его пути уже имеется ряд проблем, связанных с его недолгим применением. Наиболее важной является недостаточный уровень развитости информационной базы, а также неудобства, вызванные необходимостью открывать подрядчикам и субподрядчикам счета в других банках.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст.3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая от 26.01.1994 №14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст.410.
  3. Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2014 №963.
  4. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" от 14.12.2015 N 359-ФЗ.
  5. Постановление Правительства РФ "О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения" от 04.02.2016 N 70. (ред. от 04.07.2016).
  6. Федерального закона от 22 марта 2014 №44-Ф.
  7. Практикум по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации» / М-во образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. экон. ун-т, Каф. гос. и муниципал. финансов; [сост. Н.Г.Иванова и др.]; под ред. Н.Г. Ивановой и М.И. Канкуловой.- Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2014 .- 83 с.

Госконтракты. Спецсчета открытые в казначействе - что это? Как открыть? Мы субподрядчики - будем поставлять материалы для подрядчика с госконтрактом

Ответ

Лицевые счета в Казначействе РФ открываются в случаях, когда установлено казначейское сопровождение исполнения контрактов. Порядок казначейского сопровождения определен в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2016 № 1552. Казначейское сопровождение предполагает проведение расчетов между заказчиком и подрядчиком, между подрядчиком и субподрядчиком через счета в Казначействе РФ и с предоставлением документов, подтверждающих расходы.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

«Для контроля за расчетами и результатами закупки заказчик устанавливает требование, что контракт будет сопровождать банк или финорган.

Банковское сопровождение контракта

Банковское сопровождение контракта - контроль расчетов между заказчиком и контрагентом. Банковское сопровождение заключается в следующем. Поставщик открывает в банке отдельный счет, по которому стороны проводят все расчеты по контракту. А банк мониторит расчеты и доводит результаты мониторинга до заказчика.

Чтобы открыть счет, поставщик заключает договор с банком, а заказчик включает условия по сопровождению в госконтракт.

Правила банковского сопровождения контрактов утвердило Правительство РФ постановлением от 20 сентября 2014 № 963.

Виды банковского сопровождения

Правительство РФ предусматривает два вида банковского сопровождения контрактов: простое и расширенное.

Простое сопровождение

При простом сопровождении банк не контролирует операции поставщика, а только предоставляет заказчику информацию о его платежах. Плату за такие услуги банк не берет.

Заказчики федерального уровня включают условие о простом банковском сопровождении в случаях закупки:

 у конкретного поставщика по решению Президента РФ или Правительства РФ на сумму свыше 10 млрд. руб. Если поставщик обеспечивает контракт, сопровождение не нужно;

 товаров или работ на сумму свыше 10 млрд. руб., которые включают последующее обслуживание, ремонт и утилизацию объекта (контракт жизненного цикла).

Об этом сказано в подпункте «а» пункта 3 постановления Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963 и пунктах 6, 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963.

Расширенное сопровождение

При расширенном сопровождении банк сверяет результаты контракта с первоначальными условиями. Также сопоставляет документы - основания платежа с контрактом по:

 срокам поставки;

 количеству товаров, работ или услуг;

проектной документации;

 графику работ и фактическим результатам.

Порядок контроля, случаи и основания отказа в платеже пропишите в договоре с банком.

Расширенное сопровождение банк ведет за плату.

Заказчики федерального уровня включают условие о том, что контракт расширенно сопровождает банк в случаях закупки:

строительных работ у единственного поставщика на сумму свыше 10 млрд руб. Если поставщик обеспечивает контракт, сопровождение не нужно;

 товаров, работ или услуг по госпрограмме РФ на сумму свыше 15 млрд руб. В программе должно быть условие о сопровождении контракта;

 которая определена распоряжением Правительства РФ и предусматривает казначейское обеспечение обязательств. Например, банковскому сопровождению подлежат госконтракты на разработку суперкомпьютерной технологии и программного комплекса для оптимизации формы корпуса судна на примере судов высокого ледового класса, по которым госзаказчик - Минпромторг России (п. 1 распоряжения Правительства РФ от 2 августа 2017 № 1658-р). Порядок операций по казначейскому обеспечению обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов установлен приказом Минфина России от 31 июля 2017 г. № 122н/4474-У.

Такой порядок установлен подпунктом «б» пункта 3 постановления Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963, пунктами 7, 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963, и разъяснен в письме Минфина России от 5 мая 2015 № 02-02-04/25683.

1. Простого банковского сопровождения для контрактов на сумму свыше:
- 1 млрд. руб. - для региональных заказчиков;
- 200 млн. руб. - для муниципальных заказчиков;

2. Расширенного банковского сопровождения для контрактов на сумму свыше 5 млрд. руб.

Договор о банковском сопровождении

В договор с банком о простом сопровождении контракта включите обязательные условия:

 порядок и сроки, когда банк откроет отдельный счет поставщику, соисполнителям;

 права и обязанности сторон;

 порядок и сроки, когда зачисляют и списывают деньги с отдельного счета;

 возможность списать деньги в сумме аванса по требованию заказчика, если это прописано в контракте и по нему нет обеспечения;

 обязанность банка в рамках мониторинга расчетов ежемесячно представлять заказчику:
- выписку о движении денег на счете;
- сведения о том, как банк идентифицировал поставщика, когда открывал ему счет;

 случаи и порядок, когда договор о банковском сопровождении изменяют;

 обязанность банка направлять не позднее одного рабочего дня после дня банковской операции по отдельному счету информацию о ней в Казначейство России, если операции по контракту проходят через лицевые счета территориальных органов Казначейства России. Случаи, когда банк подает такие сведения, установит Правительство РФ. Информация направляется через систему передачи финансовых сообщений Банка России.

В договор о расширенном банковском сопровождении, помимо условий для простого, включите:

 обязанность банка в рамках мониторинга ежемесячно не позднее 25-го числа представлять заказчику отчет, как поставщик исполняет контракт;

 информацию, которую указывают в платежных документах;

 право банка проверять платежные документы в порядке и сроки, которые согласовали с заказчиком;

 перечень и порядок подачи документов - оснований платежа, проверки их банком и случаи отказа в оплате;

 ответственность банка за отказ оплатить документ;

 обязанность банка направлять по запросу заказчика или Казначейства России отчет о результатах мониторинга фактического исполнения контракта. Срок - не позднее пяти рабочих дней. Случаи, когда банк подает такие сведения, установит Правительство РФ. Информация направляется через систему передачи финансовых сообщений Банка России.

Об обязательных условиях договора банковского сопровождения читайте в пунктах 13-14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963.

Как выбрать банк

Банк, который сопроводит контракт, заказчик выбирает до начала процедуры закупки. А к проекту контракта прикладывает проект договора о банковском сопровождении.

Но не каждый банк вправе сопровождать контракты. А только тот, который Минфин России включит в специальный перечень банков. Актуальный список смотрите на официальном сайте . Этот перечень ведомство ежемесячно корректирует. У заказчиков возникает вопрос: как поступить, если банк в процессе исполнения контракта выбыл из списка? Ничего не меняйте. Банк продолжит сопровождать контракт до тех пор, пока поставщик его не исполнит. Исключение - Правительство РФ, региональные или местные власти решили досрочно прекратить сопровождение контрактов этим банком.

Сопровождать контракт с казначейским обеспечением обязательств должен банк - пользователь системы передачи финансовых сообщений Банка России.

Такой порядок установлен в пункте 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963, и разъяснен в письме Минфина России от 27 ноября 2015 № 02-02-04/69287.

Казначейское сопровождение контракта

Казначейское сопровождение контрактов проводят территориальные органы Казначейства России по Правилам, которые утвердило Правительство РФ постановлением от 30 декабря 2016 № 1552. Финорганы субъектов казначейское сопровождение контрактов не проводят (письмо Минфина России от 17 февраля 2016 № 02-01-10/8807).

Разъясним, в чем суть казначейского сопровождения контрактов.

Исполнитель открывает в Казначействе России лицевой счет, по которому пойдут расчеты по контракту. Основание - контракт. Его заверенную копию исполнитель представляет в территориальный орган Казначейства России вместе с заявлением (ф. 0531752) и карточкой образцов подписей (ф. 0531753). Если контракт есть в реестре контрактов, копию заверять не нужно.

Исполнитель привлекает соисполнителей - им тоже откроют отдельные лицевые счета. Санкционирование операций по лицевому счету исполнителя Казначейство России проводит по приказу Минфина России от 28 декабря 2016 № 244н.

Заказчик перечисляет на казначейский счет только аванс. А окончательный расчет - на расчетный счет исполнителя.

Казначейство России проконтролирует расходы исполнителя, которые он производит за счет полученного аванса, проверит документы-основания для оплаты расходов. Если выявит нарушения, представит сведения о них в течение пяти рабочих дней:

 заказчику;

 исполнителю.

Об этом сказано в пунктах 5, 27-28 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016 № 1552, пункте 15 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 28 декабря 2016 № 244н, пункте 13Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 17 октября 2016 № 21н и письме Казначейства России от 1 августа 2017 № 07-04-05/22-630.

Заказчик включает в контракт условие о казначейском сопровождении:

1. если одновременно соблюдены условия:

o контракт оплачивают за счет средств федерального бюджета, целевых субсидий или субсидий на капвложения из федерального бюджета;

o стоимость контракта - больше 100 млн руб.;

o контракт предусматривает авансовый платеж.

2. по гособоронзаказу. Исключение - контракты, которые заключают:

o Минобороны России;

o другие госзаказчики с условием о банковском сопровождении;

o чтобы обеспечить органы внешней разведки России средствами разведывательной деятельности, а органы ФСБ - средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом.

Если исполнитель по контракту привлекает соисполнителей, их отношения тоже будет сопровождать Казначейство России. Кроме того, Правительство РФ вправе установить и другие случаи обязательного казначейского сопровождения. Например, для контрактов за счет субсидии на иные цели по распоряжению от 28 июля 2017 №1631-р.

Об этом сказано в пунктах 2-5 части 2 статьи 5 Закона от 19 декабря 2016 № 415-ФЗ, постановлении Правительства РФ от 3 марта 2017 № 249.

Условие о казначейском сопровождении не включайте в контракты, которые сопровождает банк.

Информацию об обязательном казначейском сопровождении включите в проект контракта, а потом и в сам контракт. Пропишите:

 запрет заказчику перечислять целевые деньги:
- в уставный капитал другой организации или на депозит;
- на свои банковские счета. Исключение: на зарплату сотрудникам и вознаграждения по ГПД, окончательную оплату договора, возмещение расходов исполнителя, а также оплату валютных обязательств, в том числе для конвертации валюты, чтобы оплатить нерезиденту (письмо Казначейства России от 17 марта 2017 № 07-04-14/05-336);

 обязанность открыть исполнителю и соисполнителям лицевые счета в Казначействе России;

 обязанность подать сведения об исполнителях и соисполнителях по контракту;

 порядок, как представлять документы для санкционирования расходов;

 обязанность указывать в договорах, платежных и расчетных документах идентификатор контракта. Порядок, как его формировать, установит Казначейство России;

 другие условия, которые установит Правительство РФ по пункту 5 части 2 статьи 5 Закона от 19 декабря 2016 № 415-ФЗ.

Все условия - в пункте 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016 № 1552*.»

Банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ — это способ проконтролировать использование бюджетных и инвестиционных средств в рамках поставок для потребностей государства. Условия по сопровождению заказчик включает в госконтракт.

Суть процесса в том, что исполнитель открывает обособленный счет в уполномоченном банке, заказчик отправляет туда платежи, а банк проверяет платежную документацию исполнителя на соответствие положениям контракта, проводит платежи и передает заказчику сведения об использовании денежных средств в ходе выполнения договора. Если где-то указано, что банковское сопровождение контракта не предусмотрено, это значит, чтонет надобности в добавочном финансовом контроле и банк для ревизии расчетов не привлекается.

Закон о контрактной системе оговаривает простой и расширенный виды банковского сопровождения (БСК).

Простое банковское сопровождение

Простые сопроводительные операции регламентируются подпунктом «а» пункта 3 постановления правительства № 963. Они заключаются в том, что банк не контролирует операции подрядчика, а лишь прослеживает действия по его счету и передает заказчику информацию о платежах. Высший исполнительный орган государственной власти субъектов РФ обязан установить условие о простом банковском сопровождении в государственном контракте в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 10 млрд рублей и сделка имеет отличительные черты:

  • заказчик и подрядчик заключают договор жизненного цикла (сервисный контракт) и начальная максимальная цена контракта (НМЦК) более 10 млрд рублей;
  • сделка стоимостью свыше 10 млрд рублей с конкретным подрядчиком по решению президента или правительства РФ, но если подрядчик обеспечивает контракт, сопровождать его не нужно;
  • контракт заключается с подрядчиками, которые подпали под действие иностранных политических и экономических санкций.

Местные органы власти устанавливают условия назначения финансового контроля сделок. Простое БСК для регионов назначается, когда сумма сделки свыше 1 млрд руб.; для муниципалитетов — свыше 200 млн руб.

Расширенное сопровождение банками

В п. 3 ч. 2 раздела I постановления правительства № 963 указано, что расширенное банковское сопровождение — это мониторинг расчетов плюс дополнительная проверка поставляемых товаров, работ, услуг на соответствие условиям договора. Результаты инспектирования передаются заказчику. Вот в каких случаях требуется банковское сопровождение контракта по 44 ФЗ в расширенном виде:

  • договор на строительные работы заключается с единственным подрядчиком и сумма сделки более 10 млрд рублей. Если подрядчик обеспечивает контракт, сопровождать его не нужно;
  • закупка на сумму более 15 млрд рублей проводится по госпрограмме РФ, которая содержит условие о расширенном БСК;
  • закупка назначена правительством РФ, и условия госконтракта указывают на применение казначейского аккредитива;
  • исполнитель выбран правительством РФ и подпадает под санкции иностранных государств (объединений).

На местах госорганы требуют расширенного финансового контроля госзакупок, когда сумма сделки не менее 5 млрд руб. — для регионов и муниципалитетов.

Как выбрать сопровождающий банк

Заказчик или победивший исполнитель выбирают уполномоченный банк до начала закупки и прикладывают проект договора о БСК к проекту госконтракта. Чтобы банк имел возможность оказывать комплекс услуг, когда требуется банковское сопровождение контракта 44-ФЗ, он должен отвечать требованиям, указанным в п. 3 ст. 74.1 Налогового кодекса РФ и п. 10 правил банковского сопровождения:

  • есть лицензия на совершение банковских операций;
  • срок банковской деятельности более пяти лет;
  • собственный капитал не менее 1 млрд. рублей;
  • Банк России не требует от выбранного банка введения мер по финансовому оздоровлению;
  • за последние шесть месяцев соблюдены обязательные нормативы Банка России на все отчетные даты.

Банк вправе сопровождать госконтракты, только если он включен в специальный перечень Министерства финансов, представленный на официальном сайте Минфина. Если банк в ходе сопровождения выбыл из списка, менять его не нужно, он продолжит сопровождение до полного выполнения контракта.

Дополнительные требования к банкам

Когда требуется еще и казначейское сопровождение сделки, убедитесь, что выбранный банк подключен к системе передачи финансовых сообщений Банка России. Это обязательное условие по пункту 10 правил, утвержденных постановлением правительства от 20.09.2014 № 963, и разъяснениями Минфина в письме от 27.11.2015 № 02-02-04/69287.

Вот в каких случаях банковское и казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ проводятся одновременно:

  • в госзакупках с НМЦК от 100 млн рублей;
  • в гособоронзаказе по 275-ФЗ.

Если вы заключили сделку по гособоронзаказу, убедитесь, что выбранный сопровождающий банк:

  • обладает лицензией на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • отнесен к разряду уполномоченных банков распоряжением правительства по согласованию с президентом РФ — такое требование содержит 275-ФЗ.

Как установить требование о банковском сопровождении

Необходимость дополнительной финансовой проверки госзакупки обозначьте:

  • в плане-графике закупок — в строке 30 укажите «да». При заполнении на компьютере это вкладка «Информация о банковском или казначейском сопровождении контракта»;
  • в извещении — в блоке «Обеспечение исполнения контракта»;
  • в данных о закупке — например, в разделе «Информационная карта»;
  • в предварительном варианте текста договора.

Если закупка подпадает под случаи БСК, а вы не включите в документацию условие о нем, последует наказание для обеих сторон:

  • для заказчика — штраф в размере 3000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • для подрядчика — внесение сведений о нем в перечень безответственных поставщиков, что на практике помешает ему участвовать в следующих закупках по 44-ФЗ.

Как составить договор банковского сопровождения

Договор с банком заключает поставщик. Содержание договора определено пунктами 13 и 14 правил банковского сопровождения контрактов, которые применяются, когда банковское сопровождение контракта является обязательным. В договор о простом БСК включите обязательные условия:

  • порядок и сроки заведения отдельного счета поставщику и соисполнителям;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок и сроки перечисления денежных средств;
  • право заказчика потребовать списания суммы аванса, если нет обеспечения исполнения договора;
  • обязанность банка отчитываться перед заказчиком об использовании денежных средств, регламент по исполнению;
  • порядок изменения и расторжения договора;
  • обязанность банка передавать в Федеральное казначейство информацию о банковских операциях в случаях, установленных правительством;
  • порядок и сроки исполнения.

В договор о расширенном БСК добавьте:

  • стоимость услуг банка (зависит от суммы госзакупки, составляет от 1% до 1,15%);
  • перечень документов, обязательных к проверке на соответствие условиям договора;
  • содержание платежной документации;
  • право банка проверять платежную документацию — порядок проверки согласовывается с заказчиком;
  • обязанность поставщика предоставлять документы — основания платежа;
  • право банка проверить такие документы и отказаться осуществить платеж;
  • обязанность банка рассмотреть в течение пяти дней запросы исполнителя об исполнении платежа и несогласии с отказом;
  • ответственность банка за отклонение платежной операции;
  • обязанность банка извещать заказчика об итогах проверки фактического исполнения договора в случаях, установленных правительством; порядок и сроки предоставления отчетов.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

Если организация занимается производством какой-либо продукции по государственному контракту, то она обязательно сталкивалась с таким определением, как банковское сопровождение. Что же это такое, в каких ситуациях нельзя избежать заключение такого договора и какие виды такого сопровождения бывают?

Итак, банковское сопровождение — это проверка банком документов, предоставленных организацией, которая выполняет заказ. Если говорить точнее, то банк должен проверить все расчеты, указываемые организацией, и предоставить полученные результаты заказчику. Контролирует эту возможность закон о государственных закупках , данное условие позволяет заказчику товара не беспокоиться о выполнении организацией всех условий.

К тому же, благодаря банковскому сопровождению заказчик может отслеживать все платежи, которые проводят по договору. Обычно такое сопровождение используется тогда, когда заказчику не знакома организация, и в ней нет уверенности, или когда сумма контракта является очень большой.

Правительство нашей страны установило порядок, согласно которому необходимо составлять договор по сопровождению, а также оно установило, каким образом необходимо проводить поиск и выбирать подходящий банк . Такая услуга обычно используется только при необходимости, однако, есть некоторые случаи, когда без банковского сопровождения никак не обойтись.

Есть всего три случая, когда банк обязательно должен проверять финансовые документы, предоставляемые организацией.

Во-первых, если заказчик и поставщик заключают такой договор, когда последний по договору от начала до конца самостоятельно делает весь спектр задач , необходимых для выполнения заказа. То есть поставщик сам разрабатывает проект и сам реализует его.

Например, если организация строит для государственного заказчика автомагистраль. Подобные соглашения называются договорами жизненного цикла.

Во-вторых, банковское сопровождение является обязательным условием в том случае, если сумма по контракту будет составлять более 10 миллиардов рублей. В таком случае сумма, которую потратит бюджет будет слишком большой, поэтому необходимо все обязательно проверить, чтобы впустую не расходовать такую большую сумму.

И в-третьих, если договор заключается только с одним поставщиком, причем он определен Правительством, то банковское сопровождение является обязательным. Данный пункт всегда прописывается в акте , который подтверждает выбор правительства в пользу данного поставщика.

В случаях, которые не относятся к этим трем пунктам, сопровождение не является обязательным и происходит только в том случае, если заказчику это необходимо. Стоит отметить, что такое сопровождение не заказывается для оборонной сферы, потому что таким образом банк может узнать секретные документы.

Всего существует два вида банковского сопровождения: базовое и расширенное. Базовое сопровождение обычно предоставляется банком, просто как бесплатная дополнительная услуга, в нее входит проверка всех финансовых документов , а также выписка по счету, для контроля за операциями по контракту.

Расширенное сопровождение банк предоставляет как дополнительную услугу, в него помимо стандартного пакета услуг также входит контроль за своевременностью платежей и мониторинг различных документов, не только финансовых. Расширенное банковское сопровождение также может являться обязательным пунктом контракта, но только в том случае, если он заключается на сумму свыше 15 миллиардов рублей.

Стоит отметить, что стоимость такого сопровождения высчитывается исходя из стоимости контракта , то есть равно определенному проценту от суммы.

Когда заказчик хочет получить такую услугу, как банковское сопровождение, он должен заключить с банком специальный договор. Помимо самого заказчика данный договор также заключается с поставщиком и, если по контракту они предусмотрены, то и с различными соисполнителями. Содержание такого договора определяется постановлением правительства, обычно в нем есть пункты об обязанностях сторон, порядок зачисления денежных средств, дата заключения договора.

Итак, банковское сопровождение — это проверка банком. Как минимум это проверка финансовых документов, а также предоставление заказчику выписки по счету для того, чтобы он мог контролировать правильность и своевременность денежных средств на счет.

Помимо таких базовых функций есть также расширенное сопровождение , при заключении такого договора банк сам будет следить за поступлением денег на счет, чтобы они соответствовали заключенному договору.

Существуют такие контракты государственных закупок, при которых обязательно должно быть банковское сопровождение , это необходимо для того, чтобы уменьшить риски для бюджета. Также заказчик может по своей воле заключить такой договор с банком, например, если поставщик ему еще не знаком и уверенности в нем нет.

Банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ - это контроль, который проводится в процессе исполнения соглашений. Поставщики открывают отдельный счет в специализированном кредитном учреждении, а заказчики перечисляют на него оплату за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги.

Есть два типа сопроводительных операций — простые и расширенные. В подп. «а» п. 3 ПП № 963 от 20.09.2014 указано, в каких случаях банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ проводят в простом формате:

  1. Заказчик и поставщик заключают контракт жизненного цикла.
  2. Товары, работы и услуги приобретаются у поставщика, попавшего под санкции. Такого исполнителя выбирает правительство РФ.
  3. Обязанность сопроводительных операций установили государственные или муниципальные органы власти (п. 4 ПП РФ № 963). По правилам, высший исполнительный орган государственной власти субъектов РФ обязан установить условие о простом банковском сопровождении в государственном контракте, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 10 миллиардов рублей. Под этот норматив попадает и закупка у единственного поставщика, осуществляемая на основании решения президента РФ или правительства РФ. Региональные администрации вправе устанавливать иные лимиты. Например, в Ленинградской области сопровождать госконтракт необходимо, если НМЦК — от одного миллиарда рублей и выше (постановление правительства Ленинградской области № 629 от 29.12.2014).

Разбираемся с расширенным сопровождением

Расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ назначается в особых случаях. Вот когда оно понадобится (подп. «б» п. 3 ПП РФ № 963):

  1. При закупке строительных работ по возведению и(или) реконструкции объектов капитального строительства у единственного подрядчика. Цена такого госконтракта — от 10 миллиардов рублей и выше. Главное условие — отсутствие требования об обеспечении контракта.
  2. При приобретении товаров, работ и услуг по государственной программе РФ. НМЦК (максимальное значение цены контракта) — от 15 миллиардов рублей. В программе стоит обязательное условие о сопроводительных банковских операциях.
  3. При заказе ТРУ у исполнителя, попавшего под санкции и выбранного правительством РФ.

Требование о расширенных сопроводительных операциях устанавливается по указу государственных, муниципальных или местных органов власти. Банковское и казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ осуществляется, если заказчик приобретает товары, работы и услуги по решению правительства РФ с условием обязательного казначейского обеспечения договорных обязательств.

Выбираем банк

Не все кредитные учреждения оказывают банковское сопровождение госконтрактов по 44-ФЗ. Поставщик выбирает банк, который удовлетворяет установленным требованиям. Банковские организации вправе проводить сопровождение контрактов, если (п. 3 ст. 74.1 НК, п. 10 Правил банковского сопровождения соглашений):

  • операционная деятельность кредитной организации лицензирована;
  • опыт работы — не менее пяти лет;
  • капитализация — минимум 1 миллиард рублей;
  • в отношении учреждения не проводится санация;
  • в течение полугода соблюдаются отчетные нормативы, установленные Центробанком (проверяются все отчетные даты за предшествующие шесть месяцев).

Выбирают сопровождающую кредитную организацию как поставщики, так и заказчики. Если требуется банковское сопровождение контракта 44-ФЗ, исполнитель обязан заключить соглашение с банком. Выбор исполнитель или заказчик делают самостоятельно, сверяясь с перечнем на сайте Минфина РФ . Минфин ведет реестр кредитных организаций, которые лицензированы на сопроводительную работу с госконтрактами. Нельзя заключить соглашение с банком, если он не включен в этот перечень (п. 5, 10, 11, 12 Правил).

Если кредитную организацию исключили из реестра Минфина в ходе исполнения контракта, у поставщика нет необходимости искать новое сопроводительное учреждение. Сменить банк придется, только если правительство или местная администрация примут решение о досрочном прекращении соглашения о сопровождении госконтракта (п. 10 Правил).

Если дополнительно требуется казначейский контроль, проверьте, подключен ли выбранный банк к системе передачи финансовых сообщений ЦБ РФ.

Устанавливаем требование о банковском сопровождении

Такое требование необходимо установить еще до начала проведения закупки. Обозначьте условие о банковских сопроводительных операциях в информационной карте закупочной документации (п. 8 ст. 42, ч. 1 ст. 54.3, ч. 1 ст. 64 44-ФЗ), в проекте контракта (в разделе «Обязанности поставщика и заказчика», ч. 26 ст. 34 44-ФЗ) и в извещении (для этого предназначен блок «Обеспечение исполнения контракта»). Формулировки берите из Правил банковского сопровождения (пункты 6, 7 Правил).

Расширенный формат формулируйте в госконтракте в соответствии с пунктами 8 и 9 Правил. За отсутствие требований о банковском контроле (если они обязательны) заказчику грозит штраф в размере 3000 рублей (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Вот пример формулировок из заключенного госконтракта:

Составляем договор банковского сопровождения контрактов по 44-ФЗ

Заключение договора с банком — это обязанность победителя закупки (поставщика) и(или) соисполнителя. Если вы заключаете простое сопроводительное соглашение, внесите в него (п. 13 Правил):

  • порядок открытия отдельного счета, зачисления и списания денег;
  • сроки открытия и отдельного счета, и проведения всех денежных операций;
  • возможность авансирования и списания сумм по требованию заказчика (доступно, если нет условия об обеспечении);
  • обязанности банка (отправка выписки по счету и расшифровки операций, идентификация исполнителя и соисполнителя и ее результаты, направление требуемых сведений в Федеральное казначейство);
  • правила изменения и расторжения договора.

Для расширенного сопровождения в соглашение придется включить и другие условия. Проверьте, чтобы исполнитель указал (п. 14 Правил):

  1. Стоимость услуг кредитной организации.
  2. Информацию, которую заказчик впоследствии пропишет в платежном поручении (перед заключением договора согласуйте этот пункт с заказчиком).
  3. Список документов, подтверждающих исполнение госконтракта. Сроки проверки подтвердительной документации сотрудниками кредитной организации.
  4. Случаи отказа транзакции. Ответственность кредитора за неправомерный отказ.
  5. Обязанность банка предоставлять отчет в форме мониторинга по запросу Федерального казначейства. Документооборот осуществляется через систему передачи финансовых сообщений ЦБ РФ.

В п. 4 Правил указано, что стоимость услуг кредитного учреждения зависит от цены контракта и варьируется от 1% (ЦК — 15 миллиардов рублей и выше) до 1,15% при цене госконтракта от 500 миллионов и до одного миллиарда рублей.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство