22.12.2020

Кто сдает на аттестат аудитора. Аудитор. Аттестация аудиторов. Порядок выдачи и аннулирования аттестата аудитора. Повышение квалификации аудиторов. Учебная программа курса


Квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее - претендент):

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:

1) претендент не соответствует требованиям части 1 настоящей статьи;

2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию части 3 настоящей статьи.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.

Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является.

Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях:

1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным статьей 11 Федерального закона;

2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) несоблюдения аудитором требований статей 8 и 9 Федерального закона;

4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований настоящего Федерального закона или федеральных стандартов аудиторской деятельности;

5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;

6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:

7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 Федерального закона, за исключением случая, когда саморегулируемая организация аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь);

Рано или поздно специалист, имеющий хоть какое-то отношение к бухгалтерскому учету, задумывается, а не стать ли ему аудитором? Но для этого необходимо наличие квалификационного аттестата, получить который поможет Учебно-методический центр «Интеркон-Интеллект».

Что нужно для получения квалификационного аттестата?

Во-первых, необходимо соблюдение следующих формальных требований, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 №307-ФЗ :

  • наличие высшего образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования;
  • стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности, либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности ко дню объявления результатов квалификационного экзамена , не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Во-вторых, необходимо обладать набором определенных качеств, которые можно назвать неформальными требованиями для соискателя профессии аудитора. Например. Высококлассный аудитор должен уметь концентрировать свое внимание, быть терпеливым, аккуратным и вдумчивым. В тоже время, Вы должны быть готовы к тому, что во многих случаях работа аудитора связана с частыми командировками, непрерывной сменой ситуаций и общением с самыми разными людьми. Кроме того, аудитор должен быть «профессиональным занудой» – любить скрупулезно изучать документы и, при этом, уметь работать в самых разных командах, т.е. быть коммуникабельным.

Как и бухгалтер, аудитор работает с финансовыми документами. Он должен располагать большим объемом непрерывно "актуализируемых" знаний – всегда быть в курсе постоянно изменяющейся нормативной базы. Причем, в отличие от бухгалтера, имеющего дело с одним предприятием, аудитор должен обладать профессиональными знаниями по всему спектру особенностей бухгалтерского учета в различных отраслях хозяйственной деятельности, а значит, уметь учиться.

Аудитору постоянно приходится тщательно изучать множество документов в короткие сроки, и следовательно, уметь быстро перестраиваться и оперативно разбираться в новых финансово-бухгалтерских ситуациях. Работая с цифрами и документами, аудитор обязан ориентироваться в специфике учета в различных отраслях, чтобы компетентно формировать и отстаивать свою точку зрения. Аудитор всегда подписывается под своими заключениями и несет соответствующую ответственность, при этом, самое страшное для аудитора – потерять безупречную репутацию. Поэтому особенно важными чертами настоящего аудитора являются добросовестность и профессиональная честность.

Если Вы твердо решили стать аудитором, у Вас есть высшее образование, Вы, по Вашему убеждению, обладаете качествами, необходимыми для владения престижной профессией аудитора, то Вам – прямая дорога в Учебно-методический центр «Интеркон-Интеллект».

Чем Интеркон-Интеллект готов Вам помочь?

Для начала, Вам будет полезно приобрести базовые знания по аудиторской деятельности. Для этого в Учебном центре разработан специальный курс «Ассистент Аудитора. Практические аспекты участия в аудиторской проверке» . По окончании обучения слушатели получают реальную возможность устроиться на работу в аудиторскую организацию, что просто необходимо для получения стажа и опыта, без которых, в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" , невозможно получить квалификационный аттестат аудитора. Стаж работы в аудиторской компании на день объявления результатов квалификационного экзамена должен составлять не менее двух лет.

Еще один немаловажный положительный момент окончания курса «Ассистент Аудитора. Практические аспекты участия в аудиторской проверке» заключается в том, что все слушатели курса включаются в реестр «Ассистентов аудитора» СРО РСА.

Чтобы обрести уверенность в своих силах, довести знания, необходимые аудитору, до необходимого уровня, и тем самым максимально увеличить шансы на получение аттестата аудитора, претенденты могут в специализированных центрах, таких как УМЦ РСА.

Квалификационный экзамен состоит из двух частей: компьютерного тестирования и выполнения письменной работы.

К письменной работе допускаются только претенденты, сдавшие компьютерное тестирование и заплатившие за допуск к выполнению письменной работы.

Для ответов на все вопросы компьютерного тестирования претенденту предоставляется не более 2 часов 30 минут. Индивидуальный тест состоит из 50 вопросов (по 10 вопросов из каждой области знаний, определенной Советом по аудиторской деятельности).

Письменная работа проводится Единой аттестационной комиссией в течение двух дней:

  • в первый день претендент должен в письменной форме ответить на три вопроса индивидуального экзаменационного билета (по одному вопросу из следующих областей знаний: «Бухгалтерский учет и отчетность», «Налогообложение юридических и физических лиц», «Финансы организаций: менеджмент и анализ»);
  • во второй день претендент должен в письменной форме ответить на два вопроса индивидуального экзаменационного билета (по одному вопросу из следующих областей знаний: «Правовое регулирование хозяйственной деятельности и трудовых отношений», «Аудит») и решить практическую задачу.

Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение:

  • сдало квалификационный экзамен;
  • имеет на дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Если Вы решили стать аудитором, направьте в УМЦ РСА «Интеркон-Интеллект» заполненную анкету, и Вы получите аргументированное заключение (рекомендации) о Ваших возможностях получить аттестат профессионального аудитора. Мы гарантируем объективность заключения и рекомендаций, а также абсолютную конфиденциальность полученных сведений.

Аудитор, имеющий квалификационный аттестат аудитора, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам

Сфера аудита в России уже два года находится в ситуации перманентных реформ. Эти реформы отнюдь не рядового характера. Их разнообразие и интенсивность сообщают эмоциональный фон всему аудиторскому сообществу, так что с «палубы аудиторского корабля», например, можно услышать речь не только отдельных аудиторов, но и их представительного собрания: «Присутствующие на заседании круглого стола аудиторы Дальневосточного региона обсудили вопрос о состоянии рынка аудиторских услуг и пришли к единому мнению о том, что в стране последовательно проводятся мероприятия, направленные на полную ликвидацию отечественного аудита, на активное вытеснение небольших региональных аудиторских компаний с рынка аудиторских услуг» 1 .

Что это за мероприятия? Это введение института саморегулируемых организаций, многочисленных условий и платежей, связанных с вступлением в СРО, изменения в стандартах качества, контроле качества, введения системы внешнего контроля качества со стороны Росфиннадзора, изменения Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и многое другое.

Но самым шокирующим среди мероприятий реформы аудита в России стала новая аттестация для уже аттестованных аудиторов, упоминаемая в ФЗ «Об аудиторской деятельности» в качестве экзамена на получение единого квалификационного аттестата, сдаваемого «в упрощённом порядке». Согласно Закону, аудиторы вправе его сдавать до 1 января 2013 года. Закон не обязывает аудиторов проходить «упрощённые» испытания, но сильно ограничивает участие в аудиторской деятельности тех, кто не станет обладателем единого аттестата. Такие аудиторы уже с 1 января 2012 года не смогут не только подписывать аудиторские заключения общественно-значимых организаций, но осуществлять проверку банков, государственных унитарных предприятий с долей государственной собственности более 25%, обществ взаимного страхования, инвестиционных фондов, бирж и других типов объектов, упомянутых в статье 5 части 3 Федерального закона № 308 от 30 декабря 2008 года.

Органом, которому была поручена организация экзамена, стало Министерство финансов РФ. В сентябре 2009 года, через 9 месяцев после выхода упомянутого Федерального закона, на сайте Минфина издается проект положения об упрощенном экзамене, в котором проявляются его очертания.

Экзамен обещал быть жестким. Каждому аудитору готовился «индивидуальный тест» из 60 (или 30) вопросов. Вопросы из нескольких областей (в зависимости от типа аудиторского аттестата) - в основном, по бухгалтерскому учету в России и в европейских странах (МСФО). Учить «обычный» бухгалтерский учет коммерческих организаций предлагалось аудиторам, имеющим аттестат только аттестат по банковскому аудиту (напомним, это 4,6% аудиторов). Остальным 95,4% аттестованным профессионалам было необходимо постигнуть особенности бухгалтерского учета в специальных областях и секторах экономики: банках, инвестиционных фондах, негосударственных пенсионных фондах, страховых организациях, биржах и.т.д. Кроме этого, на экзамене предлагалось проверить знание ряда международных и российских законов из области борьбы с коррупцией, федеральных стандартов в области контроля качества аудита, и.т.д.

На выходе получался довольно большой объем вопросов, требующий знаний, освоить которые можно за пару месяцев занятий в группах подготовки, либо самостоятельно. При этом необходима полная изоляции от мира с учебниками и распечатанными текстами законов, инструкций, регламентов, положений (в общей сложности это несколько тысяч страниц машинописного текста).

Любопытно, что на фоне строгости проявились человеколюбие и гуманизм разработчиков аттестации (видимо, предчувствуя тяжесть ноши для целого профессионального сообщества, преимущественно, находящегося в постоянных командировках на объектах проверок, слеза прокатилась по щеке разработчиков), по крайней мере, в первоначальном виде Положения об экзамене, сдаваемом в упрощенном порядке. В этой редакции Положения аудиторам предлагалась льгота, дающая право вместо того, чтобы сдавать ряд областей знаний, прослушать специальный курс повышения квалификации. Через три месяца после публикации Положения (в начале ноября 2010 года), Проект превратился в Положение, утвержденное Приказом Минфина РФ от 30 сентября 2010 г. N 118н (то есть, задним числом), но обещанная льгота из него исчезла.

Аудиторские саморегулируемые организации были возмущены фактом отмены обещанных послаблений, и даже встречались с руководством Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности 2 , а также писали письма Министру финансов РФ 3 , но всё было бессмысленно: льгота по еще большему упрощению упрощённого экзамена не вернулась.

Для российских аудиторов начались суровые времена. В конце 2010 года всеми шестью саморегулируемыми организациями создается Единая аттестационная комиссия (ЕАК), которая должна непосредственно готовить экзаменационные тесты, вводить их в специально заказанную компьютерную программу, планировать расписание, проводить сам экзамен, публиковать результаты. Сайт ЕАК фактически появляется только после новогодних каникул, хотя там имелась новость от 30 декабря 2010 года 4 (поразительно, какое существенное значение в нашей стране имеет феномен «заднего числа»!)

От начала 2011 года и до середины марта наступило временное затишье, которое лишь время от времени прерывали новые события: так, на сайте ЕАК появилась информация о плате, взимаемой за сдачу упрощённого экзамена. Его стоимость для проходящих аттестацию составила 10000 рублей 5 . Сумма была на 500% больше, чем аудиторы платили за первичный (не упрощённый!) экзамен, когда его курировал МинФин РФ. Установление такого размера оплаты вызвало возмущение в аудиторском сообществе, и оно не стихает до сих пор. Министерство финансов РФ также рекомендовало снизить цену за экзамен, но как бы не в силах повлиять на ценообразование, поскольку формально ЕАК учреждалась не Министерством финансов, а саморегулируемыми организациями аудиторов. Резонно, что тот, кто учредил, пусть сам и разбирается (такая интонация звучит в ответе Минфина РФ саморегулируемым организациям аудиторов). 6

Единая аттестационная комиссия была торжественно непреклонна, но к 1 августа созрела для «как бы» уступок, и предложила скидку в оплате экзамена в размере 50%, но только для таких категорий аудиторов, которые, по мнению аудиторских СМИ 7 вряд ли составят и сотую часть сообщества. К льготным ЕАК отнесла такие редкие категории представителей аудиторской профессии, как ветеранов боевых действий, ликвидаторов аварии на ЧАЭС 1986-1987гг., доноров - граждан, награжденных знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР».

В случае провала на экзамене повторная сдача разрешалась, но до конца лета 2011 года в аудиторской среде ходили упорные слухи, что аудитор может рассчитывать только на две дополнительных попытки. Сомнения развеяла сама ЕАК, разместив на своем сайте FAQ в статье под названием «Упрощённо - не значит просто» 8 , где Директор комиссии дает ответы на наиболее спорные вопросы. И в ответ на вопрос «ограничено ли количество попыток» звучит торжественное «нет». Однако каждая новая попытка сдачи экзамена обойдется аудитору снова в 10000 рублей. Действительно, между упрощённостью и простотой пролегает какая-то невидимая финансовая грань…

Ситуация осложнялась и тем, что довольно долго не было понятно, как именно готовиться к экзамену. Очень многое в методологии подготовки зависит от того, как будет сформулирован вопрос теста. Для наглядности приведем пример из области экзамена «бухгалтерский учет в банках». Известно, что банковский план счетов содержит несколько десятков тысяч номеров. Когда для работы в банке аттестуют бухгалтера, квалификационным требованием к нему считается не только знание названий и правил корреспонденции этих счетов, но и их номеров. Эти требования обоснованы, так как бухгалтерский учет в банках - область специализации, несколько лет изучаемая в ВУЗах, готовящих работников кредитных организаций. Поэтому вопрос теста для банковского бухгалтера может быть сформулирован следующим образом:

«Денежные средства зачислены на корсчет банка при неправильном наименовании клиента:

Варианты ответов:

a. Д 30102 К 47418

b. Д 30102 К 47417

c. Д 30102 К 47416»

От аудитора, не знакомого с банковским бухгалтерским учетом (еще раз напомним, что это обладатели общего аттестата аудитора, которые составляют более 9/10 от всего аудиторского сообщества России), подобная формулировка вопроса требует знания номеров счетов. Это означает, что во время подготовки он должен затратить продолжительное время на заучивание соответствия названий номеров счетов их номерам. Но если в вопросе теста раскрывается название счета, то подобного запоминания не нужно.

Единая аттестационная комиссия долго не раскрывала информации о характере тестов, и опубликовала несколько примерных тестовых вопросов (от 6 до 8 в каждой области экзамена) меньше чем за неделю до первого экзамена, назначенного на 17 марта 2011 года. Однако для понимания того, как готовиться к «упрощённым испытаниям», предложенных вариантов оказалось явно недостаточно!

Возможно, что в ЕАК были слишком озабочены безопасностью тестовой базы. Действительно, в Положении о порядке упрощенного экзамена говорится о беспрецедентных мерах, направленных против несанкционированного доступа к тестовым вопросам. Так, согласно Положению №118н, ЕАК «обеспечивает сохранность документов и материалов, связанных с проведением и сдачей упрощенного экзамена»; Далее в тексте документа говорится: «Единая аттестационная комиссия обеспечивает осуществление необходимых организационных и технических мер для защиты перечня вопросов, предлагаемых претендентам на упрощенном экзамене, от неправомерного или случайного доступа к нему, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения вопросов, а также от иных неправомерных действий» 9 .

Кроме вопросов безопасности доступа к тестам, в Положении говорится об обязанности ЕАК периодически обновлять тестовую базу: «Перечень вопросов, предлагаемых претендентам на упрощенном экзамене, подлежит обновлению ежеквартально не менее чем на 30 процентов». 10

На практике база вопросов обновляется гораздо более существенно, чем на 30%. Аудиторы, принимавшие участие в сдаче экзамена два раза (и более двух раз), свидетельствуют о том, что каждую новую сессию экзамена тесты меняются очень сильно, в том числе, по сценарию вопроса. Например, в одном случае вопросы формулируются по принципу «вставьте пропущенное слово» из нормативного акта, а в другом предлагается решить задачу или хозяйственную ситуацию. Ни методологи ЕАК, ни какие-либо другие уполномоченные лица никого не информируют, как вопросы будут сформулированы. Аудитор приходит на экзамен, садится за компьютер и видит вопросы своего теста на экране.

Любому профессиональному тестологу или методологу, знающему принципы аттестации, должно быть понятно, что подобный подход прямо влияет на специфику подготовки и количество времени, затрачиваемого на неё. Если требуется наизусть выучить нормативный акт как «школьное стихотворение», чтобы точно помнить последовательность слов и не ошибиться в варианте ответа, требуется нагрузка на память. Времени на такое «зазубривание» нужно много. В случае, когда вопрос теста требует решения задачи, актуальны другие навыки и умения, а готовиться нужно иначе.

Логично, что для целей качественной подготовки к упрощённому экзамену нужно было начинать с методологии, обучения преподавателей. Никто не мешал также сообщить аудиторскому сообществу, где и как готовиться к экзамену, а не отпускать аудиторов «в свободное плавание» на неограниченное количество попыток в размере 10000 рублей каждая. По всей видимости, в исполнительном органе, ответственном за проведение экзамена, провели политический, но не этический баланс между стремлением исполнить всю «букву» Положения 118н и ответственностью перед физическими лицами - аудиторами, вынужденными проходить дополнительную аттестацию для того, чтобы оставаться в своей профессии.

Так был организован экзамен со стороны ЕАК. К этому стоит добавить слабую методологическую поддержку аудиторов со стороны СРО аудиторов. Первое, и самое лучшее, что могли сделать СРО - это заявить программы подготовки к упрощенному экзамену в числе программ обязательного ежегодного повышения квалификации. Но впервые об этом заговорили в Аудиторской палате России в мае-июне 2011 года, а практически подобные курсы подготовки (в виде 40 часов ежегодного повышения квалификации с выдачей сертификата, подтверждающего действительность аттестата аудитора) стали засчитываться не ранее конца августа 2011 года.

Первыми на вызов упрощённого экзамена откликнулись учебно-методические центры (УМЦ), проводящие курсы повышения квалификации аудиторов. Они предложили своих (и нанятых из ВУЗов) преподавателей дисциплин, проверяемых на упрощённом экзамене. Однако УМЦ действовали на свой страх и риск, не зная содержания вопросов и характера тестов.

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что аудиторы уже давно не студенты (вспомним статистику, согласно которой почти половина аудиторов России старше 45 лет), и в силу своей профессиональной занятости, у них просто катастрофически не хватает свободного времени. В редкие выходные, когда аудиторы не находятся по служебным заданиям в командировках, их ждут дети, родственники, дела, которые никто за них не сделает.

Все вышеперечисленное сильно усложняло задачу качественной подготовки аттестованных аудиторов к условиям дополнительной аттестации. Это отразилось на количестве сдававших, так и на результатах упрощённого экзамена. Приведем данные по статистике:

Первый экзамен, назначенный Единой аттестационной комиссией, прошел 21 марта 2011 года. Было допущено 13 человек, сдали 5 (38% сдавших). Результаты второго экзамена от 27 апреля 2011 года, такие: из 25 аудиторов прошли испытание 9 (39%). Третий экзамен проходил 26 мая 2011 года: из 42 претендентов набрали проходной балл 12 участников (28,6%). На экзамене 29 июня 2011 года участвовали 114 человек; сдали 38 аудиторов (34,9%). Пятый экзамен - 20 июля 2011 года. Из 158 аудиторов получили единый аттестат аудитора 77 человек (50% сдавших). 10 августа 2011 года проходил шестой экзамен. Количество кандидатов - 178, сдали экзамен 54 человека (31%). 15 сентября 2011 года допущены к экзамену 85 претендентов, сдали 34 (41%). 30 сентября участвовало 338 претендентов, сдали 98 человек (29,6%). Сессия от 13 октября 2011 года принесла такие результаты: из 145 аудиторов сдали 35 (25%), 27 октября 2011 года из 456 претендентов сдали 138 (31%), 17 ноября 2011 года сдававших было 481, а сдавших 144 (31%).

Если суммировать все результаты, то к настоящему времени было 2035 допусков к упрощенному экзамену. В числе этих допусков есть кандидаты, сдававшие экзамен несколько раз, поэтому абсолютное число аудиторов примерно на 30-40% меньше, то есть около 1200 - 1300 человек. Из них успешно прошли тестирование 644 человека (31,6% от абсолютного числа попыток).

Таким образом, по состоянию на начало декабря 2011 года, из 26566 аудиторов, состоящих в саморегулируемых организациях аудиторов, получат единый аттестат аудитора 644 человека, или 2,42% от численности аудиторского сообщества России!

Ситуация с упрощённым экзаменом в конце 2011 года напрямую влияет на надвигающуюся перспективу 2012 года, когда, согласно Закона №308-ФЗ, аудиторам, не имеющим единого аттестата, запрещено участвовать в аудиторской деятельности по проверке всех общественно-значимых организаций и учреждений, подлежащих . Для российского аудита эта ситуация, без преувеличения, кризисная. Предположим, что до конца 2011 года, согласно наметившейся прогрессии сдачи упрощённого экзамена, его сдадут еще 200 человек, то есть количество обладателей единого аттестата к началу 2012 года будет составлять 850 человек. Эти аудиторы должны будут проверять все подлежащие (только этот сектор представляет собой более 5% от всего рынка аудиторских услуг!), банки (огромный объем работы!), инвестиционные фонды, биржи, страховые организации и другие общественно-значимые субъекты хозяйственной деятельности, (их список, по всей видимости, ещё далек от окончательной редакции).

Учитывая неравномерность распределения аудиторов с единым аттестатам среди более чем 5000 аудиторских компаний в России, к началу 2012 году возможны два следующих сценария:

Передел аудиторского рынка, то есть передача общественно-значимых организаций как клиентов в те аудиторские фирмы, где уже есть аудиторы с единым аттестатом.

- «охота» аудиторских организаций за аудиторами - обладателями единого аттестата, предложение им лучших условий (по сравнению с аудиторами, обладающими аттестатами «старого образца»).

В своей худшей реализации второй сценарий содержит в себе опасный потенциал, когда единый аттестат может стать предметом аренды 11 . С другой стороны, обладатели единого аттестата получили его дорогой ценой, поэтому вряд ли эти аудиторы столь легкомысленно будут относиться к своей профессиональной карьере (тем более, что аудитор за подобные действия точно будет подвергнут дисциплинарной, но не исключено, что и уголовной ответственности).

Нельзя сказать, что в данной критической ситуации саморегулируемые организации аудиторов бездействуют. Попытки повлиять на ситуацию были. Уже упоминались несколько писем и обращений в Министерство финансов РФ, подписанных всеми СРО. Однако все до единого случая «достучаться» до государственного регулятора аудиторской деятельности были безуспешными. Наиболее отчаянное желание повлиять на сложившуюся ситуацию очевидно из инициативы СРО Институт профессиональных аудиторов России (ИПАР). На сайте ИПАР в разделе «новости» сравнительно недавно был опубликован текст обращения аудиторов в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС), в Министерство юстиции РФ, в Министерство финансов РФ, и даже в Высший совет партии «Единая Россия» 12 .

Обращение очень эмоционально, его формулировки отражают высокую степень озабоченности ситуацией, в которой целое профессиональное сообщество оказалось «бесправным» и неспособным как-либо повлиять на свою судьбу. Повторной аттестацией «нарушаются конституционные права», «процедура сдачи экзамена… не выдерживает никакой критики», упоминается «некорректность формулировок экзаменационных вопросов и ответов к ним» и др. И все же, несмотря на такой очевидный «крик о помощи», но учитывая сложившиеся тенденции реформы аудита в России, можно попробовать заранее спрогнозировать ответ государственных и партийных органов - респондентов обращения.

Реформа аудита в России находится в той стадии, когда условный «поворот обратно» уже невозможен даже в случае серьезного изменения политического расклада. Выразим частное мнение: по всей видимости, реформа аудита связана с антикоррупционной составляющей. В ситуации «зашкаливающей» за здравый смысл системной коррупции в России не столь важно (и даже опасно) установление объективных факторов или даже лиц, виновных в формировании и поддержании огромного коррупционного «бюджета теневой экономики». Более результативной становится попытка использовать возможные ресурсы для исправления такого положения дел. В перспективе такого видения, аудитор, имеющий прямой доступ к документам учета и отчетности на предприятиях, подлежащих аудиту, выглядит как лицо, от которого можно ожидать информирования соответствующих органов о фактах коррупции, либо легализации доходов, полученных преступным путем.

Для того, чтобы достигнуть целей, поставленных реформой, нужно сформировать принципиально новое профессиональное сообщество аудиторов, в котором изменится качество требований к представителю «проверяющей» профессии. Это сращение обширных знаний, опытности, высоких стандартов этики, безупречной репутации, а также понимания задач, поставленных государством, то есть определенного вида патриотизма. Инструментально такое сообщество уже создается с помощью «упрощённого экзамена» как серьезного барьера для «старого аудита», и вряд ли идеологи реформы аудита смогут найти что-то лучше, чем деятельность Единой аттестационной комиссии. Поэтому что-то радикально менять (может быть, за исключением вопроса ценообразования упрощенного экзамена, которым может заинтересоваться ФАС) вряд ли заинтересован кто-то из адресатов упомянутого выше письма одного из СРО аудиторов.

Как развитие батальных событий в ноябре 2011 г. завершилась государственная регистрация Национального Союза аудиторских объединений (НСА), созданная как ассоциация саморегулируемыми организациями аудиторов: Некоммерческим партнерством «Институт профессиональных аудиторов России» (ИПАР), Некоммерческим партнерством «Московская аудиторская палата» (МоАП), Некоммерческим партнерством «Российская Коллегия аудиторов» (РКА), Некоммерческим партнерством «Аудиторская Ассоциация Содружество» (ААС).

На первом, после регистрации, общем собрании Союза 23.11.11 г. главное внимание было уделено Обращению аудиторов России к президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву и председателю Правительства Российской Федерации, председателю партии «Единая Россия» В.В.Путину, в котором описана катастрофическая ситуация, сложившаяся в сфере аудиторских услуг. 13

Как бы далее не развивались события, уже сейчас очевидно, что рынок аудита в России переживает серьезные потрясения. Только немногие участники этого рынка, откликаясь на вызов времени, предлагают услуги, направленные не на попытки политического влияния на происходящие события (пока все они оказались бессмысленными). Гораздо полезнее в такой ситуации - экономическое решение проблемы аудиторских компаний, оказавшихся в крайне затруднительном положении. Например, в компании « » уже в настоящее время работает система обслуживания аудиторских компаний, позволяющая им выжить на рынке аудиторских услуг, снизив издержки на обслуживание клиентов, и сохранив свой бизнес.

В перечень услуг для аудиторских компаний включаются помощь в прохождении контроля качества со стороны СРО, а также контроля, проводимого Росфиннадзором; подготовка аудиторов компании к упрощённому экзамену, которая предполагает как занятия в группах подготовки, так семинары по методологии самостоятельной подготовки. Отдельная услуга, которая уже сегодня востребована - обслуживание клиентов силами специалистов, имеющими единый квалификационный аттестат аудитора. Если мы поможем себе сами, то сумеем сохранить наш общий аудиторский корабль, и он сможет пережить любой шторм!

С 1 января 2011 г. в Российской Федерации введены международные правила квалификационной аттестации аудитора.

Аудитор, сдавший успешно квалификационный экзамен и обладающий всеми необходимыми качествами, предусмотренными ст. 11 Федерального закона от 30.12.08 г. № 307 «Об аудиторской деятельности», получает единый квалификационный аттестат аудитора, который дает ему право вести аудиторскую деятельность в любой экономической области.

Генеральный директор ООО "Философия Аудита", Курбанова Анжелла Владимировна подтвердила свою квалификацию и стаж работы и успешно сдала квалификационный экзамен.

С 1 января 2012 г. российские аудиторы, не получившие единый квалификационный аттестат, не имеют право подписывать аудиторские заключения, если ценные бумаги аудируемой организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности.

(ст. 5, Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 11.07.2011, с изм. от 21.11.2011) "Об аудиторской деятельности")

Сотрудниками ООО "Философия аудита" получен единый квалификационный аттестат, позволяющий выдавать аудиторские заключения всем без исключения организациям, отчетность которых подлежит обязательному аудиту.


На фотографии слева направо:
Смагина Н.В.(директор ООО "АФ "Интеркон"), Яманушкина И.Б. (ООО АКГ "Я.Н.С.Аудит"), Тотчиев А.Б., Перковская Д.В., Габович Г.Б. (член Правления), Лобова Т.В. (член Правления), Кузнецова Н.Д. (ЗАО "НКГ "2К Аудит - Деловые консультации"), Пантелеев А.С. (ЗАО "Группа Финансы"), Курбанова А.В. (ООО "Философия аудита"), Фролов К.К. (ЗАО "АФ Константа");
Мельникова Н.Е. (директор УМЦ МоАП "Интеркон-Интеллект"), Ярцева Н.М. (член Правления), О.В.Терентьева (зам. предс. Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, независимый член Правления), Колбасин В.И. (председатель МоАП), Егоров М.Е. (председатель Правления МоАП), Трашкова И.А. (рук. службы аттестации и повышения квалификации МоАП)

Выписка из Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ

(ред. от 11.07.2011, с изм. от 21.11.2011) "Об аудиторской деятельности"

(с изм. и доп., вступающими в силу с 03.11.2011)

Статья 11 Квалификационный аттестат аудитора.

1. Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее - претендент):(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)1) сдало квалификационный экзамен;2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

2. Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом. Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией из областей знаний, одобренных советом по аудиторской деятельности.(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

3. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

4. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

5. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

6. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:1) претендент не соответствует требованиям части 1 настоящей статьи;2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию части 3 настоящей статьи;3) со дня принятия единой аттестационной комиссией решения о сдаче квалификационного экзамена до дня получения саморегулируемой организацией аудиторов от претендента заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора прошло более одного года.(п. 3 введен Федеральным законом от 01.07.2010 N 136-ФЗ)

7. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом. Саморегулируемая организация аудиторов не вправе выдвигать какие-либо требования или условия при выдаче квалификационного аттестата аудитора. Саморегулируемая организация аудиторов вправе взимать плату за выдачу квалификационного аттестата аудитора, размер которой не должен превышать затраты на его изготовление и пересылку. Датой выдачи квалификационного аттестата аудитора считается дата принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения о выдаче аттестата аудитора.(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

8. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.

9. Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим аудиторскую деятельность в целом, является Федеральный Закон №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Согласно ст. 4 данного закона аудитор - это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Почему в законе так четко определено, что аудитором может являться только лицо, получившее квалификационный аттестат? Потому что получение такого аттестата является подтверждением высокого уровня профессиональной подготовки аудитора, а это залог того, что проведение аудиторских проверок и оказание иных аудиторских услуг будет осуществлено на самом высоком уровне.

Прядок выдачи (отказа от выдачи) и аннулирования квалификационного аттестата определен в том же законе, что и понятие аудитора (в ст. 11 и 12).

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности - это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

Данная аттестация проводится в форме квалификационного экзамена, а сам аттестат выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендент:

  • 1) сдало квалификационный экзамен;
  • 2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Кроме этих требований, у претендента должно быть высшее образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

В последние несколько лет обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора существенно изменились в сторону ужесточения, что связано с реформированием системы аттестации аудиторов в России.

Так, до вступления в силу ст. 11 ФЗ "Об аудиторской деятельности" для получения квалификационного аттестата рекомендовали применять следующие требования:

  • 1) безупречная репутация (с возможным представлением как минимум двух рекомендаций);
  • 2) наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования с государственной аккредитацией, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании (возможен "вход" в профессию с высшим образованием по любой специальности);
  • 3) наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет (на момент аттестации практический опыт должен составлять не менее трех лет, из которых 90 недель должны быть в аудите, в том числе 45 недель, - в обязательном аудите).

Порядок проведения квалификационного экзамена устанавливается уполномоченным федеральным органом. Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией из областей знаний, одобренных советом по аудиторской деятельности.

Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией. За выдачу квалификационного аттестата также может быть предусмотрена плата, но ее размер не должен превышать затраты на изготовление и пересылку аттестата.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов РФ через учебно-методические центры (УМЦ) следующие документы:

  • а) заявление;
  • б) заверенную в установленном порядке копию диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;
  • в) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);
  • г) свидетельство Министерства образования РФ о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);
  • д) копию платежного документа о внесении платы за проведение аттестации;
  • е) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ.

Несмотря на то, что квалификационный аттестат имеет единую форму, он выдается по нескольким различным направлениям аудита:

  • - общий аудит;
  • - аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
  • - аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков);
  • - аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит).

Экзамены по отдельным типам квалификационных аттестатов аудитора, проводятся один раз в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах, своевременно подавших необходимые документы.

Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведением письменно-устной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней). В период квалификационного экзамена письменно-устная работа проводится исключительно по местонахождению учебно-методического центра. Квалификационные экзамены сдаются на русском языке.

Информация о дате и месте проведения квалификационного экзамена доводится до сведения претендентов учебно-методическими центрами не менее чем за 5 дней до намеченной даты его проведения. Конкретные даты проведения квалификационных экзаменов устанавливаются Министерством финансов РФ.

Обычно сдаче квалификационного экзамена предшествует отдельное обучение в одном из УМЦ.

Так как действующий закон об аудиторской деятельности был принят относительно недавно в 2008 году, то возник вопрос о выдаче квалификационных аттестатов согласно новому закону. Было принято решение, по которому в 2009 - 2010 гг. проведение экзаменов и выдача аттестата проводились согласно старому закону №119-ФЗ, а начиная с 01.01.11 г. - по новому закону №307-ФЗ. При этом квалификационные аттестаты, полученные как до 01.01.09 г., так и в период между 01.01.09 и 01.01.11 г. не подлежат обмену, их обладатели не обязаны проходить какое-либо переобучение и (или) пересдачу квалификационного экзамена.

С 01 января 2011 г. эти лица вправе участвовать в аудиторской деятельности в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в обязательных аудиторских проверках. В случае если названные лица пожелают участвовать в аудиторской деятельности без ограничения типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, а также в проведении обязательного аудита, они должны сдать (до 01 января 2013 г.) квалификационный экзамен в упрощенном порядке, который будет установлен уполномоченным федеральным органом, либо сдать (с 1 января 2013 г.) квалификационный экзамен в общем порядке.

Так, 1 ноября 2012 года на упрощенный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора нового образца явились 1198 претендентов. Процент сдавших экзамен достиг 30%.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:

  • 1) претендент не соответствует основным требованиям;
  • 2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента в части образования;
  • 3) со дня принятия единой аттестационной комиссией решения о сдаче квалификационного экзамена до дня получения саморегулируемой организацией аудиторов от претендента заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора прошло более одного года.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.

Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является.

Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Кроме отказа в выдаче квалификационного аттестата, уже выданный аттестат может быть аннулирован в случаях:

  • 1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям;
  • 2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
  • 3) несоблюдения аудитором требований ФЗ "Об аудиторской деятельности" в части независимости аудитора и аудиторской тайны;
  • 4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований ФЗ или федеральных стандартов аудиторской деятельности;
  • 5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;
  • 6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:
  • 7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации;
  • 8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор, а в отношении квалификационного аттестата аудитора лица, не являющегося членом ни одной саморегулируемой организации аудиторов, - саморегулируемая организация аудиторов, выдавшая этот квалификационный аттестат аудитора.

Решение саморегулируемой организации аудиторов об аннулировании квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство