06.08.2020

Финансовая грамотность в школе. Уроки финансовой грамотности в школе: для чего нужны и что дадут? Что такое деньги, и для чего они нужны


Действительно, на сегодняшний день, обрисовал ситуацию замминистра финансов Сергей Сторчак, «типичная российская черта - это чрезмерная доверчивость и неспособность планировать семейный бюджет даже на среднесрочную перспективу». А отсюда и масса проблем, которые теперь будут учить решать с детства благодаря новому школьному курсу таким образом, чтобы «молодое поколение впоследствии позитивно влияло на родителей». В этой связи для школьников уже создали примерные образовательные программы по финансовой грамотности, включающие такие важнейшие вопросы, как формирование доходов семьи; семейные финансовые риски; заёмные средства и различные виды займов (например, чем ипотека отличается от автомобильного кредита); важность пенсионных накоплений и многое другое. В ближайшее время она будет включена в федеральный реестра примерных программ и тем самым получит официальный статус, а затем двинется непосредственно в школы. Правда, изучаться новый предмет будет не отдельно, а в рамках обществознания, предположительно заняв до трети общего времени, отпущенного на его изучение, а также и в других дисциплинах. Например, на математике в виде решения задач вроде: сколько работник получит на руки после уплаты налогов при такой-то зарплате.

Пока финансовую грамотность предполагается ввести в старших классах (в 10-11-х), а также в основной школе (7-9-е классы) как на основных уроках, так и внеурочно. Однако некоторые элементы предмета при желании школы можно проходить и раньше - хоть с малышами, если грамотно составить для них те же арифметические задачи. В будущем же, не сомневаются в Минфине с Минобром, финансовая грамотность должна охватить всю школу от мала до велика. А соответствующие разделы войдут составной частью в новые учебники, и прежде всего по обществознанию.

Дополнительной учебной нагрузки для детей с введением в целом нужного нового школьного предмета в Минобрнауке надеются избежать. Однако один вопрос, как минимум на начальном этапе остается открытым. Причем вопрос важнейший.

По последним данным международных исследований финансовой грамотности, лишь 4% 15-летних школьников нашей страны показали хорошие знания в этой области. Уровень же наших взрослых очевидно ещё ниже. Но именно они будут учить детей. Правда, и Минфин, и Минобрнауки, и Банк России уже развернули переподготовку учителей. Но образованцы успели подготовить лишь 85 тьютеров, которые будут учить остальных непосредственно на местах и только-только готовят еще сто, уточнила Третьяк «МК». Банк России, также участвующий в подготовке тьютеров, лишь готовит электронные уроки, дополнил первый зам главы банка Сергей Швецов. А Минфин лишь создаёт методические центры повышения квалификации учителей, на сегодня обучив и запустив в немногочисленные школы, где прошла апробация нового курса всего 200 спецов. В будущем, конечно, там предполагается обучить 500 преподавателей вузов, 2,5 тысячи учителей и 3,4 тысячи тьютеров. Но это дело «прекрасного далека». А кто начнет учить детей ближайшей осенью - остается загадкой.

Гаврилюк Виктория Владимировна
Должность: учитель музыки и экономики
Учебное заведение: МАОУ "Лицей "Солярис"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация курса "Финансовая грамотность" в школе в рамках введения ФГОС".
Дата публикации: 09.01.2018
Раздел: среднее образование

«Реализация курса «Финансовая грамотность» в школе

в рамках введения ФГОС».

Программы

обучения

действующей

российского

образования

охватывают

практически

жизнедеятельности

современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников

взрослой

Исключением

недавнего

являлась

практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то

есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит

в список стран с высоким уровнем развития экономики.

2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен

– в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых

детей не только учат бережно обращаться с деньгами, но и рассказывают, как

можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.

Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и

афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег. В

условиях, современной экономики, в ситуации инфляции наша задача научить

детей правильно оценивать финансовую ситуацию в постоянно меняющихся

экономических условиях не только для ведения будущей профессиональной

деятельности, но и в рамках семьи.

Молодость – это время больших возможностей и важных финансовых

решений. Поэтому важно повышать финансовую грамотность уже с раннего

возраста, ведь впереди в жизни будет много важнейших финансовых решений,

ошибка в принятии которых может даже ухудшить уровень жизни и отдалить

важные финансовые цели.

процессе

внедрения уроков

финансовой

грамотности в

первую очередь необходимо было решить два основных вопроса:

Предоставление необходимой информации - разработка учебников с

Подготовка

преподавательского

обучения

дисциплине.

сегодняшний

проблема

подготовки

качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые

специалисты:

банковские

работники,

преподаватели,

финансисты,

сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования

и другие.

Учителям

пришлось

обучение

спецкурсах,

познакомились с основами финансово-экономических отношений.

Школьный

финансовой

грамотности охватывает

следующие

понятия и темы:

составление и расчет семейного бюджета;

денежные операции в банках и других структурах;

сделки, связанные с риском;

денежные вознаграждения;

наличие ответственных органов за финансовые услуги;

личные сбережения - излишество или прок;

тонкости кредитов и депозитов;

права и обязанности участников финансово-экономических отношений;

управление денежными потоками;

агрессивная политика банков;

активы и пассивы (доходы и расходы);

страхование и пенсионные выплаты;

наличие и безопасное использование пластиковых карт.

Реализация курса возможна в различных сферах образования:

Проектная деятельность;

Внеурочная деятельность;

Интеграция в урочную деятельность;

Внеклассная работа;

Социальное партнерство.

Главные аспекты при реализации курса.

метапредметность

межпредметностью,

выступают

Приставка

означает

«через», «над», то есть подразумевает выход за рамки предмета; усвоение

знаний не самих по себе, а в применении к жизненным ситуациям и разным

областям деятельности человека.

формирование

финансовой

грамотности

школьников

пример реального применения метапредметных принципов в школе сегодня.

Бесспорно, для такой обширной и сложной темы нужны новые дисциплины, в

частности экономика, которая начинает вводиться в программы обучения. Но и

базовые предметы могут внести большой вклад в освоение курса.

Практически

использовать

элементы

финансовой грамотности. Решая задачи, которые включают в себя величины

цены, количества, стоимости, проценты, учащиеся учатся теоретически решать

финансовые

проблемы.

литературы

происходит

обсуждение

ситуаций,

связанных

прочтением

произведений,

упоминаются

различные

социальные

финансовые

ситуации,

учащимися

высказывается

собственная

формируется

устойчивое

понимание

правильной модели социального и финансового поведения. Уроки истории,

географии, обществознания дают больше возможностей включать элементы

финансовой грамотности и социальной компетентности учащихся.

2. Учебные пособия - это не догма, а руководство к действию.

Программа

Финансовой

грамотности

составлена

таким образом, чтобы она могла легко трансформироваться.

Надо понимать, что

учитель не ставит цель вырастить из ученика

банковского

работника

инвестиционного

аналитика.

финансовая грамотность - это совокупность БАЗОВЫХ знаний в области

финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных

финансов,

позволяют

человеку

правильно

подбирать

необходимый

финансовый

оценивать,

которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать

сбережения

определять

сомнительные

(мошеннические)

вложения

3. Основной вид деятельности - игры и кейсы.

Игра является одной из форм активного обучения.

Игровые виды деятельности учащихся на уроках создают атмосферу

естественного общения. При этом у детей снимается ненужное напряжение и

повышается

учебному

процессу.

позволяет

спрятанные

возможности,

непременно

приводят

школьника

успешному освоению материала. Позволят они и сформировать необходимые

общественной

практики

воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности. Играя, ученики

аукционов,

выпускают

составляют

семейный бюджет, сталкиваются с финансовыми задачами, которые решают

взрослые

повседневной

соотносить

происходящее

реальностью.

тренирует

обращения

деньгами и воспитывает финансовую ответственность.

кейс-метод,

конкретных

ситуаций, метод ситуационного анализа) - техника обучения, использующая

описание

реальных

экономических,

социальных

бизнес-ситуаций.

Обучающиеся

исследовать

ситуацию,

разобраться

предложить

возможные

основываются

реальном

фактическом

материале

приближены

реальной ситуации.

4. Финансовая грамотность - элемент социализации.

Школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь -

академические

Финансовая

культура

современном

развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым

элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность

позволит

человеку

зависеть

обстоятельств,

системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые

будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для

дальнейшего развития общества».

Финансовая грамотность - это инструмент, и наша задача - научить

школьников пользоваться этим инструментом.

5. Деятельность учащихся на занятии.

Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать -

Основная

особенность

деятельностного

заключается

деятельности обучающихся. Дети «открывают» новые знания сами в процессе

самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет

эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных

алгоритмов

действия.

полученные

приобретают

личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по

Безусловно,

реализации

«Финансовая

грамотность»

обойтись

помощников.

Существует

обучению

школьников

финансовой грамотности, а также игры, олимпиады и тестовые задания.

Финансовая грамотность в школе

Ваши финансы

Сайт «Экономика для школьника»

Портал Хочу. Могу. Знаю

финансовой

грамотности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для

кого-то - определиться с выбором будущей профессии.

Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно.

Ведь правильное распоряжение финансами - верный ключ к богатству и

И как сказал Роберт Кийосаки:

"Если вы считаете, что обучение стоит дорого,

попробуйте узнать, сколько стоит невежество".

C 1 сентября в российских школах начались занятия по финансовой грамотности. Пока - факультативно, а в дальнейшем - в рамках предметов обществознание, ма-тематика, ОБЖ, история и география. Первопроходцы - Татарстан, Саратовская, Волгоградская, Томская, Калининградская области, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края.

Корреспондент "РГ" ознакомился с учебниками, по которым будут заниматься не только дети, но и родители и педагоги со 2-го по 11-й классы. Для них выпустили материалы, разработанные в рамках проекта Минфина РФ и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ".

О том, как правильно воспитывать в себе и своем ребенке бережное отношение к деньгам и стоит ли материально поощрять детей, на своем примере рассказал директор проекта Андрей Бокарев.

Андрей Андреевич, дети в последние годы намного чаще стали сами покупать товары, использовать мобильные приложения, пластиковые карты... И все это - подражая взрослым. А насколько сами россияне подкованы в финансовых вопросах?

Андрей Бокарев: Все социсследования показывают, что мы далеко не аутсайдеры в вопросах финграмотности, скорее уверенный "середнячок". Есть очевидные лидеры - Великобритания, Австралия, Новая Зеландия. Их лидерство обусловлено тем, что они к пониманию важности финграмотности пришли 20 лет назад, тогда же у них появились первые программы, которые другие страны используют для тиражирования опыта. Причем Россия соседствует в рейтингах со странами, для которых характерен высокий уровень дохода на душу населения, что еще раз доказывает, что проблемы финграмотности свойственны всем странам, независимо от стадии экономического развития.

Что отличает именно нас?

Андрей Бокарев: Одна из ключевых проблем заключается в том, что в России люди не осознают важность и значимость финансового планирования своего бюджета. К сожалению, последние исследования НАФИ показывают: не более 10 процентов российских семей планируют свои расходы на срок более месяца. Другая проблема - люди не знают, куда они могут обратиться за защитой своих прав в случае недобросовестного оказания им финансовых услуг. Многие считают, что этими вопросами занимается Сбербанк. К сожалению, редко упоминают Центробанк и Роспотребнадзор, мало кто вспоминает про общества защиты прав потребителей. Но даже если респонденты и знают, куда идти со своими претензиями, то более 60 процентов из них не станут этого делать, будучи уверенными, что у них нет шансов выиграть в споре с банками. Хотя практика показывает, что почти в 90 процентах судебных исков решение выносится в пользу пострадавшей стороны. Ситуация небезнадежна.

Люди привыкли учиться финансовой грамоте на своих ошибках. Видимо, лучше, если знания и навыки прививают с детства. Но с какого возраста и нужно ли?

Андрей Бокарев: Однозначно нужно. Дети в школах проходят много предметов, знания по некоторым из них вряд ли им пригодятся в повседневной жизни, если, конечно, конкретная наука не станет их призванием. К примеру, если вы не математик или инженер по профессии, то не думаю, что когда-нибудь вы вспомните про таблицы интегралов или про тангенсы с котангенсами. А вот все, что связано с финансами, - это наша с вами реальность.

В прошлом году 5 регионов попробовали пройти курс финграмотности. Сколько россиян сделали первый шаг?

Андрей Бокарев: В тестировании тогда участвовали более семи тысяч детей, родителей и педагогов. Учебники получили одобрение, и уже с нового учебного года многие школы в пилотных регионах начинают по ним преподавать финансовую грамотность. Сейчас под эгидой минобрнауки идет работа по включению основ финансовой грамотности в курс обществознания. Впоследствии мы планируем включить отдельные аспекты курса в другие школьные предметы, к примеру, в курс математики. Это может быть цикл задач на решение простейших ситуаций семейного бюджета.

Допустим, школа выразила готовность обучать детей финграмотности. Кто будет ее преподавать?

Андрей Бокарев: Сейчас мы занимаемся созданием федеральных и региональных методических центров. До конца 2017 года в этих центрах пройдут обучение свыше 15 тысяч преподавателей, которые в дальнейшем будут в школах вести уроки. Пройти курс и получить сертификат может учитель любой квалификации. Но мы полагаем, что львиная доля участников придется на учителей обществознания.

Родители стараются обеспечить самостоятельность ребенка тем, что выдают ему деньги на карманные расходы. Какой суммой, на ваш взгляд, следует ограничиться, чтобы не избаловать ребенка?

Андрей Бокарев: Сколько давать ребенку на карманные расходы, каждая семья решает самостоятельно в зависимости от достатка. Однозначного ответа нет. С точки зрения того, нужно ли это делать, считаю, что карманные деньги у детей должны быть. Дети должны на личном опыте ощутить ценность денег.

Большая ответственность лежит на родителях, которые должны донести до детей, что деньги берутся не из ящичка комода, что в семье есть ограниченный бюджет. И с определенного возраста, условно с 8-10 лет, уже можно подключать ребенка к обсуждению семейных расходов. Участие в планировании бюджета позволит ему чувствовать себя полноценным членом семьи. Сейчас, к сожалению, 77 процентов российских семей, имеющих детей, вообще не разговаривают с ними о деньгах. Нет такой традиции, нет и практических навыков.

Финансовой грамоте обучат воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов

В свое время британские коллеги столкнулись с тем, что больше 60 процентов молодых людей, заканчивающих школы и колледжи, оказались закредитованными. И неудивительно: подростки снимают жилье, активно пользуются гаджетами, делают покупки в Интернете. Именно эта ситуация заставила британцев прививать основы финграмотности детям еще в школе.

Вот у ребенка есть деньги от мам-пап, бабушек-дедушек. Что делать дальше: навязчиво советовать ребенку, как лучше потратить средства, или позволить ему распоряжаться первыми финансами?

Андрей Бокарев: Чтобы воспитывать у ребенка ответственное отношение к деньгам, ему необходимо дать возможность самому решать, на что их тратить. Родители должны помочь лишь советом, например, как на карманные деньги накопить на покупку.

Очень показателен простой арифметический расчет. Предложите ребенку, к примеру, отказаться от вредных лакомств - чипсов или газировки. Таким образом, в день он сможет сэкономить условно 50 рублей - на первый взгляд кажется немного, а в месяц - уже полторы тысячи рублей, за год набегает 18 тысяч. Или предложите поделить деньги на две части: первую пусть он тратит на что угодно, вторую - в копилку. Даже если он не послушает вас и решит "спустить" деньги на мелкие каждодневные радости, не надо его за это "пилить". Просто в следующий раз, когда он заведет разговор о новом телефоне, дайте ему понять, что пустые траты не ведут к осуществлению мечты.

77 процентов семей в России не говорят с детьми о деньгах, так как родители не ведут учет своих расходов и доходов

А как у вас происходит в семье?

Андрей Бокарев: Моему сыну шесть лет. И он достаточно сдержан в своих желаниях. У нас не бывает такого, что, проходя мимо витрины магазина, он тыкал пальцем в игрушки с криками: "Хочу, хочу, хочу!" С ним совершенно спокойно можно гулять по детским магазинам. Если ему что-то понравится, он может аккуратно потянуть за руку и признаться в этом, безо всяких истерик. Сейчас он поехал с бабушкой и дедушкой отдыхать, и я ему, конечно же, с собой выдал денежку. Знаю, что он хотел водяной пистолет, и он там его себе купил. Но заодно он купил и подарок маме с папой. Хотя ему никто не говорил, что он должен что-то привезти. Он сделал это сам.

Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

Что мы знаем о деньгах? Их зарабатывают и тратят. Как зарабатывают? Как тратят? Об этом учителям начальных классов и родителям важно говорить с детьми младшего школьного возраста. Рассмотрим основы финансовой грамотности, принципы правильного отношения к деньгам, которые обязаны знать ученики начальной школы.

Что такое деньги, и для чего они нужны?

Деньги - это товар, который можно обменять на другой товар или услугу. Расскажите краткую историю возникновения денежных единиц ребенку, если это его заинтересовало, или покажите видео.

Галилео. История изобретений. Деньги - видео

Как зарабатываются деньги?

Внеклассные занятия в начальной школе должны включать в себя, в том числе, и темы о профессиях, их особенностях, а так же денежных отношениях в современном мире. Можно рассказать детям о четырех способах заработка денег. Старайтесь честно и достоверно предоставлять всю информацию, не искажая ее и не переделывая. Есть такие способы, они подробно описаны в книге “Квадрант денежного потока’’: наемный труд, собственный малый бизнес, большой системный бизнес и инвестирование. Можно подробнее остановиться на первом способе, так как он самый распространенный. Остальные методы можно показать в презентации для начальной школы.

Уважение

Очень важно прививать у младших школьников уважение к людям, родителям за то, что они зарабатывают тяжелым трудом средства для покупки еды, одежды, подарков и других вещей. Учите детей аккуратно и бережно относится к чужому труду и своим вещам.

Планируйте семейный бюджет вместе

Поговорите с детьми о ежемесячном денежном приходе и расходе. Попробуйте вместе расписать важные пункты в статье расходов. Возможно, вам удастся найти способы сэкономить. Объясните ребенку от чего, в случае нехватки денежных средств семья может отказаться, а от чего нет. Учите ребенка правильно распределять свой бюджет.

Как ребенок может самостоятельно заработать свои деньги?

Есть два способа.

  1. Первый – это на выходные или каникулы найти временный заработок вне дома. Это может быть выгул соседских собак, работа няней, разносчиком газет, мойщиком машин или другие. Очень интересные советы о том, как школьник может заработать, и о других важных понятиях, рассказано в книге “Мани, или азбука денег”. Такая азбука финансовой грамотности, непременно, поможет ребенку сориентироваться в мире денежных операций.
  2. Второй способ – это заработок дома. Заведите листок А4 с именем ребенка. И за каждое полезное, самостоятельное, на ваш взгляд, действие вознаграждайте малыша маленькой наклейкой. Например, проснулся и застелил постель, выучил уроки, помог маме помыть посуду и т.д. Одна наклейка равна одному рублю. В конце месяца подсчитайте количество наклеек и обменяйте их на деньги, которые с вашей помощью ребенок будет тратить или копить. Только следите за тем, чтобы такое обучение финансовой грамотности не привело ребенка к мыслям о том, что нет никакого смысла совершать полезных и добрых поступков бесплатно.

Полезные экономические игры и занятия

Играйте с детьми в разные Монополии, кроме того, есть очень хорошая интернет – игра "CASHFLOW". Изучайте вместе биографии известных успешных предпринимателей. Находите полезные высказывания о деньгах. Читайте бизнес – новости.

День финансовой грамотности в школе

8 сентября - в День финансиста, многие учебные заведения проводят День финансовой грамотности для школьников. Кроме этого, в марте по всей России проходит Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. Учителя и приглашенные специалисты проводят самые разные мероприятия в рамках недели финансовой грамотности в школе. Очевидно, что проводимые в таких масштабах уроки о деньгах, обязательно принесут свои плоды, и наши дети вырастут финансово грамотными гражданами Российской Федерации.

Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи - видео

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации ».

В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях.

Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.

Финансовая грамотность: учебная программа. 8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)


В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Учебная программа


Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8 – 9 классы общеобразовательной организации

Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.


Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8 – 9 классы общеобразовательной организации


Для каждого занятия определены цели (осваиваемые понятия, знания, компетенции), даны формы занятий и средства обучения. Пошагово описана организация учебной деятельности для достижения поставленных целей. Подобран дополнительный материал для учителя, который поможет ему при объяснении финансовых явлений или процессов. В конце каждого занятия предлагаются темы для проведения дискуссий как на занятиях, так и в кругу семьи.

Методические рекомендации для учителя



Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8 – 9 классы общеобразовательной организации

Материалы призваны помочь семье научиться совместно с детьми решать возникающие финансовые проблемы. Характер материалов различен: это вопросы для совместного обсуждения финансовых тем, задания типа финансового тренажёра с ответами, дополнительные сведения по изучаемой теме для самих родителей. Предлагаются практические советы, которые позволят взрослым стать финансово грамотными и успешно справляться с финансовыми проблемами, а также научить этому своих детей.

© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство