09.05.2023

Историческая справка финансово-экономической службы вооруженных сил российской федерации. День финансиста в России: когда отмечают, как поздравить День финансово экономической службы 22 октября открытки


100 лет образования ФЭС МО РФ!

Президент Российской Федерации В.В. Путин 24 августа 2015 года подписал . Эта памятная дата установлена 22 октября, потому что именно в этот день, в далекие годы Гражданской войны издан юридический документ, определяющий финансовый орган Вооруженных Сил Республики, как самостоятельное подразделение.

В 1918 г. . Создание Финансового отдела было обусловлено новыми задачами по формированию Вооруженных Сил.

Первым заведующим финансовым отделом был назначен М.В. Лезгинцев. Эту должность он занял в 26 лет. Он окончил кадетский корпус. По профессии финансист. Имел 9 лет практической работы. Работал в качестве: счетовода, бухгалтера, заведующим товарным отделом и организатором по продовольственным вопросам. Женат, имел 2-х детей.

Финансовый отдел (в последующем название менялось), изменялась с годами и его структура. Финансовый орган в последующем возглавляли: М.Б. Гришин, И.Н. Лукин, А.В. Хрулев, З.Д. Перцовский, В.Д. Вашкевич, А.Г. Лазарев, Я.А. Хотенко, В.Н. Дутов, В.Н. Бабьев, В.В. Воробьев, Г.С. Олейник, Л.К. Куделина, Г.М. Сапронов. На всем протяжении своего существования главный финансовый орган Вооруженных Сил успешно решал поставленные задачи. Приемниками на современном этапе являются:

Департамент финансового обеспечения Министерства обороны,
Департамент финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации,
Департамент экономического анализа и прогнозирования Министерства обороны Российской Федерации,
Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации,
Департамент финансового мониторинга государственного оборонного заказа Минобороны России.

22 октября 2015 года в Центральном Академическом театре Российской армии прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации. В нем приняли участие около 1200 финансовых работников различных поколений. Среди приглашенных присутствовали участники Великой Отечественной войны – М.С. Безвитный, С.Г. Едыкин, С.М. Ермаков, Л.И. Кузнецов, В.Г. Мякинин, А.И. Пожаров, М.И. Полищук, А.А. Сивков, И.Л. Смоляр, А.В. Тишин.

Торжественное мероприятие открыла Заместитель Министра обороны Российской федерации Т. В. Шевцова. Она отметила вклад финансовой службы в укрепление обороноспособности страны.

Учреждение Дня финансово-экономической службы является признанием вклада военных финансистов в дело укрепления обороноспособности Вооруженных Сил страны, а также дань уважения ветеранам, сумевшим построить эффективную систему финансового обеспечения Армии. Современное поколение экономистов способно успешно решать задачи финансового обеспечения армии в непростых условиях строительства и реформирования Вооруженных сил России.

Собравшихся поздравил Министр обороны России генерал-армии С.К. Шойгу, отметивший огромное значение финансовой службы деле развития и укрепления Вооруженных Сил Советского Союза и России.

Министр обороны дал высокую оценку деятельности ветеранов финансовой службы Вооруженных Сил, которые за долгие годы провели большую работу по развитию службы. В тяжелейших условиях они сделали все, что бы Армия и Флот страны ни в чем не нуждались, были всесторонне обеспечены всем необходимым. Перед сегодняшними финансистами стоят важные задачи. Только за последние недели министром обороны рассмотрено множество документов, которые влияют на финансовое обеспечение войск. В их число входят и документы по обеспечению российских летчиков, выполняющих боевые задачи на территории Сирии, поставленные Президентом России - Верховным Главнокомандующим Россиянкой Федерации.

Памятник военным финансистам / Фото: Пресс-служба МО РФ

22 октября отмечает свой профессиональный праздник финансово-экономическая служба Вооружённых Сил Российской Федерации . В качестве официального праздника он был учреждён Указом Президента РФ № 437 от 24 августа 2015 года.


Датой празднования 22 октября стало не случайно. В этот день в 1918 году был подписан Приказ Реввоенсовета молодой Советской Республики об учреждении Финансового отдела. Утверждённое Положение о Финансовом отделе при Реввоенсовете Республики определяло структуру и основные задачи, возлагаемые на вновь образованный орган в системе Вооружённых сил.

Департамент финансового обеспечения Министерства обороны России / Изображение: structure.mil.ru


Как и раньше, в настоящее время к основным задачам Финансово-экономической службы относятся своевременное финансовое обеспечение органов управления вооружёнными силами, а также воинских формирований.

Кадровое пополнение органов финансово-экономической службы осуществляется, благодаря наличию специальных военных учебных заведений, которые готовят офицеров-финансистов. Вопрос пополнения службы профессиональными кадрами был поднят одновременно с выходом Приказа об учреждении Финансового отдела.

Путь становления системы подготовки специалистов для финансово-экономической службы вооружённых сил был довольно трудным. Он начался с формирования специальных курсов и школ военно-хозяйственного профиля, а завершился созданием училищ и академии. Подготовка военных финансистов не прекращалась и в годы Великой Отечественной войны, а бесценный опыт их службы в военное время лёг в основу подготовки специалистов послевоенного периода. Только по общим подсчётам через военную финансовую систему за годы войны прошло более половины государственного бюджета. Многие выпускники военно-финансового училища в годы войны занимали и командные должности.

Традиционными центрами по подготовке кадров для финансово-экономической службы вооружённых сил стали Ярославль и Москва. В трудные для нашей страны 1990-е годы, когда шло массовое сокращение вооружённых сил, упразднение льгот, дотаций для офицеров, расформирование многих военных учебных заведений, речь зашла и о возможном упразднении Ярославского высшего военно-финансового училища. Тогда появились предложения готовить военных финансистов на базе гражданских ВУЗов. Однако, посетивший училище премьер-министр Е.Т. Гайдар отказался от этой идеи, высоко оценив уровень подготовки офицеров училища.

В 2018 году финансово-экономическая служба Вооружённых Сил России будет отмечать 100-летний юбилей.

МОСКВА, издание Calend.ru
12

22 октября 1918 г. приказом Революционного Военного Совета Р.С.Ф.С. Республики № 135 был учрежден центральный военно-финансовый орган Красной Армии - Финансовый Отдел при РВС, что положило начало становлению и развитию военной финансово-экономической службы армии и флота. Эта дата с 2015 г. отмечается как День военной финансово-экономической службы (Указ Президента РФ от 24.8.2015 г. № 437).

Централизация финансового обеспечения военной организации в России была юридически определена в годы Гражданской войны. Постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г. был создан новый орган военного управления — Революционный военный совет Республики (РВСР).

Члены Финансового отдела при РВС Республики.
1918 г.

Приказом РВСР от 22 октября 1918 г. № 135 был учрежден Финансовый отдел при РВСР общей численностью 161 человек, который возглавил М.В. Лезгинцев.

С созданием Финансового отдела при РВСР фронты стали получать кредиты из единого органа, и он стал по существу центральным военно-финансовым органом.

Денежные средства для финансирования фронтов Финансовый отдел получал от довольствующих управлений военного ведомства.

По Положению о Финансовом отделе при РВСР, утвержденному 28 мая 1920 г., в штат отдела было включено новое структурное подразделение — часть управления полевыми казначействами по снабжению денежными знаками.

На отдел было возложено также руководство разработкой частных смет главными управлениями, составление общего бюджета военного ведомства и др.

В марте 1921 г. Финансовый отдел был подчинен Главному начальнику снабжения при РККА.

Структура финансового отдела при Революционном военном совете Республики

В последующие годы неоднократно менялись названия и уточнялась структура этого финансового органа в связи с изменением задач, обусловленных реорганизацией военного ведомства и условий деятельности:

  • апрель 1921 г. — Военно-финансовое управление Красной Армии;
  • июль 1921 г. — Главное военно-финансовое управление Красной Армии;
  • август 1923 г. — Финансовый отдел при Реввоенсовете Республики;
  • ноябрь 1923 г. — Финансовый отдел Реввоенсовета СССР;
  • март 1924 г. — Военно-финансовое управление РККА;
  • декабрь 1927 г. — Финансово-плановое управление РККА;
  • июль 1928 г. — Центральное военно-финансовое управление Реввоенсовета СССР;
  • март 1931 г. — Финансово-плановое управление РККА;
  • июнь 1931 г. — Финансовое управление РККА;
  • июнь 1934 г. — Финансовый отдел при Наркомате обороны СССР;
  • сентябрь 1940 г. — Финансовое управление при Наркомате обороны СССР;
  • июнь 1943 г. — Финансовое управление Красной Армии;
  • июль 1946 г. — Финансовое управление Министерства Вооруженных сил СССР;
  • февраль 1950 г. — Финансовое управление Военного министерства СССР;
  • март 1953 г. — Финансовое управление Министерства обороны СССР;
  • май 1955 г. — Центральное финансовое управление Министерства обороны СССР;
  • октябрь 1991 г. — Центральное финансовое управление Объединенных Вооруженных сил Содружества Независимых Государств;
  • март 1992 г. — Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации;
  • октябрь 2001 г. ─ март 2008 г. — Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации.

Структура Главного финансово-экономического управления Министерства обороны РФ

В марте 2008 года, с началом реформ Сердюкова, ГлавФЭУ было расформировано. Единый Центральный финансовый орган армии и флота перестал существовать. Взамен были созданы отдельные департаменты по различным направлениям деятельности, подчиненные заместителю министра обороны по финансово-экономической работе. С этого времени управление финансово-экономической деятельностью в Вооруженных силах вошло в зону турбулентности: количество и наименование департаментов (сегодня их три), неоднократно менялись, а их функции - перетасовывались. Начавшееся массовое сокращение высококвалифицированных офицерских кадров - военных финансистов - сопровождалось заменой их гражданским персоналом других ведомств, как правило, из налогового ведомства, в особенности по должностям руководителей, управленцев. Более того, принципиально изменились подходы к организации и осуществлению финансово-экономического обеспечения строительства и подготовки Вооруженных сил.

В итоге, отказ от преемственности и слепое копирование опыта организации и управления финансами армий зарубежных государств, перманентная трансформация структуры органов финансово-экономического блока МО РФ и их функций, дефицит профессиональных кадров, обладающих военно-специальным образованием и опытом работы в области финансов и военной экономики отрицательно сказались на эффективности системы финансово-экономического обеспечения Вооруженных сил, финансовом контроле.

Заместители министра обороны по финансово-экономической работе
/с 2009 года/

По материалам: Военная финансово-экономическая служба России: история и современность. - М.: ИНЭС, 2003.- 672.

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ:

Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2015 г. учрежден профессиональный праздник финансово-экономической службы, который ежегодно отмечается 22 октября. Новая памятная дата введена не только как дань заслугам военных финансистов, но и как свидетельство возросшей роли финансово-экономической службы российской армии.

В силу своей специфики военные финансисты никогда не были на виду. Прообраз армейской финансовой службы был создан при Петре I, который учредил должность генерал-комиссара и централизовал денежное обеспечение русского войска. При нем же были введены первые оклады жалованья для военнослужащих регулярной армии, зависящие от должностного положения, звания и даже рода войск.

22 октября 1918 г. приказом Реввоенсовета Республики впервые в истории армии и флота было принято положение о финотделе и введен в действие юридический документ о самостоятельном финансовом органе.

В годы Великой Отечественной войны военные финансисты оперативно организовали кассовое и расчетное обслуживание в действующей армии, сформировали полевые учреждения Госбанка: на фронтах - конторы, в армиях - отделения, в соединениях - кассы. Уже в 1943 г. удельный вес безналичных расчетов составил 75% ко всему объему денежных средств, выплачиваемых на фронте. Всего за годы войны через финансовую систему армии и флота прошло более триллиона рублей (50,8% расходов бюджета).

Сегодня для финансирования войск создана эффективная трехуровневая система. Первый уровень - это руководство Минобороны, являющееся главным распорядителем средств федерального бюджета. Второй уровень - это распорядители федерального бюджета, например, крупные военные госпитали, головные центры военного образования. Третий уровень - непосредственно получатели бюджетных средств.

Финансирование войск осуществляется по территориальному и отраслевому принципу. В первом случае финансовое обеспечение осуществляется через территориальные финансовые органы. По отраслевому принципу финансируются крупные военные учебные заведения и ведущие военно-медицинские учреждения, которые имеют свои финансовые органы.

В условиях, когда на укрепление обороноспособности страны направляются значительные средства, от военных финансистов напрямую зависит эффективность расходования этих денег. И от того, насколько эффективно будет потрачен каждый военный рубль, зависит национальная безопасность.

В результате большой и сложной работы по определению минимально необходимого уровня финансирования военных расходов нам удалось отстоять часть позиций, сокращение которых является наиболее чувствительным для Минобороны России.

В то же время внутри Минобороны проводится постоянный мониторинг эффективности бюджетных расходов и качества управления средствами федерального бюджета. По поручению Президента РФ создана и эффективно работает межведомственная система контроля за расходованием средств гособоронзаказа.

Анализируется финансовое планирование, исполнение бюджета в части расходов, управление государственными закупками, управленческий учет, контроль и аудит, управление активами и другие параметры. Эта работа ведется для повышения качества управленческих решений и повышения эффективности расходов.

Примером такого решения является новый подход к сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, при котором авансирование госконтрактов в рамках гособоронзаказа выполняется поквартально, исходя из реальной оценки производственных возможностей предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Не стоит забывать, что оборонные расходы - это гарантия развития национальной промышленности, причем наиболее высокотехнологичной ее части. Львиная часть военного бюджета направляется на финансирование предприятий ОПК, которые являются локомотивом российской экономики. Эти расходы имеют мультипликативный эффект, поскольку увеличение производства предприятиями ОПК разгоняет спрос на металлы, электроэнергию, услуги транспорта и прочее, что в свою очередь приводит к росту объемов производства в этих секторах.

В 2016 г. впервые за всю историю российской армии проверялась готовность финансово-экономической службы к действиям в условиях военного времени. Для отработки вопросов финансового обеспечения войск в рамках стратегического командно-штабного учения (СКШУ) «Кавказ-2016» были задействованы не только органы финансового обеспечения Минобороны, а также Минфин России и Банк России.

Впервые из запаса были призваны офицеры-финансисты, которые в полевых условиях развернули финслужбы и обеспечили рассчетно-кассовое обслуживание войск во время СКШУ. Учения показали, что финансово-экономические органы готовы выполнять свои задачи не только в кабинетных условиях, но и на полигонах.

Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2015 г. учрежден профессиональный праздник финансово-экономической службы, который ежегодно отмечается 22 октября. Новая памятная дата введена не только как дань заслугам военных финансистов, но и как свидетельство возросшей роли финансово-экономической службы российской армии.

В силу своей специфики военные финансисты никогда не были на виду. Прообраз армейской финансовой службы был создан при Петре I, который учредил должность генерал-комиссара и централизовал денежное обеспечение русского войска. При нем же были введены первые оклады жалованья для военнослужащих регулярной армии, зависящие от должностного положения, звания и даже рода войск.

22 октября 1918 г. приказом Реввоенсовета Республики впервые в истории армии и флота было принято положение о финотделе и введен в действие юридический документ о самостоятельном финансовом органе.

В годы Великой Отечественной войны военные финансисты оперативно организовали кассовое и расчетное обслуживание в действующей армии, сформировали полевые учреждения Госбанка: на фронтах – конторы, в армиях – отделения, в соединениях – кассы. Уже в 1943 г. удельный вес безналичных расчетов составил 75% ко всему объему денежных средств, выплачиваемых на фронте. Всего за годы войны через финансовую систему армии и флота прошло более триллиона рублей (50,8% расходов бюджета).

Сегодня для финансирования войск создана эффективная трехуровневая система. Первый уровень – это руководство Минобороны, являющееся главным распорядителем средств федерального бюджета. Второй уровень – это распорядители федерального бюджета, например, крупные военные госпитали, головные центры военного образования. Третий уровень – непосредственно получатели бюджетных средств.

Финансирование войск осуществляется по территориальному и отраслевому принципу. В первом случае финансовое обеспечение осуществляется через территориальные финансовые органы. По отраслевому принципу финансируются крупные военные учебные заведения и ведущие военно-медицинские учреждения, которые имеют свои финансовые органы.

В условиях, когда на укрепление обороноспособности страны направляются значительные средства, от военных финансистов напрямую зависит эффективность расходования этих денег. И от того, насколько эффективно будет потрачен каждый военный рубль, зависит национальная безопасность.

В результате большой и сложной работы по определению минимально необходимого уровня финансирования военных расходов нам удалось отстоять часть позиций, сокращение которых является наиболее чувствительным для Минобороны России.

В то же время внутри Минобороны проводится постоянный мониторинг эффективности бюджетных расходов и качества управления средствами федерального бюджета. По поручению Президента РФ создана и эффективно работает межведомственная система контроля за расходованием средств гособоронзаказа.

Анализируется финансовое планирование, исполнение бюджета в части расходов, управление государственными закупками, управленческий учет, контроль и аудит, управление активами и другие параметры. Эта работа ведется для повышения качества управленческих решений и повышения эффективности расходов.

Примером такого решения является новый подход к сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, при котором авансирование госконтрактов в рамках гособоронзаказа выполняется поквартально, исходя из реальной оценки производственных возможностей предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Не стоит забывать, что оборонные расходы – это гарантия развития национальной промышленности, причем наиболее высокотехнологичной ее части. Львиная часть военного бюджета направляется на финансирование предприятий ОПК, которые являются локомотивом российской экономики. Эти расходы имеют мультипликативный эффект, поскольку увеличение производства предприятиями ОПК разгоняет спрос на металлы, электроэнергию, услуги транспорта и прочее, что в свою очередь приводит к росту объемов производства в этих секторах.

В 2016 г. впервые за всю историю российской армии проверялась готовность финансово-экономической службы к действиям в условиях военного времени. Для отработки вопросов финансового обеспечения войск в рамках стратегического командно-штабного учения (СКШУ) «Кавказ-2016» были задействованы не только органы финансового обеспечения Минобороны, а также Минфин России и Банк России.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство