26.11.2019

Истории жильцов о сталинских высотках. Тайны сталинских высоток. Высотка на кудринской площади



В последний день лета мы решили выбраться на одну из интереснейших и популярных экскурсий по сталинским высоткам. Это автобусная экскурсия, которая длится четыре часа, и за это время вы получаете колоссальный объем информации, который совсем не просто переварить. Но я все же попробую это сделать и рассказать об всем том, что мы увидели и услышали, потому что все это, на мой взгляд, действительно интересно и важно знать, особенно москвичам.

У меня лично была обрывочная информация о тех или иных высотках, поэтому теперь благодаря экскурсии мне удалось систематизировать представление по данному вопросу.

Сразу обращу ваше внимание, что всего высоток сейчас в Москве семь. Восьмая, которая должна была располагаться в Зарядье, неподалеку от Варварки, так и не была построена (об этом ниже).

Есть такая легенда или мнение (кому как удобно), что все высотки должны были установлены особым образом, по типу египетских пирамид, чтобы энергия, которые они аккумулируют, подпитывала мавзолей с Владимиром Ильичом Лениным, дабы дух коммунизма вернулся однажды на землю. Так это или нет, но высотки изначально задумывались Сталиным как демонстрация всему миру силы и мощи советского государства и красоты Москвы, которую восстановили после войны буквально за несколько лет! Так, благодаря такому стремлению к некой показушности перед остальным миром, мы имеем в Москве довольно интересные с архитектурной точки зрения высотные здания, всегда считавшиеся элитными.

Наша экскурсия началась в погожий денек возле памятника Кириллу и Мефодию, что расположен в Ильинском сквере на Славянской площади. Мы погрузились в автобус и на пути к первой высотке немного проехали по центру.

Когда мы проезжали мимо Храма Христа Спасителя на Волхонке, экскурсовод поведал нам кое-что о его истории. Храм Христа Спасителя (архитектор К. Тон) был возведен как память в честь русских воинов, погибших во время войны с Наполеоном. И строили его долго: около 44 лет, собирая пожертвования на строительства всем миром по крупицам. Его первоначальное архитектурное исполнение отличается от нынешнего, которое уже считается новоделом.

Сталин хотел построить на месте храма Дворец Советов высотой 315 м, а сверху стояла бы еще 100-метровая вращающаяся статуя Ленина, как символ победы коммунизма. Строительство такого дворца выиграло проектное бюро под руководством Бориса Иофана. Все помнят, что он также проектировал Дом на набережной ?типи 5 декабря 1931 года приступили к сносу храма. Но сделать это оказалось непросто. Его взрывали 3 раза, и после первого раза он устоял, чем поверг в шок всех очевидцев этого события!..

То была стройка века... Для строительства Дворца Советов на заводах даже выплавляли специальную прочную сталь под названием СДС. Дворец должен был стать самым большим сооружением в мире, но его строительству помешала война.

фото из Википедии

После начала войны дворец разбирают для обороны Москвы. Впоследствии продолжить строительство не позволил бюджет, построить какое-то здание с инженерной точки зрения здесь также было непросто, т.к. на месте фундамента образовалась яма с водой. Поэтому приняли решение сделать на месте бывшего храма бассейн "Москва", куда, кстати, ходил еще мой отец. Кстати, станция метро Кропоткинская, которая смотрит прямо напротив Храма Христа Спасителя ранее называлась "Дворец Советов" (до 1957 года). Архитектор этой и еще многих других станций - Алексей Душкин. Храм восстановили всего за 4 года с 1994 по 1997, и, конечно, он отличается от своего первоначального варианта, причем не в лучшую сторону. Скажем, ранее не использовались бронзовые горельефы. Но даже это не главное. На мой взгляд, невозможно за 4 года построить что-то так, чтобы оно потом простояло века... 13 января 1947 года выходит постановление о строительстве высотных зданий к Москве. В 1947 году 7 сентября (в день 800-летия Москвы) в один день и в один час закладывается фундамент 8 высотных зданий Москвы, поэтому именно в этот день мы празднуем День города.

Первым высотным зданием на нашем пути стала Высотка на Швивой горке или Дом работников искусств на Котельнической набережной .

К уже стоящему здесь "чекистскому" жилому корпусу присоединили высотку, удачно вписав ее в общий архитектурный ансамбль.

Дом выполнен в стиле сталинского ампира, до войны превалировал классицизм, а после войны этот стиль получил название сталинский ампир. Дом отдали творческой интеллигенции. Дом считался элитным, квартплата была высокая, далеко не все могли себе позволить жить в таком доме.В разное время жильцами этого дома считаются: Евгений Евтушенко, Александр Ширвиндт, Галина Уланова , Фаина Раневская, Клара Лучко, Людмила Зыкина, о засолке огурцов и капусты которой в доме слагались легенды! Здесь жили Фадеев, Михаил Жаров, Андрей Вознесенский и Нонна Мордюкова, Никита Богословский, Марина Ладынина с Иваном Пырьевым, Юрий Любимов и многие другие.



Так как на этом месте уже стоял чекистский корпус, то строительство курировало МВД. Прежде здесь были бараки. В 1949 году началось строительство Дома на Котельнической. Строили дом, в основном, заключенные. И они же позировали для скульптур на доме! Дом очень красивый и расположен в очень удачном и красивом месте, это моя самая любимая высотка в Москве!



176 м и 32 этажа. Птица счастья на Швивой горке, как ее называли тогда.



Вторая высотка - это Дом на Красных воротах , 1951 года.

Это административно-жилой дом. Строительство его курировало Министерство путей и сообщений (или коротко МПС), архитектор уже знакомый нам Алексей Душкин (он же строил станцию метро Кропоткинская). Сооружение его было уникальным: перед архитектором стояла задача оставить выход из метро "Красные ворота" (или тогда еще "Лермонтовская"). Для этого заморозили котлован под фундамент, дом сделали с отклонением на 7 градусов, а когда котлован разморозили, дом дал усадку и ушел в противоположную сторону на те же 7 градусов, выровнявшись таким образом. Плита фундамента при этом не треснула. В доме 284 квартиры, все они были предусмотрены для руководства. Ранее на месте этого дома родился и жил М.Ю. Лермонтов, о чем теперь свидетельствует мемориальная табличка на доме. Высота этого здания 130 м, в нем 24 этажа. Это самая высокая точка Садового кольца, которую, собственно и решили отметить сталинской высоткой. Здесь жили актеры Н. Гундарева, Б. Чирков.

Фото из Википедии

Фрагмент дома, кто-то моет окна.

Третья высотка - гостиница "Ленинградская" (теперь Hilton Moscow Leningradskaya).

Строили эту высотку Поляков и Борецкий, а курировало стройку Министерство военного и военно-морского строительства. Высотку возводили как парадный фасад нашего города, в которой, кстати, соединилось древнерусское зодчество и современный стиль. Это было самое роскошное здание по внутренней отделке в те времена. Оснащение его обошлось государству в более чем 21.000 руб за 1 кв. м, по сравнению с высоткой на Котельнической - 5500 руб. Для строительства и внутренней отделки были использованы уникальные породы камня, к примеру, интерьер был украшен огромными люстрами, занесенными в книгу рекордов Гиннесса.

Под зданием, кстати, протекают две речки, поэтому при строительстве использовалась технология вибронабивки свай - на тот момент новаторский вид строительства. Среди сталинских высоток гостиница "Ленинградская" самая маленькая - всего 17 этажей и 136 метров высоты. Высотка расположена рядом с красивейшей Комсомольской площадью трех вокзалов: Ленинградского, Ярославского и Казанского. Кстати, площадь, равно как и одноименная станция метро, ранее называлась Каланчевской, а затем ее переименовали в Комсомольскую в честь тех строителей-комсомольцев, которые погибли во время строительства здесь станции метро. Несколько лет назад гостиница была приобретена владельцем сети отелей Hilton, после чего её капитально перестроили внутри, правда, владельцев попросили оставить часть прежнего названия, поэтому теперь гостиница называется Hilton Moscow Leningradskaya.

Спустя некоторое время после той экскурсии мы специально приехали в гостиницу, чтобы посмотреть на ее роскошный интерьер.

Когда мы подходили к зданию, то не знали еще, сможем ли мы беспрепятственно пройти внутрь. Хоть это и архитектурный памятник, но собственность-то уже частная!


Каждого посетителя на входе встречает вот такая табличка. Трепет и предвкушение!

На входе в гостиницу бдительная охрана естественно поинтересовалась, куда это мы с фотоаппаратом наперевес?.. Мы мяукнули, чтобы хотим дескать посмотреть на уникальные интерьеры гостиницы, т.к. недавно были на экскурсии, и нам настоятельно рекомендовали заглянуть внутрь. Охранник (или метрдотель?) сказал, что, вообще-то, по гостинице проводятся специальные экскурсии, на которые нужно записываться заранее, а так, в частном порядке, далеко и надолго он нас пустить не может. Тогда мы попросили хотя бы осмотреть холл. Он благосклонно выделил нам для этого несколько минут.

Гид еще на экскурсии говорила нам, что в отеле есть примечательный портал, выполненный из уникальных пород мрамора. Судя по всему, это он и есть.

Еще она говорила про огромные люстры, которые спускаются сразу на несколько этажей и занесены в книгу рекордов Гиннесса. Полагаю, речь идет не о тех люстрах, что на фото.

В целом, интерьер не показался мне таким уж роскошным. Но насколько я понимаю, его роскошь была применительна именно к тому времени - к 50-ым годам, когда сюда приезжали первые гости (например, премированные колхозницы после выставки на ВДНХ спали не на кроватях, а на полу в номерах, т.к. просто боялись прикоснуться к этой небывалой роскоши) и удивлялись этому богатству!

Шикарный потолок, отдающим дворцовым налетом.

Кованые двери. На заднем плане монументальный вход.

Скульптуры, характерные для каких-нибудь средневековых замков.



Согласитесь, какая-то "замковость" в этом чувствуется. Монументальность интерьера, обилие гранита, теплые, приглушенные коричневые тона, много золота в отделке...

Ресепшен на первом этаже. Наверное, более основательное впечатление можно сформировать после более детального осмотра, посетив все "достопримечательности" этой гостиницы, заглянув в номера. Поэтому рекомендую взять туда отдельную экскурсию. Я думаю, что и сама гостиница организует нечто подобное, так что лучше посмотреть на их сайте.

Четвертая высотка - Дом авиаторов на Кудринской площади, назывался ранее "Высотка на площади Восстания", т.к. Кудринская площадь прежде называлась Площадью Восстания. Этот дом был построен в 1948 - 1954 годы по проекту архитекторов М. В. Посохина, А. А. Мндоянца и конструктора М. Н. Вохомского.

Здание имеет высоту 156 м, в нем насчитываются 24 этажа и более 450 квартир. Это был также элитный дом, где жили летчики, космонавты и т.д. Он знаменит своим гастрономом № 15, в котором раньше можно было неплохо отовариться. Здесь жили Элина Быстрицкая, Лев Прыгунов, Евгений Вестник. Опущу здесь технические особенности архитектурного облика здания и отмечу лишь, что на первом и цокольном этажах здания изначально находились магазины и кинотеатр "Пламя" (в настоящее время не работает), в подвальном помещении - подземные гаражи. Часть цоколя была переоборудована под казино, прекратившее работу в 2004 году. Подвалы здания стыкуются с системой подземных сооружений, в частности, с бомбоубежищем, выходящим далеко за пределы надземной части здания.




Фото из Википедии

Пятая высотка - здание МИДа на Смоленской-Сенной площади. Оно было построено в 1948 - 1953 годах архитекторами В. Гельфрейхом и М. Минкусом.

Центральная часть имеет 27 этажей, высота здания 172 м.

Интересно, что первоначальный проект здания не имел шпиля, но впоследствии план был доработан. Причина изменений точно неизвестна, но, согласно распространённой легенде, речь идет о личном указании Сталина. Расчеты показали, что здание не выдержит каменную надстройку, поэтому шпиль был сооружен из листовой стали и окрашен охрой (поэтому заметно было, что цвет шпиля отличается от цвета отделки здания). В настоящее время шпиль перекрашен и практически не отличается по цвету от основного объёма здания. Распространена также история, что после смерти Сталина архитектор Минкус написал письмо Хрущеву с просьбой демонтировать шпиль, на что якобы Хрущёв ответил: "Пусть шпиль останется памятником глупости Сталина". Здание МИД является единственной из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятной причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.

Шестая высотка - гостиница "Украина" , расположенная по адресу Кутузовский пр., 2/1.

Эта высотка была построена в 1953-1957 годах, т.е. уже при Хрущеве, который и назвал ее в честь своей любимой Украины. Строили ее архитекторы Мордвинов и Олтаржевский. Центральная часть здания - это гостиница, боковые флигели - жилые, там расположены квартиры. 28 апреля 2010 года гостиница "Украина" открылась после серьёзной реставрации под новым названием Рэдиссон Ройал (Рэдиссон-Московская), т.к. была выкуплена данной сетью отелей. Боковые флигели, кстати, выкупить не удалось, потому что жильцы вовремя приватизировали свои квартиры. Примечательно, что в гостинице находится интереснейший экспонат, который может посмотреть каждый: это макет Москвы 1977 года.



На макет (или по-другому, диораму) мы пришли посмотреть также отдельно спустя некоторое время.

Потолок вестибюля.

Вестибюль. В гостиницу можно пройти без проблем, если вы скажете, что хотите посмотреть диораму.

Роскошная отделка, глянцевые гранитные полы, много ковров и золота.

Диорама находится прямо от выхода.

Диорама представляет собой макет Москвы 1977 года, который подсвечивается, и можно бесплатно прослушать небольшой рассказ, надев при этом наушники, о тех или иных экспонатах диорамы, об истории ее создания, о многочисленных наградах международных выставок. Очень рекомендую!

Во время рассказа о той или ином объекте, он подсвечивается для удобства его идентификации на макете.

Макет, конечно, уникальный. Все выполнено очень ювелирно, максимально правдоподобно.

Ощущение, что ты рассматриваешь реальную Москву сверху.

Макет имеет ширину 16 м, высоту 6 м и глубину 9,5 м. Диорама отображает Москву, а точнее ее исторический центр, в масштабе 1:75.

Диорама была выполнена по заказу МИДа специально для Национальной выставки 1977 года в Америке и уже тогда вызвала вокруг себя большой ажиотаж.

Не поленитесь и обязательно сходите в гостиницу, чтобы посмотреть на этот уникальный макет.

Соборы Кремля и колокольня Ивана Великого.



Общий вид диорамы.



Некоторые детали интерьера.

Очень красиво и в меру пафосно.



Ну и, наконец, седьмая высотка в Москве - это здание МГУ (Московского государственного университета) на Воробьёвых горах. Когда-то это было самое высокое здание в Москве: высота 240 м, этажность центрального объёма - 36. Оно было построено в 1949-1953 годах архитекторами Л. В. Рудневым, С. Е. Чернышёвым и др.). Здание является центром огромного комплекса Московского университета, первоначально уже насчитывавшего 27 зданий.

В Главном здании размещены механико-математический, геологический и географический факультеты, администрация, научная библиотека, музей, актовый зал на 1500 че-ловек. В боковых флигелях - жилая зона (общежитие для студентов, квартиры профессорско-преподавательского состава). Как и другие высотки административно-жилого характера, оно было задумано как дом с замкнутой коммунально-бытовой инфраструктурой (кинотеатр, почта, предприятия бытового обслуживания и т.д.)

Первоначальный проект здания не имел шпиля, на крышу вместо него должны были поставить памятник Ломоносову. Архитекторы, показывая чертежи Сталину, намекнули, что скульптура может получить портретное сходство с вождём. Однако тот распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные семь высоток, строящихся в столице.

Здание также окутано несколькими легендами, о том, что якобы неподалеку находится бункер, где может прятаться на случай ядерной войны партийная элита, о том, что территория возле здания "фонит" из-за находившегося здесь прежде ядерного реактора и т.д. Так или иначе, сегодня МГУ - один из важнейших вузов страны и наша с мужем несбывшаяся мечта.

А памятник Ломоносову установили сбоку от главного корпуса. Теперь он временно на реставрации.

Административное здание в Зарядье было последним, восьмым , из сталинских небоскребов, заложенных в день восьмисотлетнего юбилея Москвы. Его должен был строить архитектор Дмитрий Чечулин. Но здание не достроили - помешала смерть Сталина. Впрочем, работы по сооружению стилобата к весне 1953 года успели практически завершить. Под стилобатом скрывался технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который, вероятно, планировалось использовать в качестве бомбоубежища. В восьмой высотке хотели разместить Наркомат тяжелого машиностроения СССР. Но стройку законсервировали, а 1954 год уже внес ясность в дальнейшие планы высотного строительства. В 1964-1967 годах на уже имевшемся стилобате была построена гостиница "Россия", которая теперь "благополучно" снесена.

Сейчас на этом месте планируется построить огромный парк и развлекательную зону, которые могли бы функционировать и летом, и зимой. Проект пока на стадии разработки, но мэр обещает все закончить к 2017 году. Поживем - увидим! ;)

Облик столицы трудно представить без ожерелья из Сталинских высоток. Они являются «лицом» города, но даже москвичи не знают о них все.

Каждая эпоха оставляла в Москве монументальную память о своих достижениях. Не являются исключением и Сталинские небоскребы с высотой от ста пятидесяти до двухсот метров. Они, являясь вершиной послевоенного советского Арт-Деко в московской архитектуре, до сих пор поражают воображение.

Однако привлекают не столько сами здания, сколько тайны Сталинских высоток.

«Семь сестер»… Все они заложены в один день, но у всех разная история, и, конечно, очень разные обитатели.

Например, в высотке на Котельнической набережной проживало самое большое число звезд. Они стали хозяевами своих роскошных квартир в начале пятидесятых. Дом имеет настолько богатые внутренние интерьеры, что напоминает дворец. Говорят, что артистка Лидия Смирнова, которая тоже получила здесь квартиру, увидев все это, просто упала в обморок от неожиданности.

После войны многие в Москве жили в бараках, подвалах, в лучшем случае – в коммуналках. А в доме на Котельнической были не подъезды, а настоящие станции метро: с мозаикой, скульптурами. Мрамор и гранит, бронзовые ручки, скоростные лифты, ковры в подъезде и хрустальные люстры – все это предполагало, что здесь должны жить наиболее выдающиеся люди страны.

Но немногие знают, что жители этого дворца каждый по-своему были глубоко несчастны.

Дом на Котельнической был построен на месте старых бараков. Массовое заселение его началось в пятидесятых годах, но первый корпус «А» был сдан еще в 1938-м. Это было время, когда главным ведомством в стране считалось Министерство государственной безопасности. Лаврентий Берия, пользуясь своей безграничной властью, получил у Сталина разрешение построить невероятно роскошное жилье. Однако потом, по какой-то причине он решил, что квартиры в доме нужно дать и людям без чекистских погонов – актерам, писателям и т.д.

Дом на Котельнической – самая большая сталинская высотка. В нем семьсот квартир, почта, гастроном, кинотеатр «Иллюзион», химчистка и другие радости образцового быта. Тут же находился самый роскошный избирательный участок в СССР, где подавали бутерброды с икрой и осетриной.

Здесь и получила квартиру актриса Лидия Смирнова, детство которой прошло в нищете в коммунальной квартире. И даже став кинозвездой, она еще долго жила в ужасных условиях. Ее муж – оператор Рапопорт – тоже не имел отдельной квартиры. Трижды Лауреат Сталинской премии Рапопорт жил в маленькой комнатушке на окраине столицы.

Смирнова обратилась к Берии с просьбой улучшить их жилищные условия. В то время мало кто из представителей советской богемы рискнул бы обратиться к великому и ужасному Лаврентию Павловичу. Ходили слухи, что Смирнова была каким-то образом связана с ведомством, которое возглавлял Берия. Но ее просьба и ожидание исполнения совпали со свержением Берии. Смирнова была страшно напугана: близкое знакомство с врагом народа могло плохо кончиться. Но все закончилось благополучно: ей все-таки дали квартиру.

Тогда еще Смирнова не знала, что квартира в престижном доме — эти хоромы — станут для нее в итоге домашней тюрьмой, что она проведет в них долгие годы ужасно грустной семейной жизни, променяв счастье на роскошное жилье.

Лидия Смирнова прожила в браке с Рапопортом сорок лет, но тридцать пять из них она любила другого мужчину – режиссера Константина Воинова. Вместе быть им было не суждено. Дело в том, что Рапопорт смертельно заболел, и она не могла оставить его одного.

Благодаря ей вместо обещанных врачами трех лет муж прожил тринадцать. Она доставала самые лучшие лекарства от рака, окружила его заботой. Просто невероятно, но тот же диагноз поставили и Воинову. И Смирнова долгие годы разрывалась между шикарной высоткой Рапопорта и убогой квартирой Воинова. Прожила актриса до девяноста двух лет и умерла в одиночестве.

Высотку на Котельнической набережной некоторые называют «домом одиноких старух». Ирина Бугримова, Фаина Раневская, Людмила Зыкина… Одиночество их было такого же необъятного размера, что и их жилплощадь.

Фаина Раневская жила прямо над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. Она шутила, что обитает над «хлебом и зрелищем». Рядом жили Никита Богословский и Александр Твардовский.

Одиночество этой великой актрисе давалось просто: она никогда не была замужем и не знала, что это такое. Зато ее очень любил Мальчик – ее беспородный пес.

Еще одна великая «одиночка» Людмила Зыкина была хозяйкой стометровой трехкомнатной квартиры. Она ее получила с поддержки Фурцевой и Косыгина. Квартира Зыкиной была буквально набита антиквариатом, картинами, иконами. Буфеты ломились от сервизов. Но скупив лучшие драгоценности и объездив полмира, получив все возможные награды и пережив массу романов, Людмила Георгиевна не смогла получить любовь одного мужчины и не родила детей. Дома, после гастролей, ее ждала лишь помощница по хозяйству.

Грызня за ее наследство была кровавой. В итоге квартира досталась племяннику. Он долгое время не платил за коммунальные услуги, и правлению дома пришлось обратиться в суд. И, наконец, оплатив квитанции, ее дальний родственник въехал в легендарные стены.

Здесь же находится и квартира-музей великой балерины Галины Улановой. Ее называли «великой немой»: она не любила общаться и держалась очень холодно. Но и эта красивая и талантливая женщина, у которой было огромное число поклонников, жила в своей квартире одна.

Она, которую растроганный ее талантом Сталин просил посидеть с ним, она, кому Риббентроп присылал корзины цветов, она, кому поклонилась при встрече сама английская королева, к закату жизни уже не могла следить за своей громадной квартирой. Уланова даже не могла оплачивать коммунальные услуги, но не было никого, кого бы она могла подпустить к себе близко.

Квартиры в высотке на Котельнической предоставлялись жильцам, как сегодня говорят, полностью упакованными. Роскошный, отнюдь не советский ремонт с лепниной, дорогим паркетом и оригинальными дверями и окнами, и самое поразительное: квартиры вручались уже полностью меблированными.

Но в квартире Улановой от казенной мебели осталась только вешалка. Всю остальную мебель, которая была очень хорошей, балерина с удовольствием выбросила в семидесятые, когда это разрешили. До этого жителям дома не разрешалось сдвигать с места ни один комод, ведь мебель в квартирах расставляли сотрудники КГБ.

Расположение мебели отвечало не требованиям удобства и эстетики, а оптимальности прослушивания.

Обитатели этого дома даже не догадывались, что их элитное жилье было построено зэками. Говорили, что высотку хотели соединить подземным тоннелем с Кремлем, и лишние свидетели власти были не нужны.

Вообще, про сталинку на Котельнической ходит много легенд. Якобы в одной из ее стен замурован прораб, который плохо обходился с заключенными. Сначала зэки жили в бараке, но по мере строительства они переселялись в отстроенные квартиры. Между ними и бригадирами постоянно происходили стычки, поэтому прорабы не поднимались выше пятого этажа: боялись, что те их сбросят. Вот почему все были уверены, что нижние этажи построены более качественно.

В этом же доме жил писатель Аксенов. Впервые сюда он — сын врагов народа, родителей которого арестовали во время репрессий, попал совершенно случайно. Кто-то из знакомых провел его с женой на самый верх здания к башне, откуда они любовались Москвой.

Про башню высотой с пятиэтажный дом, расположенную на самом верху дома, говорили много. В нее не пускали ни тогда, не пускают и теперь.

Но Аксенов в своем романе «Москва Ква-Ква» писал, что там располагался тайный штаб Сталина, в который тот должен был эвакуироваться в случае разгрома Кремля, хотя, как утверждает начальство дома, в этой башне сплошные коммуникации.

В дом на Котельнической набережной актриса Марина Ладынина и режиссер Пырьев переехали, находясь друг с другом в состоянии острого конфликта. Пырьев тогда был увлечен молодой актрисой Марченко. Ладынина вообще всю жизнь боролась с патологической неверностью мужа. Ведь она, еще не будучи за ним замужем, родила режиссеру сына, что для советской женщины было большим позором.

Их квартира поражала воображение абсолютно всех: роскошная обстановка, ковры, посуда, антиквариат… и под стать обстановке хозяин дома в шелковом халате. Марину Ладынину, конечно, радовали богатство и слава мужа, но счастлива она не была. Его постоянные романы просто убивали ее. И особенно роман с Марченко, который закончился рядом некрасивых поступков со стороны Пырьева. Узнав, что любовница хочет уйти от него, режиссер стал просто одержим идеей ей отомстить. Ладиныной казалось, что муж сходит с ума.

И однажды она решила написать о нем письмо в партком, как это делали многие советские жены в надежде, что этот орган поставит мужа на место. Ладынина написала письмо в порыве отчаяния, однако потом передумала, решив не «топить» мужа, бросила письмо в мусорную корзину. Но домработница, которая не любила свою хозяйку, достала письмо, прочитала и все донесла сначала Пырьеву, а затем всем знакомым товаркам, тоже работающим в этом доме.

Пырьев не простил этого жене и подал на развод. Он разменял квартиру, продал мебель. Ладынина переехала в маленькую темную «двушку», где и жила одна до своей смерти.

Дом на Котельнической построил архитектор Дмитрий Чечулин, имя которого у коллег вызывает отторжение. Все его работы были ориентированы только на партию. Его считали не творческой, а номенклатурной единицей. Но надо отдать ему должное: он построил высотку, украсившую Москву. В его планах было еще построить перед зданием «площадь трех мостов» с фонтанами, газонами и парком. Но главного заказчика — Берию – расстреляли, и больше обустройством решили не заниматься. А Чечулин все ждал, когда же и ему вручат ордер от квартиры в этом доме. Но так и не дождался жилья в этом «жестоком» доме, где за каждой мемориальной табличкой скрывается личная трагедия.

No related links found



В Москве есть свои «пирамиды» - знаменитые высотные здания, видные издалека. Их, как и египетские сооружения, окружают мифы

7 сентября 1947 года Москва праздновала 800-летие. Торжество было грандиозное; его центром стал стадион «Динамо». В честь юбилея столицу наградили орденом Ленина, а канал Москва-Волга переименовали в канал имени Москвы. А еще к этому дню приурочили закладку восьми так называемых московских пирамид.

Догоним и перегоним

Вождь всех времен и народов хотел, чтобы столица государства, только что победившего фашизм, выглядела в глазах иностранцев не хуже любой другой столицы мирового масштаба. Было задумано выстроить восемь высотных зданий (по одному за каждое столетие, прожитое городом) – зданий монументальных, потрясающих воображение.

Деньги на строительство решили не занимать у более богатых стран, а взять у народа. Народ после войны жил, прямо скажем, не очень сытой жизнью – но облигации все-таки покупал: кто-то искренне хотел, чтобы столица была краше всех городов мира, кто-то боялся отказываться: времена стояли жутковатые.

Строительство высоток началось лишь в 1949 году: первые проекты Сталин не одобрил, и все пришлось переделывать. Согласно первоначальному замыслу, дома должны были напоминать американские небоскребы-карандаши, а Сталин хотел непременно пирамидальной формы; возможно, вождю не давали покоя лавры египетских фараонов, обессмертивших себя возведением пирамид.

В итоге «пирамид» было выстроено семь. Восьмая, так называемая «Вавилонская башня», должна была быть построена в Зарядье и стать в итоге краше самого Кремля – но Сталин умер, Берию арестовали, а проект заморозили.

Товарищ Сталин, вы большой художник

Первой была выстроена высотка на Смоленской площади – та, в которой сейчас располагается МИД России. Башенки со шпилем на ее самом верху изначально не было – однако Сталину показалось, что высотка слишком напоминает небоскребы Нью-Йорка, и он собственноручно пририсовал на чертеже дополнение к проекту, которое не посмели не принять.

Похожая история была и с высоткой на Кудринской площади (с 1925 по 1992 гг. – площадь Восстания): правда, чертежи Сталин не переделывал – просто сказал, что дом какой-то куцый. Вскоре здание обзавелось шпилем со звездой. Среди знаменитостей, получивших квартиры в этом доме, – актер Евгений Весник , шахматист Василий Смыслов , летчик Михаил Громов . А еще там снимали сцены фильма «Москва слезам не верит» – по замыслу режиссера именно здесь находится та шикарная квартира, в которой две девочки из рабочего общежития выдавали себя за профессорских дочек.

Под домом выстроено бомбоубежище, которое долгие годы поддерживалось в полной готовности. Однако сейчас оно закрыто.

Ходили легенды, что из подвала дома можно попасть по подземному ходу в Белый дом. По словам начальника сантехслужбы, в августе 1991 года к нему пришли вооруженные люди, которым он долго доказывал, что никакого подземного хода не существует.

Квартира для Раневской

Место для высотки на Котельнической набережной выбрал лично Лаврентий Берия . Архитектор был категорически против – грунт ненадежный для глубокого фундамента, но Берия умел настоять на своем. Поговаривали, что причиной его упрямства были ведущие от этого места подземные ходы: один в Кремль, другой в Новоспасский монастырь, третий к зданию комиссариата, на другую сторону Москвы-реки.

Если судить по жильцам, этот дом получился самым элитным. Здесь в разное время жили режиссер Иван Пырьев с женой Мариной Ладыниной , балерина Галина Уланова , актриса Клара Лучко , поэт Александр Твардовский и гениальная Фаина Раневская . Последняя попала сюда… при помощи КГБ. Точнее, так: когда к ней пришли вербовщики, Фаина Георгиевна заявила: я, во-первых, в коммуналке живу, а во-вторых, во сне разговариваю. Спустя месяц актрисе предоставили квартиру в высотке. Правда, вербовщики все равно остались ни с чем: Раневская подговорила соседей написать на нее в органы жалобу. Мол, в доме поселилась актриса, которая во сне твердит что-то про разведку…

Пизанская высотка и паникадило

Здание у Красных Ворот строили одновременно с вестибюлем одноименной станции метро; грунт при этом замораживали по новой тогда технологии. Расчеты показывали, что когда грунт, разморозившись, просядет, здание накренится, так что при строительстве его намеренно накреняли в другую сторону. Бдительные граждане даже написали на строителей донос – мол, вредители строят кривое здание, чтобы оно потом упало.

Здание гостиницы «Ленинградская», напоминавшее своей роскошью дворец, после смерти Сталина вызвало неудовольствие Хрущева ; с потолков спешно начали сбивать лепнину, а из номеров убирать картины.

Уникальную по красоте люстру холла генсек и вовсе обозвал паникадилом; в итоге архитектора Полякова лишили Сталинской премии.

При строительстве гостиницы «Украина», чтобы избежать затопления грунтовыми водами, впервые в мире применили уникальную технологию откачивания – иглофильтры: по периметру котлована в землю вбили тонкие трубы, к которым присоединили насосы, непрерывно откачивающие воду.

Зэки на стройке

К грунту в районе Ленинских гор тоже были серьезные претензии. Так что главное здание МГУ возводили на «умном» фундаменте, который приспосабливается к уровню грунта и умеет подниматься и опускаться вместе с ним.

Почву при строительстве замораживали.

СМИ, захлебываясь, писали, что на стройках работают комсомольцы; на самом же деле, высотки возводили заключенные и солдаты.

Ходят слухи, что погибших при строительстве зэков не хоронили, а просто сбрасывали в подземелья, а сверху наливали бетон.

Сколько этажей в ГЗ Университета, никто точно не знает; насчитывают обычно от 34 до 36 – но ведь есть и подземные этажи. Говорят, что в здании есть этажи секретные, которые снаружи не видны и запираются на ключ. Бытуют также легенды, что вниз здание уходит тоже этажей на 30 – и даже соединяется подземным переходом с ближней сталинской дачей. А еще говорят, что под высоткой проходят секретная линия метро, автомобильные тоннели и гигантские бомбоубежища.

Сталинские высотки

  1. Главное здание МГУ на Воробьевых горах
  2. Дом на Котельнической набережной
  3. Гостиница «Украина»
  4. Здание МИД
  5. Дом на Кудринской площади
  6. Административно-жилое здание возле Красных Ворот
  7. Гостиница «Ленинградская»

Не только в древности и Средневековье формировалась эзотерическая и сакральная карта столицы. Это продолжалось и при Советской власти. Сталин, как известно, не был чужд оккультных знаний. Говорят, что он планировал перестроить Москву в виде планетной системы.

Для этого были спроектированы кольцевая линия метрополитена с 12 станциями и 9 высотками в качестве планет. ВДНХ и Останкинская башня должны были представлять собой пояс астероидов. Кстати, высотки и кольцевая линия метро были построены одновременно.

Постановление № 53 Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий» было подписано И.В. Сталиным 13 января 1947 г., в год празднования 800-летия столицы.

Осенью 7 сентября 1947 г. в 13.00 в разных местах Москвы приступили к закладке «первого камня» в основания восьми советских небоскребов. Дата была выбрана не случайно. По астрологическим прогнозам именно эти дата и время сулило сооружения особую энергетику.

Сталинских высоток изначально должно было быть не семь, а девять. Восьмую высотку планировали построить в Зарядье. Там должен был размещаться Наркомат тяжелой промышленности. Но впоследствии вместо Наркомтяжпрома возвели гостиницу «Россия».

Центральное место среди высотных зданий предстояло занять Дворцу Советов, который строился на месте... взорванного храма Христа Спасителя, в свою очередь, построенного на месте бывшего Алексеевского монастыря. С этим связана любопытная легенда. Вот что пишет И.М. Любимов в книге «Малознакомая Москва»:

«...Инокини Алексеевского монастыря закончили последнее богослужение. Монастырская утварь погружена на подводы, а настоятельница монастыря, игуменья, все не появлялась. И вдруг, неожиданно выйдя из кельи, приказала приковать себя цепями к дубу. Заранее подготовленные, верные ей инокини желание игуменьи немедленно исполнили.

Отказ игуменьи покинуть монастырь власти расценили как бунт, как неповиновение указу Николая I. Поэтому настоятельницу освободили от пут и насильно выдворили за ворота. Обернувшись, она произнесла: “Стоять здесь ничего не будет”...»

Дворец Советов так и не достроили... Позднее здесь более 30 лет размещался бассейн «Москва», а ныне вновь стоит храм.

Фундаменты всех девяти высоток заложили в один день. Почти все они строились вдоль Садового кольца, как бы обрамляя исторический центр столицы. В 1950 г. Сталин отдал приказ — каждую из башен должен венчать шпиль со звездой. Тогда и появились в народе названия «семь пирамид» и «московская корона».

Квартиры в жилых высотках получали только самые «заслуженные» — в основном крупные военные и партийные работники. Причем чем выше был ранг жильца, тем выше был этаж, на котором располагалась его квартира.

О «московских пирамидах» ходило немало слухов и легенд. Они начали появляться еще на этапе проектирования, начиная с самой идеи их строительства и заканчивая изображением древних символов на фасадах: масонских, языческих и христианских.

Архитектурные формы сооружений скрывают под собой пирамиды, пропорции которых аналогичны египетским пирамидам. Пирамида, как известно, символизирует превосходство, власть, знание, энергию и силу.

Сталинские высотки в Москве отличаются особо прочным металлическим каркасом. И большинство эзотериков сходятся во мнении, что наличие металлических арматуры и шпилей предполагает использование зданий как грандиозных передатчиков энергии.

В рассекреченных архивах КГБ практически нет фотографий хода строительства высоток, так как строили их заключенные, и публично данный факт афишировать не стоило. Жильцы этих домов, хорошо знали о том, кто и каким трудом возводил эти стены, но предпочитали эту тему не обсуждать.

Проект Дворца Советов

Существует множество легенд и слухов о технологиях заморозки грунта, которые к тому времени действительно активно применялись, но только для строительства метро.

Большинство таких легенд похожи на главы из романов будущего: про использование для заморозки грунта жидкого азота, который кстати, превращает металл и бетон в пыль, про 3-й подвал МГУ, где находятся громадные холодильные установки, которые поддерживают грунт под зданием в твердом состоянии, и если их отключить, то МГУ сползет в Москву-реку за одну неделю. А еще истории о том, что все сооружения имеют прямой выход к туннелям метро.

О здании МИДа говорили, что его верхний ярус — не каменный, а фанерный. И что каждый год 31 декабря туда поднимаются рабочие и подкрашивают стену. А все дело в том, что неправильно подсчитали затраты на строительство и на последний ярус денег не хватило. Вот и построили его из фанеры... По другой версии, Сталин увидел здание без верха и велел срочно его «достроить», чтобы не походило на немилые его сердцу небоскребы Нью-Йорка.

Подвалы и бункеры под Сталинскими высотками до сих пор будоражат фантазию как профессиональных историков, так и любителей экстремальных путешествий. Никто доподлинно не знает куда ведут туннели за ржавыми металлическими дверями в подвалах, замки которых открыть даже специальной техникой не всегда возможно.

Все Сталинские высотки в Москве были возведены по единой концепции: широкое основание, ступенчатая пирамида, остроконечные шпили и мотивы кремлевских башен. Участки под строительство советских небоскребов выделялись огромные, что ощутимо отличало их от американских, где плата за аренду участка под строительство не просто большая, а очень большая и пирамидальное постройка, в условиях рыночных отношений, считалось непозволительной роскошью.

Мы можем только догадываться какой могла быть Москва, если бы Сталин сумел реализовать свой грандиозный план по возведению всех высоток и других сооружений. Но мы можем с уверенностью говорить, что облик Москвы был бы навсегда изменен.

Сталин приказал архитекторам построить пирамиды и скрыть их под архитектурной «шелухой». Все генеральные планы и координаты Сталинских высоток были строго засекречены. По сути, это были такие же пирамиды как и в древнем Египте, которые должны были стать своего рода энергетическими накопителями.

Говорят, эти пирамиды (Сталинки) могли бы концентрировать огромное количество энергии, что в итоге могло открыть путь к бессмертию. Возможно это слухи, а может и нет. Восемь пирамид (высоток) должны были замыкаться на девятой, центральной (самой высокой среди них) пирамиде, что позволило бы вырабатывать огромную жизненную энергию.

Месторасположение каждого сооружения Сталин определял лично, но странное дело — все Сталинские высотки в Москве стоят на геологических разломах.

Высотки

Главное здание МГУ на Воробьёвых горах
Жилой дом на Котельнической набережной
Гостиница «Украина»
Здание Министерства иностранных дел
Жилой дом на Кудринской площади
Административно-жилое здание возле «Красных Ворот»
Гостиница «Ленинградская»

Непостроенные высотки

Дворец Советов
Проект высотки в Зарядье

По материалам интернета, а также книги "Тайные коды и послания шедевров мирового искусства" (автор Ирина Шлионская)

Их решили построить восемь, - восемь громадных жилых, гостиничных и административных многоэтажных зданий высотой от 130 до 240 метров. В правительственном постановлении было сказано, что они должны стать «вертикальными архитектурными доминантами города». Официальный старт строительства был дан во время празднования 800-летия Москвы в сентябре 1947 года. Сама строительная эпопея растянулась на долгий период. «Высотка №7» - гостиница «Украина» в Дорогомилово была готова лишь в 1957-м, а «номер восьмой» - 250-метровая громадина Совета Министров СССР, ради которой снесли несколько кварталов старой застройки в Зарядье, и вовсе не была возведена.

Немецкие гастарбайтеры

В качестве рабочей силы на строительстве высотных зданий использовали в том числе и бригады, состоявшие из немецких военнопленных (в том числе из солдат сдавшейся под Сталинградом армии Паулюса). Когда подошел срок их освобождения и отправки в Германию некоторым из этих «строителям поневоле» устроили экскурсии по советской столице и среди прочих достопримечательностей показали уже достроенные высотки.

Министерская рокировка

Многоэтажная махина на Смоленской площади первоначально планировалась в качестве жилого дома для сотрудников Министерства трудовых резервов СССР, однако затем это здание решили оборудовать для размещения в нем Министерства иностранных дел.

Полк «последней надежды»

В проекте начатого постройкой, но затем разобранного высотного здания Совмина в Зарядье предусматривалось сооружение многоэтажного подземного бункера. Верхний его ярус располагался в стилобатной части высотки, которую успели соорудить. По некоторым сведениям, это огромное подземное помещение первоначально предназначалось для размещения танкового полка «последней надежды». Данное спецподразделение должно было в случае возникновения какого-либо форс-мажора - восстания, государственного переворота, военной провокации,.. - обеспечить прикрытие эвакуации кремлевских «вождей» из столицы в безопасное место. Впоследствии в стилобате так и не построенной сталинской высотки был оборудован кинотеатр «Зарядье».

Шпиль в эндшпиле

«Фирменный знак» сталинских высоток - венчающие их шпили. Однако в первоначальных вариантах такое архитектурное украшение было не у всех из семи высотных зданий. Зодчие, проектировавшие многоэтажки на Смоленской площади и у Красных ворот, сперва вовсе не собирались украшать свои творения остроносыми шатрами. Однако «правильной архитектуре» их научил сам товарищ Сталин.

Вот что довелось услышать в свое время корреспонденту «МК» от участника проектирования высотки у Красных ворот архитектора Александра Федоровича Стрелкова:

«Здание МИДа построили больше похожим на американские небоскребы с плоским верхом. В его кабинеты уже переехали сотрудники этого внешнеполитического ведомства. Но однажды «вождь народов», проезжая в своем лимузине по Арбату мимо громадной многоэтажки, вдруг спросил находившегося в салоне секретаря Поскребышева: «Когда это здание достроят?» «Оно уже достроено, товарищ Сталин!» «Как? А где же шпиль?» Той же ночью Иосиф Виссарионович, в телефонном разговоре с архитекторами, проектировавшими здание МИДа, велел увенчать его надстройкой со шпилем. Задача оказалась не простой: ведь конструкция верхней части этой высотки не была рассчитана на дополнительную нагрузку от такой архитектурной добавки, а кроме того все работы по сооружению надстройки нужно было выполнить, не выселяя из здания работавшее там министерство! Выход был найден: на многоэтажку «надели» сверху декоративную башенку (естественно, со шпилем!), выполненную из металла - стальной каркас, обшитый снаружи металлическими листами, покрашенными «под камень». Чтобы поставить эту «шапку» на здании, пришлось останавливать МИДовские лифты, работавшие в верхних ярусах. Сотрудники поднимались и спускались пешком по лестницам, а в лифтовых шахтах рабочие монтировали конструкции для новой шпилевой части высотки и потом поднимали их домкратами.

Сталинское категорическое требование, чтобы все высотки были со шпилями, коснулось и нашей архитектурной бригады. Здание у Красных ворот тогда еще только достраивалось, узнав о «разгоне», устроенном вождем строителям МИДа, главный архитектор нашего проекта, известный зодчий Алексей Николаевич Душкин срочно вызвал к себе на совещание всех своих помощников. Его ночной телефонный звонок разбудил и меня: «Срочно берите такси и приезжайте в мастерскую!» На фотомонтаже, изображающем будущую высотку, - это была специально подготовленная «картинка» для показа в различных руководящих инстанциях, - мы соскоблили прежде спроектированную кубическую верхушку и вместо нее подрисовали завершение со шпилем. Именно в таком виде вариант внешнего оформления здания на следующее утро был отправлен товарищу Берии, который затребовал сведения о всех строящихся высотных зданиях для доклада Сталину. Потом под этот эскиз пришлось в экстренном порядке перерабатывать проект верхней части здания. К нашему счастью, работы по ее возведению еще не начались, так что ничего ломать и перестраивать не пришлось.»

Кому быть над университетом?

Поначалу не собирались строить шпиль и над новым зданием МГУ на Ленинских горах. В планах архитекторов было увенчать эту многоэтажку огромной скульптурой. Узнав о таком замысле, скульптор Вера Мухина предложила украсить университетскую высотку своим знаменитым творением - скульптурой «Рабочий и колхозница». Однако от такого варианта отказались. Вместо мухинской скульптуры на демонстрационных эскизах здания сперва изобразили фигуру человека с задранной к небу головой и широко раскинутыми в стороны руками (видимо, такая поза должна символизировать тягу к знаниям). Однако во время показа этого варианта товарищу Сталину, ему вполне явственно намекнули, что исполинская скульптура может получить портретное сходство с любимым вождем. Иосиф Виссарионович подобные перспективы обсуждать не стал и распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы здание университета было таким же «востроносым», как и другие высотки, строящиеся в столице.

Самая высотная зона

В газетных репортажах с ударной стройки здания на Ленинских горах сообщалось, что высотку возводят 3000 комсомольцев-стахановцев. Однако, в действительности здесь работало гораздо больше народа. Причем основная часть строителей «очага мировой культуры» была - в традициях того времени - зеками. Специально «под университет» в конце 1948 года был подготовлен приказ об условно-досрочном освобождении из лагерей нескольких тысяч заключенных, имевших строительные специальности. Этим счастливчикам предстояло «мотать» остаток срока на сооружении высотки МГУ, - жили в бараках, питались баландой, но зато ходили без конвоя.

Но были на Ленгорах и «стопроцентные» зеки. В системе ГУЛАГа здесь существовало «Строительство №560», преобразованное в 1952-м в Управление ИТЛ Особого района (так называемый «Стройлаг»), контингент которого был занят на сооружении университетской высотки. Курировал стройку лично генерал Комаровский, начальник Главного управления лагерей промышленного строительства. Численность заключенных в «Стройлаге» достигала 14000 человек. Практически все они сидели по «бытовым» статьям: везти в Москву «политических» побоялись. Зону со сторожевыми вышками и колючей проволокой построили в нескольких километрах от места самого строительства - рядом с деревней Раменки (это район нынешнего Мичуринского проспекта). Когда возведение высотного здания подходило к концу, лагерное начальство решило «максимально приблизить места проживания и работы заключенных». Новый лагерный пункт был оборудован прямо на верхотуре - на 24 и 25 этажах строящейся башни. Такое изобретение руководителей «Стройлага» позволяло сэкономить и на охране: не надо ни сторожевых вышек, ни колючки, - все равно зекам деваться некуда!

Роскошь лауреату помеха

Интерьеры сталинских высоток оформлялись с поистине дворцовой роскошью. Самым богатым было убранство парадных помещений гостиницы «Ленинградская» у площади трех вокзалов. В смете расходов на ее отделку были заложены очень внушительные суммы, поэтому главный архитектор проекта Л. М. Поляков не стеснялся в художественных изысках. Для отделки интерьеров использовали ценные породы камня и дерева, бронзу, позолоту, по стенам развесили картины известных русских и советских художников... За представленный ими на предварительной стадии эскизный проект чудо-высотки создателей «Ленинградской» наградили Сталинской премией, однако всего несколько лет спустя, после смерти «вождя народов» и прихода к власти Н. С. Хрущева взгляд на то, какой должна быть советская архитектура радикально поменялся. С подачи нового «хозяина страны» началась борьба против «архитектурных излишеств и украшательства». В результате Полякова и его коллег по работе над «Ленинградской» звания лауреатов лишили.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство