11.12.2023

Четыре главных вопроса про отправку отчетности по ткс. Требования в Контур.Экстерн Сроки получения требования по ткс


Р ассмотрим основные вопросы, которые возникают перед бухгалтерами при отправке отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). В частности, какие требования инспекция отправляет чаще всего, в каком виде на них следует отвечать, в каком виде может поступить требование о представлении пояснений и как на него ответить, а также когда и как нужно отправлять ­корректировочную декларацию по НДС.

В п. 3 ст. 76 НК РФ указано, что налоговый орган может принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств по одной из следующих причин:

  • при отсутствии представления налоговой декларации в инспекцию в течение 10 дней по истечении установленного срока (решение может быть принято в течение трех лет после истечения этого срока);
  • в случае неисполнения обязанности по передаче инспекции квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Такими документами являются, например, требование о представлении пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган и другие (решение может быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме ­документа).

Организации и индивидуальные предприниматели, которые обязаны представлять декларации в электронном виде, должны обеспечить возможность получения требований в электронном виде, а также обязаны передать в инспекцию квитанцию о приеме таких документов в электронной форме в течение шести рабочих дней со дня их отправки ИФНС (п. 5.1. ст. 23 НК РФ). Современные системы представления отчетности по ТКС позволяют не только выполнять все описанные выше обязанности, но и своевременно узнавать о входящих требованиях из инспекций через уведомления на электронную почту или в виде SMS на телефон.

1. Какие требования может отправить ФНС и какие из них самые вероятные?

Полный перечень требований (документов) перечислен в приказе ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@ «Об утверждении Порядка направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и о признании утратившими силу отдельных положений ­приказа ­Федеральной налоговой службы от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@».

На текущий момент наиболее частыми документами, которые используют налоговики при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

2. На какие требования необходимо давать ответ и в каком виде?

Согласно нормативам представление документов / информации в ответ на требование предусмотрено только в случае получения требования о представлении документов (информации) (КНД 1165013) или ­требования о представлении пояснений (КНД 1165050).

В зависимости от утвержденных ФНС России форматов, возможностей системы, через которую налогоплательщик взаимодействует с инспекцией, а также желания самого налогоплательщика представить ответ на требование можно в нескольких формах:

  • отправить по ТКС по утвержденным форматам с описью;
  • отправить почтой;
  • принести в инспекцию на бумаге личным визитом.

Причем важно отметить, что у налогоплательщика всегда есть возможность представления документов частями как через один из указанных каналов, так и одновременно разными каналами (например, часть документов можно отправить по ТКС, а часть отнести на бумаге). Главное, сделать это в установленный в требовании срок.

Стоит здесь отметить еще и то, что требования о представлении пояснений (КНД 1165050) стали поступать налогоплательщикам не так давно и в основном они связаны с изменившейся формой отчетности по налогу на добавленную стоимость и в первую очередь в связи с расхождениями представленных данных у контрагентов.

3. В каком виде может поступить требование о представлении пояснений и как на него ответить?

Требование о представлении пояснений (КНД 1165050) может поступить налогоплательщику по ТКС в одном из следующих видов:

1. В виде PDF-файла и не связано с декларацией по НДС.

Для такого требования нет нормативной базы, позволяющей отправить в ответ на него опись с первичными документами (порядок по приказу ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» для требований о представлении документов).

Поэтому ответить на требование на текущий момент возможно в виде письменного сообщения (почтой или через сервис спецоператора) или представить, посетив инспекцию лично. Порядок ответа не ­регламентирован, поэтому отвечать можно в произвольной форме.

2. В виде PDF-файла и требование относится к декларации по НДС. В нем может содержаться информация об отсутствующих сведениях или о невыполненных контрольных соотношениях.

Налогоплательщик в этом случае может отправить ответ в произвольной форме (почтой или лично).

Сориентироваться, в каком формате поступило требование, довольно сложно, поэтому проще всего понять можно или нет отправить формализованный ответ по ТКС позволяет непосредственно система, через ­которую осуществляется документооборот с ФНС РФ.

3. И последний вариант, который позволяет ответить на данное требование по ТКС, - в пакете с требованием присутствует xml-файл по формату, утвержденному письмом ФНС России от 07.04.2015 № ­ЕД-4-15/5752 «О ­внесении изменений в письмо ФНС России от 16.07.2013 № ­АС-4-2/12705».

Согласно указанному письму налогоплательщик может (но не обязан) отправить ответ на требование о представлении пояснений в виде xml-файла установленного формата в составе описи по ТКС. Система документооборота даст возможность налогоплательщику такой ответ ­подготовить и представить в инспекцию.

Во всех случаях организация, кроме отправки ответа на требование, может предоставить корректировочную декларацию. Так как зачастую именно ­неверные данные в декларации приводят к вопросам со стороны налоговиков.

4. Когда и как нужно отправлять корректировочную декларацию по НДС?

Корректировочную декларацию по НДС необходимо отправлять в следующих случаях:

  • если обнаружено, что какие-то сведения отражены частично или не полностью;
  • если обнаружены недостоверные сведения и ошибки.

Причем обнаружить эти несоответствия налогоплательщик может как самостоятельно, так и получить требование о представлении ­информации от налоговой инспекции.

В уточненную декларацию по НДС необходимо включить:

  1. основную часть декларации (разделы 1-7), даже если изменения вносятся в разделы 8-12;
  2. те из разделов 8-12, которые были ранее отправлены в ИФНС, с учетом внесенных в них изменений;
  3. иные приложения из числа разделов в случае внесения изменений (дополнений) в них.

Согласно утвержденному формату декларации в поле «номер корректировки» в самой декларации и в приложениях к ней должно быть указано единое значение, соответствующее номеру подаваемой «уточненки».

Таким образом, ошибкой будет являться представление уточненной декларации по НДС, в которой номер корректировки в декларации и приложениях различаются. Многие из существующих программ для отправки отчетности по ТКС автоматически проставляют во все ­приложения номер ­корректировки из основной части декларации.

Появившееся с 2015 года в декларации по НДС поле «признак актуальности» заполняется в приложениях только при отправке уточненной декларации. Он позволяет явно указать, что ранее отправленные приложения к НДС неактуальны и отправляется новая версия приложения, если «признак актуальности» равен 0. Если признак актуальности будет при отправке корректирующей декларации равен 1 в конкретном разделе, это будет означать, что данный раздел ранее был актуален и в уточненной декларации в нем нет изменений.

Опять же при отправке по ТКС во многих системах есть контроль на соответствие «номера корректировки» и «признака актуальности».

Если вносятся изменения в книгу продаж или книгу покупок, то в уточненной декларации представляются, соответственно, приложение 1 к разделу 8 или приложение 1 к разделу 9 (дополнительные листы к книге покупок или к книге продаж). Таким образом, дополнительные листы прикладываются только в случае корректировочного отчета. Например, если в книге продаж была ошибка в сумме одной из продаж, то признак актуальности книги продаж указывается равным 0 и данные исправляются непосредственно в этом разделе. А если к книге продаж добавляются пропущенные сделки, то для самой книги проставляется признак актуальности, равный 1, и добавляется приложение 1 к разделу 9, где ­отражается пропущенная сделка.

С 25 августа 2015 г. действует новый порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде, утвержденных приказом ФНС России от 15.04.15 г. № ММВ-7-2/149@ (далее – Порядок). Новый Порядок предусматривает обновленный перечень документов, направляемых налоговыми органами налогоплательщикам в электронном виде.

Начиная с 1 января 2015 г. у налогоплательщиков, представляющих налоговую отчетность через Интернет, появилась новая обязанность. Согласно обновленной редакции п. 5.1 ст. 23 НК РФ (п. 5.1 введен Федеральным законом от 28.06.13 г. № 134-ФЗ) такие налогоплательщики при получении по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) документов, используемых налоговыми органами для проведения мероприятий налогового контроля, обязаны передать квитанцию о приеме документов. Срок передачи – в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Какие санкции грозят налогоплательщику при невыполнении нового требования?

Налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств. Однако п.п. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ установлен перечень истребуемых электронных запросов для применения подобных действий со стороны налоговых органов. Речь идет о неисполнении обязанности по передаче квитанции в отношении следующих документов:

Требования о представлении документов;

Требования о представлении пояснений;

Уведомления о вызове в налоговый орган.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств принимается налоговыми органами в течение 10 рабочих дней со дня истечения установленного срока для передачи электронной квитанции. Следовательно, фактически получается 16 рабочих дней с момента получения электронного запроса от налогового органа (6 рабочих дней отводится на передачу квитанции + 10 рабочих дней на принятие самого решения о блокировке счета).

Не стоит забывать, что такая обязанность может возникнуть и у налогоплательщиков, не являющихся плательщиками по соответствующему налогу, но представивших декларации по ТКС. Например, налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, по просьбе покупателя выставил счет-фактуру с выделенной суммой НДС и соответственно вынужден был представить декларацию по НДС в электронном виде.

Следует отметить, что при получении от налоговых органов запросов о прогнозной величине налоговых поступлений и просьб подобного характера налогоплательщик может без последствий игнорировать такие электронные запросы. Благоприятная поправка для налогоплательщика внесена в п.п. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ, касающаяся ограничения сроков принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

Напомним, что может приостановить операции по счетам и переводы электронных денежных средств налогоплательщика при непредставлении декларации в течение 10 рабочих дней от установленного законодательного срока (например, по налогу на прибыль срок представления декларации – 28.10.14 г., а 13.11.14 г. истекает последний срок представления декларации без блокировки счета). А конкретный период для вынесения подобного решения в НК РФ не прописан, поэтому на практике решения о блокировке счетов налоговыми органами могли выноситься и по прошествии трех лет.

С 1 января 2015 г. установлен период для вынесения такого решения – в течение трех лет с момента окончания 10 рабочих дней, следующих за сроком представления декларации.

ФНС России в письме от 27.01.15 г. № ЕД-4-15/1071 напомнила о последствиях неисполнения налогоплательщиками обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов – приостановлении операций по его счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

Движение по счетам в банке налогоплательщика будет возобновлено не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

День передачи налогоплательщиком квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;

День представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом.

Новый порядок

С 25 августа 2015 г. введен новый Порядок направления документов налоговыми органами в электронной форме, который заменил ранее действовавший Порядок, утвержденный приказом ФНС России от 17.02.11 г. № ММВ-7-2/169@.

Настоящий Порядок разработан для проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля и предусматривает 48 различных видов документов вместо 23 документов «старого» Порядка.

Участниками информационного обмена при направлении данных документов в электронной форме по ТКС являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, их представители, операторы электронного документооборота, налоговые органы (п. 2 Порядка).

Ранее в письме ФНС России от 22.04.15 г. № ЕД-4-15/6906@ налоговые органы отмечали, что положения НК РФ не обязывают налогоплательщика направлять квитанцию в налоговый орган исключительно со стационарного рабочего места должностного лица организации. В этом случае электронную квитанцию о приеме документов из налоговой инспекции может отправить законный или уполномоченный представитель налогоплательщика. Напомним, что законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов (ст. 27 НК РФ), а уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или , уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, регулируемых законодательством о налогах и сборах на основании доверенности (ст. 29 НК РФ). Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что участники информационного обмена обеспечивают хранение всех отправленных и принятых документов, а также технологических электронных документов с квалифицированной электронной подписью (далее – КЭП).

Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки должны проверять поступление документов и технологических электронных документов (п. 6 Порядка). Так, большинство операторов электронного документооборота предлагают налогоплательщикам контролировать входящую корреспонденцию с помощью электронной почты или сервиса смс-уведомлений.

В обновленном Порядке указано, как определяется дата получения электронного документа. Так, датой направления (отправки) налогоплательщику (представителю налогоплательщика) документа в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (п. 10 Порядка). При получении налоговым органом квитанции о приеме документа датой его получения налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) в электронной форме по ТКС считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме (п. 11 Порядка).

Пример

Налогоплательщик получил требование от налоговой инспекции о представлении пояснений в части убытков в налоговой отчетности по налогу на прибыль за первое полугодие 2015 г. Срок исполнения данного требования установлен 5 дней (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Какую дату следует считать началом срока исполнения требования?

Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Таким образом, пояснения нужно представить в налоговую инспекцию в течение 5 рабочих дней со дня получения требования.

Предположим, что квитанция о приеме требования, подписанная электронной подписью налогоплательщика, датирована 12 октября 2015 г. Отчет срока начинается со следующего дня. Таким образом, налогоплательщик должен представить пояснения в период с 13 октября по 19 октября 2015 г. Выходные дни в подсчет сроков не включаются.

Процедура направления документа в электронной форме

Процедура направления документа в электронной форме по ТКС описана в разделе II Порядка.

Следует отметить, что приведенный порядок корреспондирует с положениями п. 5.1 ст. 23 НК РФ.

Первоначально документ формируется на бумажном носителе, подписывается и регистрируется в налоговом органе. Не позднее следующего рабочего дня после регистрации документ формируется в электронной форме, подписывается КЭП, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган, и направляется по ТКС в адрес налогоплательщика (представителя налогоплательщика). При этом налоговым органом фиксируется дата его отправки налогоплательщику (представителю налогоплательщика).

Налоговый орган в течение следующего рабочего дня после дня отправки документа в электронной форме по ТКС должен получить от оператора электронного документооборота подтверждение даты отправки (п. 13 Порядка).

Далее при получении от налогового органа документа в электронной форме по ТКС и отсутствии оснований для отказа в приеме указанного документа налогоплательщик (представитель налогоплательщика) формирует квитанцию о приеме, подписывает ее КЭП налогоплательщика (представителя налогоплательщика) и направляет в налоговый орган.

Квитанцию о приеме налогоплательщик (представитель налогоплательщика) обязан направить налоговому органу по телекоммуникационным каналам связи в течение шести дней со дня отправки ему документа налоговым органом.

А при наличии оснований для отказа в приеме документа налогоплательщик (представитель налогоплательщика) формирует уведомление об отказе в приеме, подписывает его КЭП налогоплательщика (представителя налогоплательщика) и направляет в налоговый орган (п. 14 Порядка).

Основания для отказа в приеме налогоплательщиком электронных документов

В п. 15 Порядка указано три таких основания:

Ошибочное направление документа налогоплательщику (представителю налогоплательщика);

Несоответствие утвержденному формату;

Отсутствие (несоответствие) КЭП налогового органа.

И если по первому основанию вопросов не возникает (документ выслан на имя другого налогоплательщика), то в отношении последних двух оснований непонятно, как налогоплательщик технически сможет установить несоответствие документов утвержденному формату и КЭП налогового органа.

Таким образом, в течение шести рабочих дней со дня отправки документов налоговые органы должны получить от налогоплательщика (представителя налогоплательщика) квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме документов.

В завершение отметим, что перечень электронных сервисов ФНС России содержится на официальном сайте http://www.nalog.ru/rn77/about_fts/el_usl/ . В указанном разделе расположены сервисы, предусматривающие электронный документооборот, например представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, – юридического лица, подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Если налогоплательщик проигнорирует требование, полученное из ИФНС, налоговики могут заблокировать его расчетный счет. Мы публикуем пошаговую инструкцию о том, как правильно отвечать на электронные требования о предоставлении документов, которые ИФНС прислала через систему для отправки отчетности. В настоящей статье будут описаны общие правила работы с требованиями. А требованиям по НДС будет посвящен отдельный материал. Инструкция подготовлена экспертами системы для отправки отчетности « ».

Чем регулируется направление требований

Порядок направления требований устанавливается следующими приказами ФНС:

В соответствии со п. 5.1 статьи НК РФ, налогоплательщики, которые обязаны представлять налоговые декларации в электронном виде, должны обеспечить возможность получения требований в электронном виде, а также обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Какие документы ИФНС может послать через систему для отправки отчетности

В электронном виде могут, в частности, передаваться:

  1. Документы, которые используются налоговым органом при реализации своих полномочий. Например, решения, принимаемые в ходе налогового контроля; уведомления о вызове налогоплательщика; решения о возмещении НДС и акцизов;
  2. Требования по предоставлению документов (информации). Например, документы о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте;
  3. Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Порядок документооборота

  1. Налоговый орган формирует и отправляет требование в электронном виде (например, в формате PDF).
  2. Оператор электронного документооборота (ЭДО) формирует «Подтверждение даты отправки», в котором фиксируется дата направления требования в электронном виде. Данное подтверждение передается в адрес ИФНС и налогоплательщика.
  3. После получения требования налогоплательщик передает в адрес ИФНС «Квитанцию о приеме» или «Уведомление об отказе».

«Квитанция о приеме» — документ, подтверждающий факт получения требования (но не обязательно согласия с ним). Квитанция должна быть передана в инспекцию не позднее шести рабочих дней с момента отправки требования инспекцией.

Если налогоплательщик, который обязан обеспечить получение требований в электронном виде, не отправит квитанцию о получении требования в срок, то ФНС может заблокировать расчетные счета такого налогоплательщика (см. « »).

«Уведомление об отказе» формируется в следующих случаях:

  • требование направлено данному налогоплательщику ошибочно (предназначался другому адресату);
  • требование не соответствует установленному формату;
  • в требовании отсутствует (не соответствует) ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа.

В системе для формирования и отправки отчетности «Контур.Экстерн» данные проверки выполняются. Если требование корректное, то абоненту предлагается отправить квитанцию о приеме. Если же будет обнаружена одна из вышеперечисленных ошибок, то система предложит отправить уведомление об отказе.

Налогоплательщик обязан ознакомиться с требованием ФНС и выполнить его в сроки, установленные в поступившем документе. В случае несогласия с требованием налогоплательщику следует обратиться в инспекцию, выставившую его.

Требования в системе «Контур.Экстерн»

Для просмотра требований необходимо:

1. На главной странице «Контур.Экстерн» перейти в меню «Новое, выделить раздел «Требования» и нажать ссылку «Все требования».

Чтобы вовремя отслеживать поступление требований от налоговых органов, рекомендуется настроить уведомления на электронную почту или мобильный телефон о новых входящих документах в «Контур.Экстерн».

2. Кликнуть по названию поступившего документа. В открывшейся странице будут содержаться следующие данные:

  • «Файлы требований» — в рамках одного документооборота ИФНС может выслать несколько типов документов. Для их просмотра необходимо нажать на название требования и сохранить предложенный файл. Файл сохраняется в формате PDF и может быть открыт с помощью программы Adobe Reader.
  • Ссылка «Квитанция о приеме» либо «Уведомление об отказе».
  • Ссылка «Сохранить все документы и подписи» при нажатии на которую сохраняются требования, подписи к ним, а также «Описание требования»— файл, представляющий собой xml-структуру и содержащий служебную информацию о составе документооборота.

«Контур.Экстерн» проверяет направленные ФНС требования на предмет ошибок. Если проверки пройдены, то пользователю предлагается отправить квитанцию о приеме. Квитанция подтверждает факт получения требования, но не выражает согласия с ним. Квитанция должна быть передана в инспекцию не позднее шести рабочих дней с момента отправки требования инспекцией.

Если поступает требование о представлении документов, то после отправки квитанции о приеме становится активной кнопка «Загрузить и отправить документы».

Отправить в инспекцию отказ предлагается в одном из трех случаев.

  1. Требование ошибочно направлено налогоплательщику.
  2. Требование не соответствует утвержденному формату.
  3. Отсутствует электронная подпись ответственного лица налогового органа.

Для направления отказа следует нажать на кнопку «Уведомление об отказе».

После отправки квитанции о приеме/ уведомления об отказе статус документооборота меняется на «Обработан». Как только документ будет получен ИФНС, статус будет изменен на «Документооборот завершен».

Если организация не является прямым адресатом требования (например, при отправке отчетности за организации на обслуживании), то требование можно переслать на электронную почту представителю организации, которой предназначалось требование. Для этого следует нажать на кнопку «Переслать требование на электронную почту».

Квитанцию или отказ на требование можно отправить в налоговую повторно, нажав на ссылку «Перевыслать».

Пунктом 5.1 ст. 23 НК РФ для лиц, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, устанавливается обязанность обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.
Следует ли из этого, что организации, находящиеся на любой системе налогообложения, со среднесписочной численностью менее 100 человек по всем налогам кроме НДС не обязаны исполнять обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме направленных им через ТКС документов? То есть, если плательщику НДС через ТКС направлено требование о предоставлении пояснений по другим налогам (не по НДС), такой налогоплательщик не обязан передавать налоговому органу квитанцию о приеме указанного документа? А применяющая УСН организация со среднесписочной численностью менее 100 человек вправе не исполнять требование п. 5.1 ст. 23 НК РФ, т.к. не является плательщиком НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация, применяющая любую систему налогообложения, в том числе УСН, со среднесписочной численностью работников за предыдущий год менее 100 человек обязана исполнять требования НК РФ в отношении любых документов, полученных ею от налогового органа по ТКС, в случаях, если на нее возложена обязанность по предоставлению какого-либо расчета (декларации) в электронной форме. В частности, на организацию, применяющую УСН, такая обязанность возлагается в случаях, если:

  • она выставила покупателю счет-фактуру с выделением в ней суммы НДС;
  • она является налоговым агентом, выставляющим или получающим счета-фактуры в рамках работы по посредническому договору (договору транспортной экспедиции) или при выполнении функций застройщика.

Обоснование позиции:
С 1 января 2015 года НК РФ дополнена п. 5.1 ( от 28.06.2013 № 134-ФЗ (далее - Закон № 134-ФЗ)). Данной нормой для лиц, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, устанавливается обязанность обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Указанные лица обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

За неисполнение данного требования НК РФ (также внесен в НК РФ № 134-ФЗ и вступил в силу с 1 января 2015 года) предусмотрена мера налогового контроля в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, а также приостановления переводов его электронных денежных средств. Соответствующее решение сможет принимать руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в случае, если в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи квитанции о приеме документов, налогоплательщиком не будут отправлены квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган ( НК РФ)*(1).

Здесь хотим обратить Ваше внимание, что конкретный перечень документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (документов, о которых идет речь в НК РФ), НК РФ и иными законодательными актами не установлен. На наш взгляд, в качестве таких документов могут выступать любые документы, право на запрашивание которых предоставлено налоговым органам НК РФ.

в) налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС (или освобожденные от обязанностей налогоплательщика), выставившие или получившие счет-фактуру при осуществлении ими предпринимательской деятельности в отношении другого лица на основе посреднического договора, договоров транспортной экспедиции*(2), а также при выполнении функций застройщика ( НК РФ).

Указанные в пункте 3 лица обязаны представлять в электронной форме только декларацию по НДС, остальную отчетность они могут сдавать на бумажном носителе.

Таким образом, мы видим, что обязанность по исполнению требований НК РФ возложена не только на плательщиков НДС, но и на лиц, таковыми не являющихся. Например, у организации, применяющей УСН, такая обязанность может возникнуть в том случае, если она выставит своему контрагенту счет-фактуру с НДС.

*(1) На основании НК РФ указанные решения отменяются решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

  • день передачи в порядке, предусмотренном НК РФ, налогоплательщиком квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
  • день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган.

Смотрите также ФНС от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1071, от 17.02.2014 № , от 27.11.2014 № , от 21.10.2014 № , Управления ФНС по Новгородской области от 02.03.2015 № 8-13-01604.

*(2) Если при определении налоговой базы в порядке, установленном , и НК РФ, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции.

В соответствии со статьей 23 п. 5.1 НК РФ в редакции статьи 10 134-ФЗ от 28.06.2013 , налогоплательщики, которые обязаны представлять налоговые декларации в электронном виде, должны обеспечить возможность получения требований в электронном виде, а также обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

В электронном виде могут передаваться:

1. Документы, которые используются налоговым органом при реализации своих полномочий. Например, решения, принимаемые в ходе налогового контроля; уведомления о вызове налогоплательщика; решения о возмещении НДС и акцизов;

2. Требования по предоставлению документов (информации). Например, документы о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте;

3. Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Порядок документооборота

1. Налоговый орган формирует и отправляет требование в электронном виде (например, в формате PDF).

2. Спецоператор формирует « Подтверждение даты отправки» , в котором фиксируется дата направления требования в электронном виде. Данное подтверждение передается в адрес ИФНС и налогоплательщика.

3. После получения требования налогоплательщик передает в адрес ИФНС « Квитанцию о приеме» или « Уведомление об отказе» .

« Квитанция о приеме» - документ, подтверждающий факт получения требования (но не обязательно согласия с ним). Квитанция должна быть передана в инспекцию не позднее шести рабочих дней с момента отправки требования инспекцией.

Если налогоплательщик, который обязан обеспечить получение требований в электронном виде, не отправит квитанцию о получении требования в срок, то ФНС может заблокировать счета такого налогоплательщика.

« Уведомление об отказе» формируется в следующих случаях:

  • требование направлено данному налогоплательщику ошибочно (предназначался другому адресату);
  • требование не соответствует установленному формату;
  • в требовании отсутствует (не соответствует) ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа.

Данные проверки выполняются в Контур.Экстернавтоматически. Если требование корректное, то абоненту предлагается отправить квитанцию о приеме. Если же будет обнаружена одна из вышеперечисленных ошибок, то система предложит отправить уведомление об отказе.

Налогоплательщик обязан ознакомиться с требованием ФНС и выполнить его в сроки, установленные в поступившем документе. В случае несогласия с требованием налогоплательщику следует обратиться в инспекцию, выставившую его.

Требования в Контур.Экстерн

Для просмотра требований необходимо:

1. На главной странице Контур.Экстерн перейти в меню « Новое», выделить раздел « Требования» и нажать ссылку « Все требования» .

Чтобы вовремя отслеживать поступление требований от налоговых органов, рекомендуется настроить уведомления на электронную почту или мобильный телефон о новых входящих документах в Контур.Экстерн.

2. Кликнуть по названию поступившего документа. В открывшейся странице будут содержаться следующие данные:

  • « Файлы требований» — в рамках одного документооборота ИФНС может выслать несколько типов документов. Для их просмотра необходимо нажать на название требования и сохранить предложенный файл. Файл сохраняется в формате PDF и может быть открыт с помощью программы Adobe Reader.
  • Ссылка «К витанция о приеме» либо « Уведомление об отказе» .
  • Ссылка « Сохранить все документы и подписи» при нажатии на которую сохраняются требования, подписи к ним, а также «Описание требования»— файл, представляющий собой xml-структуру и содержащий служебную информацию о составе документооборота.

Контур.Экстерн проверяет направленные ФНС требования на предмет ошибок. Если проверки пройдены, то пользователю предлагается отправить квитанцию о приеме . Квитанция подтверждает факт получения требования, но не обязательно согласия с ним. Квитанция должна быть передана в инспекцию не позднее шести рабочих дней с момента отправки требования инспекцией.


Если поступает требование о представлении документов, то после отправки квитанции о приеме становится активной кнопка «Ответить на требование » . Подробная инструкция по подготовке и отправке ответа на требование содержится в .


Отправить в инспекцию отказ предлагается в том случае, если требование ошибочно направлено налогоплательщику, либо не соответствует утвержденному формату, либо отсутствует ЭЦП ответственного лица налогового органа. Следует нажать на кнопку «У ведомление об отказе» .


После отправки квитанции о приеме/ уведомления об отказе статус документооборота меняется на « Обработан» . Как только документ будет получен ИФНС, статус будет изменен на « Документооборот завершен» .

Если организация не является прямым адресатом требования (например, при отправке отчетности за организации на обслуживании), то требование можно переслать на электронную почту представителю организации, которой предназначалось требование. Для этого следует нажать на кнопку « Переслать требование на электронную почту» .

Квитанцию или отказ на требование можно отправить в налоговую повторно, нажав на ссылку « Перевыслать квитанцию» .


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство