29.11.2023

Ковалев: Похоже, кризис достиг своего дна. Беларуси грозит правительственный кризис и новая девальвация Альтернативный прогноз развития экономики от Дмитрия Ивановича


За последний месяц практически все авторитетные международные организации ухудшили экономический прогноз по Беларуси. Они ожидают, что белорусскую экономику в 2020 году ждут низкие темпы роста, близкие к стагнации. Этот сценарий разделяют и белорусские экономисты.

Потенциал белорусской экономики: диагноз кредиторов

Накануне Нового года многие организации пересматривают прогнозы по Беларуси и говорят о том, что без структурных преобразований в экономике темпы экономического роста в 2020 году будут весьма низкими.

Так, Всемирный банк полагает, что белорусская экономика в 2020-2021 годах будет замедляться. Рост ВВП на уровне 0,9% в будущем году, и на 0,5% в 2021-м.

Чуть оптимистичней смотрит на Беларусь наш давний восточный кредитор - Евразийский банк развития, который прогнозирует рост на 1,5% в 2020-2021 годах.

Международный валютный фонд выдал наименее оптимистичный прогноз и ждет в нашей стране в будущем году рост на 0,3%, то есть фактически стагнацию.

Немного позитивнее смотрит на нашу страну Европейский банк реконструкции и развития. Согласно прогнозу банка, рост ВВП в Беларуси составит в 2020 году 1,2%. К слову, по сравнению с предыдущим (майским) прогнозом по росту белорусской экономики на 0,6 процентного пункта.

По мнению ЕБРР, экономические перспективы Беларуси зависят от поступления прямых иностранных инвестиций. К слову, ЕБРР уже несколько лет готовит в нашей стране несколько приватизационных сделок, но пока ни одна из них не привела к притоку прямых иностранных инвестиций.

«Сделать следующий шаг в развитии Беларусь вряд ли сможет сама, ей потребуются прямые иностранные инвестиции», - прокомментировал по просьбе БелаПАН экономические перспективы Беларуси первый вице-президент ЕБРР Юрген Ригтеринк.

Приток иностранных инвестиций в Беларусь будет зависеть от исхода приватизационных проектов, считают в ЕБРР.

«Мы понимаем те опасения, которые испытывало правительство, и осмотрительность к приватизации. Однако очевидно, что в отдельных отраслях (в банковском секторе, в пищевой промышленности) уже созданы условия [для приватизации], и правительству следует сделать следующий шаг», - сказал Ригтеринк.

По мнению ЕБРР, финансовая стабильность, достигнутая в стране, - важное условие для экономического роста, но недостаточное.

«Без прорывных шагов по улучшению бизнес-среды, без привлечения инвесторов посредством приватизации и коммерциализации госпредприятий будет очень сложно ускорять темпы экономического роста и сближать уровень жизни в Беларуси с соседними странами» , - считает глава представительства ЕБРР в Беларуси Александр Пивоварский .

В краткосрочной перспективе темпы экономического роста в Беларуси зависят от исхода переговоров с Россией, полагают в ЕБРР.

«Ожидается, что экономический рост замедлится до 1,3% в 2019 году и до 1,2% в 2020 году. Будущий рост зависит от перспектив Беларуси получить компенсацию за российский налоговый маневр, последствия которого [для белорусской экономики] остаются неясными», - говорится в макроэкономическом обзоре ЕБРР.

Самый благоприятный сценарий и наибольшая угроза

Белорусские экономисты в целом разделяют прогнозы международных финансовых организаций и ожидают, что страну ждут низкие темпы экономического роста - в районе 1% (максимум 2%).

Так, Исследовательский центр ИПМ предполагает, что в 2019-2021 годах темпы экономического роста в Беларуси составят 1,2%, 1% и 0,8% соответственно. Базовый прогноз основывается на том, что Россия не компенсирует нашей стране последствия налогового маневра, и в условиях выпадающих доходов возможностей поддержать рост экономики у властей не будет.

В свою очередь, Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр (BEROC) предполагает, что отдельно в 2020-м возможен рост ВВП на 2% с учетом того, что в будущем году предполагается существенное увеличение предвыборных расходов бюджета (на увеличение зарплат), что позволит увеличить внутренний спрос.

Однако среднесрочный прогноз у всех независимых экспертов один и тот же: без структурных реформ в экономике рост будет близок к 1-2%, а то и к нулю. К этому сводятся ожидания многих наблюдателей.

«Низкие темпы экономического роста - это самый вероятный результат при текущем сценарии, поскольку качественных изменений в экономике не происходит», - отметила в беседе с корреспондентом БелаПАН научный сотрудник BEROC Мария Акулова .

Самый неблагоприятный среднесрочный сценарий, по мнению экспертов, заключается в том, что текущие белорусско-российские нефтегазовые переговоры приведут к постепенной утрате экономического суверенитета.

К слову, посол Беларуси в России Владимир Семашко на днях заявил, что получить компенсацию за налоговый маневр Беларусь в полном размере сможет в 2022 году после унификации налогового законодательства с Россией.

К слову, в проекте документов по углублению экономической интеграции с Россией изначально был пункт о принятии единого Налогового кодекса Беларуси и России.

«Если будет единый Налоговый кодекс, это будет означать, что Беларусь утратит возможность самостоятельно проводить фискальную политику, определять ее в соответствии со своими потребностями. Если мы пойдем на единый Налоговый кодекс с Россией, мы утратим часть экономического суверенитета», - отметил в комментарии для БелаПАН старший научный сотрудник BEROC Дмитрий Крук .

По мнению экспертов, сценарий углубления экономической интеграции с Россией не должен быть основным и единственный вектором внешней политики Беларуси.

«Переговоры об углублении экономической интеграции с Россией вызывают беспокойство, не хотелось бы попадать под еще большее влияние со стороны Москвы. В Беларуси и в России сейчас низкие темпы экономического роста, и сближение с восточным соседом не принесет нашей экономике дополнительную пользу», - полагает Мария Акулова.

Для экономического развития необходимо строить отношения не только с Россией, но и учитывать опыт экономической политики западных стран, считают эксперты.

«МВФ готов предоставить длинные и дешевые средства для проведения реформ в белорусском госсекторе и повышения экономического потенциала страны. Нам нужно искать решение экономических проблем не только на Востоке, но и на Западе» , - отмечает Акулова.

Возможно, в 2020-м, если угроза экономическому суверенитету станет более явной, власти об этом всерьез задумаются. А пока выстраивать экономическую политику с учетом рекомендаций западных кредиторов официальный Минск не спешит, констатируют экономисты.

«Самый благоприятный сценарий для белорусской экономики - переформатирование политики, готовность проводить структурные реформы по разным направлениям и возобновление переговоров с МВФ о кредитной программе. Однако пока политической воли принять этот сценарий не наблюдается», - резюмировал Дмитрий Крук.

В октябре падение реальных доходов россиян стало максимальным с 1999 года. но чиновники рассчитывают, что в следующем начнётся рост благосостояния жителей и к концу 2018-го оно достигнет докризисного уровня.

Когда мы «развяжем» пояса, затянутые в кризис, «АиФ» рассказал Юрий Веселов, доктор социологических наук.

Юрий Веселов: Этот экономический кризис будет одним из самых долгих и ощутимых для населения. Потому что заплатило за него не государство, например, своими резервами на поддержание курса рубля или сокращением расходов на госаппарат, а обычные россияне. Поскольку наша страна зависит от импорта по многим показателям, всю курсовую разницу оплачиваем мы с вами. Сейчас, пройдя валютный, банковский кризисы, падение реального промышленного производства, мы вошли в «социальную стадию», когда сокращаются реальные доходы населения, уровень потребления и так далее. И их восстановление в следующем году невозможно.

По прогнозам на 2017-й, рост ВВП составит от 0 до 1%. За счёт чего увеличатся доходы, если не будет роста производства?

А выходить из кризиса мы будем также поэтапно, сначала восстановится финансовая сфера, производственная и в последнюю очередь - доходы россиян. Так что, скорее всего, лишь в конце 2018-го мы увидим положительную динамику в экономике страны. Но для этого нужны структурные реформы. Пока у нас рассчитывают на чудеса и замерли в ожидании возвращения высоких цен на нефть.

Деньги - есть

Ольга Сальникова, АиФ-Петербург: При этом Минфин обдумывает различные варианты пополнения бюджета, в том числе за счёт повышения нагрузки на зарплаты россиян. Уже предлагалось поднять подоходный налог с нынешних 13% до 15-16%, повысить НДС, изменить систему уплаты страховых взносов…

Увеличивать и без того высокую налоговую нагрузку на граждан сейчас экономически невыгодно. Да, работодатель переводит 13% подоходного налога с зарплаты сотрудников. Но, кроме того, он отчисляет 22% на каждого работника в Пенсионный фонд, ещё 5,1% в фонд ОМС, 2,9% в фонд соцстрахования - итого 43%. Уже многовато! Давайте сравним с другими странами. Показателем налоговой нагрузки на экономику страны считается доля налогов в процентах от ВВП. Так вот - в этом отношении оплот капитализма США с их 28% мы уже давно обогнали, достигнув цифры в 35%.

Конечно, в соседней Швеции это все 50%. Но здесь встаёт вопрос - а что население получает за эти отчисления в бюджет? Пусть правительство объявляет о повышении транспортного налога, но гарантирует, что эти деньги пойдут на новые дороги и мосты.

В Германии немец спешит платить взносы в пенсионный фонд, так как знает, что в старости будет обеспечен. В России никто таких гарантий не даёт, доверия населения к налоговой системе нет. Поэтому увеличение налоговой нагрузки приведёт лишь к теневому бизнесу и «серым» зарплатам.

Однако чтобы пополнить бюджет, не обязательно лезть в карман к гражданам. Деньги в государстве есть - и процесс экономии нужно начинать с госаппарата, сократив его издержки. Логично на время кризиса отказаться от затратных имиджевых проектов мирового масштаба. Бесспорно, олимпиады, футбольные чемпионаты - это почётные для страны мероприятия, но в сегодняшней экономической ситуации они нам не по карману. По этой причине Рим, Торонто, Гамбург отозвали свои заявки на проведение летних ОИ-2024. Благо и у Петербурга хватило ума её не подавать.

Кроме того, мы видим, что растут военные расходы - их уровень уже достиг 4% от ВВП, в то время как НАТО не доходит по своим странам и до 2%.

Как вы относитесь к возможному введению так называемого «налога на тунеядцев»? С «лентяев» Минтруд хочет брать около 20 тысяч рублей в год, которые пойдут на покрытие их социальных нужд…

Меня интересует вопрос: тунеядцы - это кто? Домохозяйки, которые воспитывают детей и занимаются домашними делами? Так это тоже труд, нелёгкий и достойный. Зачастую женщины работают дома больше, чем мужчины в офисе. Или в «лентяи» записали молодёжь, которая не может трудоустроиться? Непонятен и сам механизм сбора 20 тысяч рублей с людей, которые ничего не зарабатывают. К слову, хоть наши министерства и насчитали 20 миллионов «лентяев» в стране, обвинить россиян в тунеядстве нельзя. У нас 8-часовой рабочий день - это один из самых высоких показателей в мире, сравнимый, например, с Мексикой. Развитые западные страны уже давно переходят на 5-6-часовой рабочий день. Другое дело, что производительность труда у нас низкая из-за использования устаревших технологий и ручного труда.

Душим бизнес?

Благосостояние петербуржцев зависит от экономической политики в городе. На последнем ПЭФ помощник президента А. Белоусов раскритиковал работу руководства Северной столицы по созданию условий для бизнеса. А Агентство стратегических инициатив второй год подряд выставляет нам низкие оценки инвестиционной привлекательности. Это последствия экономического кризиса или малоэффективного управления?

Конечно, последствия кризиса в виде падения производства и снижения деловой активности Северную столицу обойти не могли. Другое дело, что можно пытаться этому противостоять за счёт эффективной экономической политики в рамках конкретного города. Как это делает Москва. На мой взгляд, Петербург сейчас придерживается стратегии: меньше дел - меньше проблем. Не «высовываться» с инициативами, не привлекать инвесторов, а сидеть и ждать, когда построят «Лахта центр» и «Газпром» сюда переедет вместе со всеми налогами.

При этом в своё время в город пришли крупные игроки: Nissan, Toyota, Ford, Hyundai, заводы которых сегодня не могут работать на полную мощность. А корпорация General Motors и вовсе полностью свернула производство в городе. Каждый день я проезжаю мимо завода Nissan и вижу, как рядом растёт городская свалка, запах стоит невыносимый. Достаточно любому иностранному инвестору посмотреть, какие условия созданы для бизнеса, чтобы навсегда вычеркнуть Петербург из своих планов.

Или давайте вспомним слова Белоусова на ПЭФ, что подключение к энергосетям в Москве занимает 60 дней, а в Петербурге - 81. А западный инвестор вообще привык к тому, что ему предоставляют участок уже с коммуникациями. У нас же в середине 2000-х, чтобы подключить Ikea на Парнасе, пришлось фактически привлекать федеральные власти! Один из крупнейших инвесторов в мире начинает свой бизнес в городе, а у него нет электричества - полпарковки занимают дизель-генераторы... И с тех пор ничего не изменилось.

Безусловно, есть и положительные моменты. Например, Петербург стал самым привлекательным городом для студентов. У нас активно развиваются IT-технологии, телекоммуникации, фармацевтика, другой вопрос - благодаря или вопреки местной экономической политике.

2 ноября петербургский парламент рассмотрит проект бюджета на следующий год в первом чтении, по поводу которого уже идут жаркие споры…

В своём выступлении о проекте бюджета на 2017 год депутат Оксана Дмитриева обвинила в непрофессионализме комитет финансов. Многие с такой оценкой согласны. От себя добавлю, что основные доходы нашего бюджета (45%) - это налог на доходы физлиц и только 26% - налог на прибыль организаций, ещё меньше - 4,8% - доходы от использования госимущества. Такое ощущение, что в городе нечего сдавать в аренду и зарабатывать на этом. Фактически петербуржцы содержат город сами и вправе спрашивать с властей - на что идут их деньги. А идут они не на развитие, а на латание дыр и часто неоправданные дотации частным и госпредприятиям. Чего только стоит соглашение с концессионером ЗСД, которому в этом году мы должны компенсировать 4,6 млрд рублей за недополученную прибыль. Неэффективное расходование средств мы наблюдаем из года в год. 190 млрд рублей из бюджета-2016 до сих пор не освоены, а это значит, что опять будет аврал, укладывание асфальта в снег и прочее. Что касается рекордного дефицита в 64 млрд рублей, то покрывать его будут за счёт наращивания госдолга и ценных бумаг. Это нормальная практика. Долги потом придётся отдавать с процентами, но это бремя ляжет на плечи уже следующих городских властей. И петербуржцев.

- Расскажите, как правильно «затягивать пояса» в кризис? На чём экономить не стоит?

Городу нельзя экономить на социальных расходах и человеческом капитале. Самим петербуржцам - на качественном питании, образовании, здоровье, путешествиях, хобби и улучшении жилищных условий. Есть универсальный рецепт экономии: если можешь - не покупай новое, почини старое.

Лев Марголин, экономист:

– Значительных отличий в экономике страны по сравнению с этим годом не будет. Спад будет продолжаться. Возможно, меньше, чем в этом году, но роста не будет. Насколько значительным будет этот спад, зависит от итогов переговоров с Россией по нефти и газу.

Что касается курса белорусского рубля к доллару, то, если Нацбанк будет продолжать жесткую монетарную политику, движение доллара в следующем году будет в пределах 10% – максимум 20%. Если же скукоживающаяся экономика заставит сделать массовые денежные вливания в виде кредитов, то рост курса может быть и 50%, и даже 100%. Все в руках власти.

Зарплаты людей будут продолжать падать. Чтобы переломить эту тенденцию, стране нужны инвестиции, прежде всего иностранные. Но их не предвидится. Второй способ повышения зарплат – массированное сокращение рабочих мест. Но на это власть, скорее всего, не отважится.

Безработица, безусловно, вырастет. На предприятиях будут снижаться объемы производства, спрос на их продукцию продолжит падать, и они будут стараться избавиться от ненужного балласта в виде рабочей силы.

Антон Болточко, экономист:

– Следующий год – это год, в котором нужно будет принимать важные экономические и политические решения. Без них в очередной раз переждать или пересидеть сложившуюся в экономике ситуацию не получится.

Если же мы все-таки примем инерционный сценарий, при котором экономическая политика остается на том же уровне, в той же форме, что и сейчас, то нас ждет очередной год рецессии, падения ВВП. Экономическую картину можно будет назвать небрежневским современным белорусским экономическим застоем.

Снижение доходов населения продолжится, безработица, как регистрируемая, так и нерегистрируемая, увеличится в связи со сложным финансовым положением предприятий. В инфляцию в 9%, о которой говорят власти, я не верю. Она будет выше, и ее уровень повлияет на курс белорусского рубля к доллару.

В этом году он поддерживался за счет сдачи валюты населением. В следующем, к сожалению, средств у белорусов станет меньше, в итоге мы увидим ослабление национальной валюты. Обвальной девальвации не будет, и, скорее всего, белорусский рубль подешевеет на уровень инфляции с небольшими отклонениями.

Ярослав Романчук, экономист:

– Следующий год будет сложнее, чем этот. Рецессия в экономике не закончится. Насколько она упадет в 2017 – на 1% или на 4%, будет зависеть от того, сколько условных черных лебедей прилетит в Беларусь. Парочку, без сомнения, мы получим со стороны России в виде поставок нефти, газа, цен на калийные удобрения и условий торговли на российском рынке. Экспорт упадет, инвестиций ждать неоткуда.

Продолжится падение и на рынке недвижимости.

На госпредприятиях будут активно сокращать работников, и безработица в стране де-факто вырастет до 500 тысяч человек. Если предприятие будет работать хорошо, зарплата оставшихся его работников составит 250–400 долларов при очень хорошем сценарии. Если же предприятие попадет под реструктуризацию, 150–200 долларов покажется счастьем.

Нацбанк, скорее всего, не сможет продолжать жесткую монетарную политику, как в этом году, и инфляция будет больше 10%. Доллар будет стоить три белорусских рубля, а при пессимистичном сценарии даже больше.

Процесс белорусско-российской интеграции, который тянется уже 20 лет, долгие годы позволял экономике Белоруссии поддерживать существование политического режима Александра Лукашенко . За годы независимости страна пережила несколько экономических кризисов, но ни один из них так и не стал причиной роста социальной напряженности в стране. Белорусский лидер всегда умело использовал складывавшуюся ситуацию, а Россия, несмотря на недовольство действиями своего союзника, всякий раз приходила Минску на помощь. Однако то, что в прошлые годы рассматривалось в Белоруссии как устоявшаяся система, при которой кризис сменяется периодом роста и сохранением российских субсидий, сегодня, по всей видимости, уходит в прошлое. Как считают эксперты, в настоящее время перед белорусской социально-экономической моделью встали куда более серьезные проблемы, чем прежде, а на горизонте замаячил очередной кризис, последствия которого могут быть самыми печальными.

О том, что с экономикой Белоруссии не все в порядке, аналитики говорят уже достаточно давно. Однако вплоть до 2019 года, несмотря на падение уровня жизни белорусов , сокращение ВВП, продолжающуюся инфляцию, сокращение производства и прочие явно негативные сигналы, власти республики продолжали утверждать, что ничего страшного в стране не происходит. С началом же процесса переговоров по дальнейшей интеграции в рамках Союзного государства (СГ) такая риторика перестала выдерживать какую-либо критику. После сокращения финансирования местной экономики со стороны России и подконтрольных ей финансовых структур оказалось, что процесс стагнации в Белоруссии стал набирать обороты. Можно вспомнить, что РФ фактически отказалась от предоставления Минску согласованного ранее кредита в размере $ 600 млн, а затем и Евразийский фонд развития (ЕАБР) не перечислил Минску последний транш в размере $ 200 млн. Такой серьезный минус в финансах республики не мог не отразиться на настроении белорусских властей, где с середины года начали напрямую говорить о том, что стране придется затянуть пояса. Результатом всего этого стал республиканский бюджет на 2020 год, который был принят парламентом Белоруссии в ноябре.

Согласно планам белорусского правительства, впервые за последние шесть лет бюджет республики станет дефицитным - минус 995,1 млн белорусских рублей (около $ 475 млн), или 0,7% ВВП. При этом документ был рассчитан не по пессимистическому, а по базовому сценарию развития экономики: прирост ВВП заложен на уровне 1,9%, инфляция - 5%, ставка рефинансирования - 9,5%, цена нефти - $ 60 за баррель. В правительстве не скрывают, почему в следующем году республика будет вынуждена тратить больше, чем заработает. Основными факторами, негативно влияющими на доходы, были названы нерешенные проблемы в белорусско-российских отношениях. Например, влияние «налогового маневра» в нефтяной отрасли РФ (минус 537 млн рублей, или около $ 255 млн), прекращение «перетаможки» российской нефти (минус 951 млн рублей, или более $ 450 млн), а также рост цен на газ, который также поступает из России. Всего же общие потери бюджета, связанные с нерешенностью вопросов с Москвой, могут составить 1,9 млрд рублей, или более $ 900 млн.

За несколько дней до празднования 20-летия создания Союзного государства ни в Минске, ни в Москве все еще не могут ответить на вопрос, удастся ли решить хотя бы половину скопившихся за последние годы проблем двустороннего сотрудничества. Как отмечали премьер-министры Белоруссии и России Сергей Румас и Дмитрий Медведев после прошедшей 19 ноября в подмосковных Горках встречи, стороны по-прежнему находятся на пути согласования дорожных карт в сфере экономики. При этом основные проблемы, в первую очередь в нефтегазовой сфере, и вовсе должны решить Александр Лукашенко и Владимир Путин на предстоящем в декабре Высшем государственном совете СГ. Однако, как было позже заявлено государственным секретарем Союзного государства Григорием Рапотой , на конец ноября даты заседания так и не было назначено. Хотя изначально предполагалось, что оно пройдет на 20-летие подписания Союзного договора - 8 декабря.

На фоне неизвестности по поводу того, как сложится дальнейшее сотрудничество стран по вопросам поставок нефти и газа, а также компенсации за «налоговый маневр», многие экономисты заявили, что в 2020 году могут повториться события восьмилетней давности. В 2011 году в Белоруссии разразился один из серьезнейших кризисов в экономике, когда белорусский рубль девальвировался в три раза, инфляция за год составила 108,7%, а уровень жизни простых граждан упал практически вдвое. При этом последние действия белорусских властей говорят о том, что они начали усиленно готовиться к развитию именно такой ситуации.


Информационно-аналитическое агентство «Бизнес-новости» проанализировало основные индикаторы-предвестники валютного кризиса и оценило вероятность его возникновения до конца 2017 года.

Для оценки вероятности возникновения валютного кризиса использовался сигнальный метод, который предполагает осуществление мониторинга заданного набора показателей, динамика которых в предкризисные периоды значительно отличается.

На первом этапе анализа необходимо определить периоды, в течение которых экономика находилась в кризисном состоянии. Для решения этой задачи использовался индекс давления на валютный рынок (exchange market pressure index, EMPI), который представляет собой средневзвешенную сумму месячного темпа прироста курса национальной валюты, темпа прироста золотовалютных резервов с обратным знаком и уровня процентной ставки. При расчетах в качестве процентной ставки использовалась средняя ставка по кредитам в национальной валюте на срок до 1 года для юридических лиц.

Эпизодами напряженности, когда экономика Беларуси находилась в кризисном состоянии, рассматривались такие периоды, когда индекс EMPI достигал свое среднее значение и превышал его на два с половиной стандартных отклонения. В течение 2003-2017 гг. это случилось несколько раз: в январе 2009 года, мае и октябре 2011 года, а также в январе 2015 года. При этом в 2011 году с середины марта по октябрь фиксировалась множественность обменных курсов, что само по себе является признаком значительной напряженности на валютном рынке. Поэтому в качестве эпизодов напряженности рассматривались январь 2009 года, весь период с апреля по октябрь 2011 года и январь 2015 года.


В научной среде для выявления эпизодов валютной напряженности был разработан набор потенциальных индикаторов-предвестников, динамика которых может свидетельствовать о предстоящем росте напряженности на валютном рынке. Данные индикаторы условно разделяются на четыре группы: показатели текущего счета, показатели финансового счета, показатели реального и финансового секторов экономики.

В теории предполагается, что индикаторы-предвестники начинают подавать сигналы о приближении валютного кризиса заранее, т.е. в течение сигнального окна. Как правило, длина сигнального окна задается в 2-3 квартала, чтобы у правительства и Центрального банка было достаточно времени для идентификации кризисной ситуации и принятия мер по ослаблению негативных последствий. Поэтому при оценке вероятности наступления валютного кризиса для Беларуси длина сигнального окна была задана в 9 месяцев.

Для разных стран индикаторы-предвестники могут работать с различной степенью эффективности. Поэтому в соответствии с методологией сигнального подхода для Беларуси было отобрано 6 показателей, которые демонстрировали наилучшие результаты при тестировании. В частности, этими показателями стали реальный эффективный валютный курс, импорт товаров и услуг, международные резервные активы, отношение М2 к международным резервным активам, отношение процентной ставки по кредитам к ставке по депозитам в национальной валюте и объем депозитов, скорректированный на инфляцию. Периодичность данных составляла один месяц.

Впоследствии на основе наилучших показателей для Беларуси был рассчитан сводный индекс валютной стабильности, динамика которого перед кризисами 2009, 2011 и 2015 годов в сигнальных окнах увеличивалась. Однако из-за того, что данный индекс обладает определенной неточностью, его значение перед кризисом 2011 года начало увеличиваться только накануне.

В свою очередь для кризисов 2009 и 2015 годов значительный рост в значении сводного индекса отмечался за девять месяцев до валютного кризиса.


Среди индикаторов-предвестников валютного кризиса, которые вошли в расчет сводного индекса, 3 из 6 в последние месяцы пересекли свое пороговое значение и находились в области критических значений.

Первым из них стал индекс реального эффективного курса белорусского рубля. Рассчитанное пороговое значение для данного показателя составило минус 2,9%. Реальный эффективный валютный курс находится ниже своего рассчитанного порогового значения с января 2016 года. Как правило, переоцененность реального обменного курса и слабый внешний сектор создают предпосылки для возникновения валютного кризиса.


Вторым индикатором-предвестником валютного кризиса, который находился в области критический значений, оказалось отношение ставки по кредитам к ставке по депозитам в национальной валюте. Рассчитанное пороговое значение для данного показателя составило 171,2%. Область критических значений у данного индикатора находится выше порогового уровня. Во многих случаях перед началом валютных кризисов наблюдается увеличение разрыва между ставками по кредитам и ставками по депозитам. Как правило, это объясняется экспансией внутреннего кредита. В такой ситуации растет доля плохих кредитов, и банки поднимают ставки по кредитам с целью компенсировать возможные убытки от невозвращенных займов. Ставки по депозитам также растут, но в меньшей степени.


Третьим индикатором-предвестником, подающим сигналы, стал объем депозитов, скорректированный на инфляцию. Для данного показателя рассчитанное пороговое значение равнялось 105,5%. Соответственно, область критических значений для данного показателя находится ниже порогового уровня. Таким образом, отток депозитов из банковской системы может также создавать предпосылки для возникновения валютного кризиса.


На основе агрегированного индекса валютной стабильности была рассчитана вероятность наступления валютного кризиса. Полученные результаты показывают, что вероятность его наступления до конца 2017 года составляет 53,3%. Первый выброс индекса наблюдался в январе 2016 года. При этом сохранение вероятности наступления валютного кризиса на одном уровне продолжительное время может вызывать настороженность. Также стоит отметить, что динамика индекса реального эффективного обменного курса белорусского рубля в последние месяцы улучшается и стремится к выходу из области критических значений, что впоследствии будет снижать вероятность наступления валютного кризиса. Кроме этого переход Национального банка от фиксированного режима валютного курса к плавающему в 2015 году позволил снизить уровень напряженности в экономике и предоставил регулятору больше механизмов для регулирования ситуации на валютном рынке страны.



© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство