09.02.2024

В каких случаях требуется казначейское сопровождение. Как открыть счет в казначействе: пошаговая инструкция. Закупочная процедура с казначейским сопровождением


Расширение сферы казначейского сопровождения средств (Артемова И.В.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Казначейское сопровождение средств означает обязанность юридических лиц - крупных получателей бюджетных средств открыть счета в Федеральном казначействе. В результате Федеральное казначейство получает возможность контролировать целевое расходование средств. Казначейское сопровождение внедряется с 2016 года, а в 2017 году его сфера расширена. Кроме того, "дорожной картой" предусмотрены в ближайшие годы дальнейшие мероприятия по поэтапному переходу к казначейскому сопровождению.

Средства, подлежащие казначейскому сопровождению

Казначейское сопровождение денежных средств в 2017 году предусмотрено Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Закон N 415-ФЗ). Казначейское сопровождение осуществляют территориальные органы Федерального казначейства (далее - ТОФК). Такое сопровождение предусмотрено для бюджетных средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями их предоставления (целевые средства).

Примечание. Казначейство России, Росфинмониторинг и ФНС России будут обмениваться информацией в рамках казначейского сопровождения средств путем межведомственного взаимодействия.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 415-ФЗ казначейскому сопровождению подлежат:
1) субсидии (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) и бюджетные инвестиции юридическим лицам, предоставляемые в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса РФ, а также:
- взносы в уставные (складочные) капиталы юридических лиц и их дочерних обществ, вклады в их имущество, не увеличивающие их уставные (складочные) капиталы, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии и бюджетные инвестиции;
- авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым получателями указанных субсидий и бюджетных инвестиций, а также получателями указанных выше взносов (вкладов) с юридическими лицами - исполнителями по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются данные субсидии, бюджетные инвестиции и взносы (вклады);
- авансовые платежи по указанным контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения контрактов (договоров);
2) авансовые платежи по государственным контрактам (за исключением заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму более 100 млн руб., а также авансовые платежи по контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных контрактов;
3) авансовые платежи по контрактам (договорам), заключаемым на сумму более 100 млн руб. федеральными бюджетными или автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в ТОФК, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели, предоставляемые в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, и субсидии на осуществление капитальных вложений, предоставляемые в соответствии со статьей 78.2 БК РФ, а также авансовые платежи по таким контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках их исполнения. Данная норма является нововведением 2017 года;
4) средства, получаемые юридическими лицами по государственным контрактам (контрактам, договорам) в случаях, установленных Правительством РФ.

Новые сферы казначейского сопровождения

Согласно перечню поручений Президента России по итогам совещания с членами Правительства 1 февраля 2017 г. (от 21.02.2017 N Пр-317) Правительству РФ было поручено разработать совместно с Администрацией Президента РФ, Счетной палатой РФ, Росфинмониторингом и утвердить до 15 апреля 2017 г. план мероприятий ("дорожную карту"), обеспечивающих поэтапный переход к казначейскому сопровождению бюджетных средств.
При этом должны быть предусмотрены:
- особенности осуществления контроля расчетов по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа (за исключением подлежащих банковскому сопровождению), с учетом необходимости установления полного контроля за расчетами по контрактам на всех уровнях кооперации;
- осуществление начиная с 2018 года полного контроля за расчетами по контрактам, заключаемым с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и по контрактам (договорам), заключаемым во исполнение таких государственных контрактов (за исключением контрактов по государственному оборонному заказу, подлежащих банковскому сопровождению);
- поэтапное установление контроля расчетов по иным государственным контрактам;
- формирование перечня иных случаев, в которых осуществляется казначейское сопровождение.
План мероприятий ("дорожная карта") от 25.05.2017 N 3541п-П13 по обеспечению поэтапного перехода к казначейскому сопровождению бюджетных средств был утвержден Первым заместителем Председателя Правительства РФ Игорем Шуваловым.
В соответствии с пунктом 2.1 "дорожной карты" Казначейству России поручено обеспечить казначейское сопровождение средств, предоставленных на реализацию проектов в сфере развития транспортной системы, здравоохранения, космической деятельности, а также проектов в рамках социально-экономического развития Республики Крым. Соответствующее распоряжение от 14.07.2017 N 1502-р (далее - Распоряжение N 1502-р) утверждено Правительством РФ.
Согласно пункту 2 Распоряжения N 1502-р главные распорядители средств федерального бюджета как получатели средств федерального бюджета в рамках казначейского сопровождения вышеуказанных средств должны обеспечить внесение изменений в государственные контракты, договоры (соглашения), а также в контракты (договоры), заключаемые в рамках их исполнения, в части дополнения их следующими условиями:
- о раскрытии структуры цены государственного контракта, контракта (договора), суммы субсидии (взноса) по договору (соглашению), заключенному юридическим лицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем, получающими средства на основании государственного контракта, договора (соглашения), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения;
- о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (далее - ФХД) юридическим лицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем при использовании средств, полученных на основании государственного контракта, договора (соглашения), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения;
- об осуществлении платежей после проведения Казначейством России проверки документов на соответствие фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), данным раздельного учета результатов ФХД и информации о структуре цены государственного контракта, суммы субсидии (взноса) по договору (соглашению), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения.
Порядок раскрытия цены, ведения раздельного учета, а также порядок проверки документов утверждены Приказом Минфина России от 30.06.2017 N 500 (далее - Порядок проверки).
Согласно пункту 3 Распоряжения N 1502-р Казначейство России, Росфинмониторинг и ФНС России будут обмениваться информацией в рамках казначейского сопровождения средств путем межведомственного взаимодействия.

Правила сопровождения

Правила казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1552 (далее - Правила N 1552).
Юридические лица - получатели целевых средств обязаны открыть в ТОФК лицевые счета для учета операций неучастников бюджетного процесса, куда зачисляются и откуда списываются целевые средства (п. 4 Правил N 1552). Операции по расходованию целевых средств с их лицевого счета осуществляются только после представления документов, подтверждающих возникновение обязательств по расходам, и проведения ТОФК санкционирования операций в порядке, установленном Минфином России (п. 6 Правил N 1552).
Порядок проведения ТОФК санкционирования операций при казначейском сопровождении госконтрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, утвержден Приказом Минфина России от 28.12.2016 N 244н (далее - Порядок N 244н).
Для санкционирования целевых расходов организации, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, организация вместе с платежным поручением на оплату целевых расходов представляет в ОФК:
- контракт (договор), по которому у организации возникло обязательство по оплате целевых расходов,
- а также иные документы, подтверждающие возникновение указанного обязательства у организации, предусмотренные Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденным Приказом Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Это могут быть накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура.
Согласно пункту 20 Порядка N 244н в 2017 году при санкционировании целевых расходов юридическое лицо - исполнитель по государственному контракту (контракту учреждения), юридическое лицо - получатель субсидии, бюджетной инвестиции, взноса (вклада) представляет в ТОФК, а также заказчику Сведения об исполнителях (соисполнителях) государственных контрактов, контрактов учреждений, договоров (соглашений) (код формы по ОКУД 0501116).
Каждое платежное поручение, в том числе платежное поручение, направленное соисполнителям, проверяется ТОФК. Если соисполнителя нет в Сведениях (ф. 0501116), платеж не будет проведен (п. 22 Порядка N 244н).
Выплаты по окончательным расчетам осуществляются только после представления документов-оснований, подтверждающих факт исполнения юридическим лицом обязательств по государственному контракту, контракту учреждения, контракту, договору (отдельному их этапу) (п. 18 Порядка N 244н).
Согласно пункту 23 Порядка N 244н при санкционировании целевых расходов ТОФК в соответствии с решениями Правительства РФ проводят проверку:
а) соответствия содержащейся в документах информации о сроках поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и количестве товаров (объеме работ, услуг) условиям государственного контракта (контракта, договора);
б) фактов поставки товара, выполнения работ, оказания услуг с использованием фото- и видеотехники;
в) соответствия цены товара, работы, услуги, указанной в государственном контракте (контракте, договоре), структуре себестоимости по элементам затрат;
г) непревышения размера прибыли (доходности) над величиной предельной прибыли (доходности), установленной условиями госконтракта (контракта, договора).
При выявлении нарушений в ходе проведения таких проверок ТОФК не позднее пяти рабочих дней после выявления факта нарушений направляют государственному заказчику (исполнителю, соисполнителю) по государственному контракту (контракту, договору) информацию об указанных нарушениях.
Случаи и порядок проведения проверок установлены Порядком проверок. ТОФК проверяет документы, представленные исполнителем по госконтракту, на соответствие:
- фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам);
- данным раздельного учета результатов ФХД;
- информации о структуре цены контракта (расходной декларации).
Такая проверка проводится как при открытии лицевого счета, предназначенного для учета операций со средствами неучастников бюджетного процесса исполнителю, так и при проведении платежей с лицевого счета на основании представленных исполнителем документов.
Согласно пункту 3 Порядка проверки при открытии лицевых счетов ТОФК осуществляет проверку Расходной декларации (в части плановых показателей):
- на наличие информации, предусмотренной Порядком раскрытия структуры цены;
- соответствие информации о раскрываемой цене условиям (цене и объекту закупки, предмету и сумме соглашения) контракта.
При отрицательном результате проверки лицевой счет не открывается до внесения изменений в Расходную декларацию.
При проведении с лицевого счета платежа, связанного с закупкой товаров, работ, услуг, ТОФК осуществляет проверку документов-оснований, представленных исполнителем, а также Расходной декларации (в части фактических показателей):
- на соответствие информации, указанной в документах-основаниях, показателям, содержащимся в Расходной декларации;
- непревышение общей суммы расходов по соответствующим статьям затрат, указанных в Расходной декларации, нарастающим итогом с начала года, над суммой контракта.
Согласно пункту 5 Порядка проверки ТОФК при проведении платежа в целях окончательного расчета по контракту в целом или его этапу дополнительно проверяет соответствие показателей Расходной декларации данным раздельного учета результатов ФХД, а также данным первичных учетных документов, в которых обособленно учтены операции, связанные с исполнением контракта.
Кроме того, по завершении исполнения контракта или его отдельного этапа, а также в случае выявления в Расходной декларации факта превышения фактических показателей над плановыми более чем на 15% ТОФК проводит проверку на соответствие представленных для оплаты документов фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) (далее - объект проверки).
Проверка осуществляется ТОФК непосредственно по месту поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием фото- и видеотехники (п. 7 Порядка проверки). Видеосъемка применяется в случаях, если фотофиксация не позволяет отразить целостность объекта проверки.
Проверка на объектах, имеющих ограничения, связанные с режимом секретности, осуществляется ТОФК с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны.
В день получения документов на оплату ТОФК осуществляет их анализ, определяет дату проведения проверки. Проверка должна начаться не позднее рабочего дня, следующего за днем представления документов, и длиться не более 2 рабочих дней. О дате и месте проведения проверки ТОФК должен уведомить исполнителя контракта.
Применение средств измерения возможно только в отношении объектов проверки, которые поддаются визуальному осмотру или измерению без использования сложных средств измерения или без нарушения конструктивной целостности объекта проверки или его упаковки. Результаты проверки оформляются актом с приложением фото- и видеоматериалов и направляются исполнителю контракта не позднее рабочего дня после завершения проверки.
В акт включаются выводы, основанные на результатах проверки объекта, полученные с использованием средств фото- и видеофиксации (п. 10 Порядка проверки).
В случае положительного результата проверки ТОФК осуществляет платеж с лицевого счета, а при отрицательном - отказывает в его проведении.
При повторном отрицательном результате проверки ТОФК направляет информацию об этом государственному заказчику, получателю бюджетных средств, заказчику по контракту (договору) в произвольной письменной форме.
Оригинал акта вместе с приложенными фото- и видеоматериалами остается в ТОФК и хранится в соответствии с законодательством РФ об архивном деле (п. 12 Порядка проверки).

Дальнейшие планы

В "дорожной карте" предусмотрен еще целый ряд мероприятий, которые предполагается осуществить в 2017 году в целях поэтапного внедрения казначейского сопровождения. В частности, предполагается внедрение казначейского сопровождения средств, получаемых юридическими лицами на основании госконтрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа. В 2017 году должен быть проведен эксперимент по казначейскому сопровождению пилотных государственных контрактов на закупку продукции с длительным технологическим циклом производства, заключаемых МВД России и Росгвардией, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения. По завершении эксперимента к декабрю 2017 года ответственные ведомства должны подготовить предложения по совершенствованию казначейского сопровождения средств в рамках гособоронзаказа.
В течение 2017 года Федеральному казначейству поручено обеспечить ведение реестра конечных получателей субсидий за счет средств федерального бюджета на оказание поддержки в отраслях промышленности и реестра конечных получателей субсидий за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ на оказание поддержки в отраслях сельского хозяйства. Эти реестры должны быть направлены в Минпромторг России, Минсельхоз России и Росфинмониторинг в августе и декабре 2017 года.
Дальнейшее развитие казначейского сопровождения предполагает переход к использованию казначейских аккредитивов.
Так, Минфин России, Банк России, Федеральное казначейство, Росфинмониторинг и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти должны обеспечить казначейское сопровождение целевых средств, предоставленных на основании государственных контрактов (контрактов), договоров (соглашений), определив:
- порядок осуществления операций по казначейскому обеспечению обязательств с применением документа, подтверждающего обязанность главного распорядителя средств федерального бюджета (государственного заказчика) оплачивать фактически поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, при представлении юридическим лицом - исполнителем документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (далее - казначейский аккредитив) при казначейском сопровождении целевых средств;
- случаи и порядок взаимодействия Федерального казначейства с кредитными организациями;
- порядок осуществления операций по казначейскому обеспечению обязательств с применением казначейского аккредитива при банковском сопровождении государственных контрактов.
К сентябрю 2017 года Минфин России и Росфинмониторинг должны установить перечень случаев осуществления казначейского сопровождения целевых средств, в том числе:
- государственных контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенных п. 2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе, и контрактов (договоров), заключенных в рамках их исполнения;
- контрактов (договоров), заключаемых федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, поступающих им на сумму более 100 000 тыс. руб., и контрактов (договоров), заключенных в рамках их исполнения;
- соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов РФ или для последующего софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, а также госконтрактов, договоров (соглашений) и контрактов (договоров), заключенных в рамках их исполнения.
Федеральные бюджетные учреждения ждет еще одно нововведение. Согласно пункту 2.9 "дорожной карты" должно быть подготовлено распоряжение Правительства РФ, согласно которому оплата обязательств по отдельным контрактам (договорам), заключаемым указанными учреждениями, будет осуществляться Федеральным казначейством после проверки наличия документов, являющихся основанием для оплаты таких обязательств, в информационных системах ведомства и (или) в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).
Кроме того, готовятся поправки в Федеральные законы от 08.05.2010 N 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений и от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", устанавливающие требования:
- к размерам авансовых платежей по контрактам (договорам), заключаемым бюджетными и автономными учреждениями,
- к условиям, подлежащим включению в указанные контракты (договоры), о перечислении средств поставщикам (подрядчикам, исполнителям) после подтверждения поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме выплаченного авансового платежа.
Ряд мероприятий "дорожной карты" направлен на информационное обеспечение прозрачности расчетов. В частности, будет установлено полномочие Федерального казначейства по определению по согласованию с Росфинмониторингом критериев операций с повышенным риском, а также по использованию профилей рисков, поступивших из Росфинмониторинга, иных контрольных органов при казначейском сопровождении государственных контрактов, соглашений, а также контрактов (договоров), заключенных в рамках их исполнения.
Согласно пункту 3.3 "дорожной карты" в ЕИС будет предусмотрено формирование и ведение информации о головных исполнителях по государственным контрактам, исполнителях (соисполнителях) по контрактам, заключаемым в рамках их исполнения.

Список использованных источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации - Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.07.2017 с изменениями, вступившими в силу с 30.07.2017).
2. Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ред. от 29.07.2017 с изменениями, вступившими в силу с 10.08.2017).
4. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ред. от 30.11.2016 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2017).
5. Приказ Минфина России от 30.06.2017 N 500 "Об утверждении документов, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации о казначейском сопровождении средств, получаемых на основании отдельных государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения".
6. Приказ Минфина России от 28.12.2016 N 244н "О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (ред. от 10.03.2017 с изменениями, вступившими в силу с 14.05.2017).
7. Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 N 1552 "Об утверждении правил казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (ред. от 05.07.2017 с изменениями, вступившими в силу с 15.07.2017).

Аннотация: рассматриваются вопросы, возникающие при исполнении госу дарственных контрактов, заключенных в рамках государственного оборонного за каза. Проводится анализ проблемных моментов, которые способствуют к развитию дефицита участников - потенциальных исполнителей контрактов, заключенных в рамах государственного оборонного заказа.

Ключевые слова: государственный оборонный заказ, казначейское сопро вождение.

Основные проблемы работы механизма казначейского сопровождения гос ударственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) с момента вступления в силу постановления Правительства РФ «О казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации, получаемых при осуществлении расчетов в це лях исполнения государственных контрактов (контрактов) по государственно му оборонному заказу» от 3 марта 2017 г. № 249 были сформированы Феде ральным казначейством и размещены на официальном сайте. К ним относятся: - отсутствие желания открывать отдельный счет у поставщиков.

В том числе и на основании информационного письма; - проблемы при оптовой закупке сырья, материалов, комплектующих из делий, общехозяйственных расходах в целях исполнения государственных кон трактов (контрактов) по государственному оборонному заказу; - отсутствие единой методики ведения раздельного учета при выполнении государственного оборонного заказа; - длительная процедура открытия лицевого счета (с момента обращения юри дического лица, исправления неверно оформленных документов, повторного пред ставления пакета документов для открытия лицевого счета); - излишние требования органа федерального казначейства при представ лении выписки из государственного контракта, содержащего требования, со ставляющие государственную тайну; - нормативное правовое регулирование казначейского сопровождения рас четов по государственным контрактам (контрактам) по государственному обо ронному заказу.

Нами был проведен анализ наиболее острых проблем работы механизма казначейского сопровождении закупок в рамках ГОЗ а именно: с момента за ключения государственного контракта головной исполнитель(исполнитель) (далее - ГИ(И)) обязан открыть лицевой счет согласно порядку открытия и ве дения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначей ства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 г. № 21н (далее - Порядок).

Для открытия счета ГИ(И) необходимо предоставить пакет документов, а именно заявление на открытие лицевого счета (код формы по КФД 0531752), карточка образцов подписей к лицевым счетам (код формы по КФД 0531753), копия государственного контракта, контракта (договора), или информация о государственном контракте, контракте, (договоре). Согласно п. 20 Порядка проверка представленных клиентом документов, необходимых для открытия лицевого счета, осуществляется органом Федераль ного казначейства в течение пяти рабочих дней после их поступления, а лице вой счет считается открытым согласно п. 22 Порядка с момента внесения упол номоченным руководителем органа Федерального казначейства работником за писи о его открытии в книгу регистрации лицевых счетов. В случае открытия счета, орган Федерального казначейства направляет ГИ(И) выписку из лицево го счета не позднее следующего рабочего дня после его открытия. При всем при этом окончательный срок открытия счета не конкретизирован.

А так же, как правило, необходимо осуществить подключение к прикладному программ ному обеспечению «Системе удалённого финансового документооборота» (да лее - ППО СУФД) и получить электронную подпись. Для этого так же необхо димо подписать договор об обмене электронными документами и письменное обращение клиента на подключение к СУФД-порталу. Для получения элек тронной подписи в органы ФК предоставляется определенный перечень доку ментов (Договор присоединения (соглашение) к регламенту Удостоверяющего центра Федерального казначейства, заявление на получение квалифицирован ного сертификата ключа проверки электронной подписи в Удостоверяющем центра Федерального казначейства, копия паспорта заявителя, доверенность или иной документ организации-заявителя, подтверждающие полномочия за явителя, ИНН заявителя, СНИЛС, заявителя, согласие заявителя на обработку персональных данных) и только после этого ГИ(И) может начать осуществлять операций на лицевом счете в электронном виде. Именно данная длительная процедура открытия лицевого счета (с момента обращения юридического лица, исправления неверно оформленных документов, повторного представления па кета документов для открытия лицевого счета) отчасти и приводит к отсут ствию желания открывать отдельный счет у поставщиков. Методика ведения раздельного учета при выполнении государственного оборонного заказа регламентируется Постановлением Правительства Россий ской Федерации «О Правилах ведения организациями, выполняющими госу дарственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности» от 19 января 1998 г. № 47, однако оно не содержит в себе конкретных норм и правил по ведению

раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Инте рес представляет и приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной де ятельности организаций и Инструкции по его применению». Для учета специ фических операций организация может по согласованию с Министерством фи нансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета до полнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

В свою очередь, согласно Инструкции по применению единого плана счетов бух галтерского учета для государственных органов власти (государственных орга нов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 1 де кабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджет ными фондами, государственных академий наук, государственных (муници пальных) учреждений и Инструкции по его применению», субъект учета вправе в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, вводить дополнительные забалансовые счета и (или) аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов. Эти факторы отчасти и ведут к отсутствию единой методики ведения раз дельного учета при выполнении государственного оборонного заказа . Существует еще одна проблема, выявленная в ходе анализа работы меха низма казначейского сопровождения закупок в рамках ГОЗ.

Так, после того как ГИ(И) получил средства на лицевой счет, он может их расходовать, но согласно Порядку проведения территориальными органами федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 244н (далее - порядок, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 244н). Для того чтобы осуществить расход ГИ(И), необходимо раскрыть структуру цены государствен ного контракта перед органами Федерального казначейства, а также всех соис полнителей указать в приложении 4, утвержденном приказом Министерства фи нансов Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 244н (с учетом того что по факту государственный контракт ГИ(И) исполняет за собственные средства и не реализуют средства находящиеся на открытом ему лицевом счете в органах ФК).

Все вышеописанное достаточно болезненный для ГИ(И) момент. В части касаемо проблем при оптовой закупке сырья, материалов, ком плектующих изделий, общехозяйственных расходах в целях исполнения госу дарственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу ГИ(И) отказываются от использования возмещения произведенных расходов, в связи с тем что необходимо закупать сырье только под исполнение конкретного государственного контракта, и потенциальным ГИ(И) это крайне не выгодно из за того что органы федерального казначейства не имеют права санкциониро вать расход целевых средств для разных государственных контрактов.

В части касаемо излишних требований органа федерального казначейства при представлении выписки из государственного контракта, содержащего тре бования, составляющие государственную тайну можно остановиться на том что, согласно того же порядка, утвержденного приказом Министерства финан сов Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 244н выписка должна со держать реквизиты соответствующего контракта, договора, идентификацион ный номер налогоплательщика, код постановки на учет и полное наименование исполнителя, размер авансового платежа (в процентах), предусмотренный условиями контракта, договора, сведения о том, что в условиях контракта, до говора содержатся положения об открытии исполнителю лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса, реквизиты соответствую щего органа Федерального казначейства, на который будут перечисляться аван совые платежи. Кроме того, в выписке необходимо указать, что контракт, дого вор не представляется по причине наличия в нем сведений, составляющих гос ударственную тайну.

Отметим, что в решении не только этих проблем, но и других, которые возникли и возникают в работе механизма казначейского сопровождения ГОЗ, проводится огромная работа. На данный момент готовится проект постановле ния, который включает в себя основные права и обязанности государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя, режим использования лицево го счета, санкционирование операций при расчетах по государственному обо ронному заказу, которое позволит решить ряд проблем в работе механизма казначейского сопровождения ГОЗ.

Список литературы 1. Сидоров Д. Г. Централизация как эффективный инструмент распределе ния функций между независимыми и профессиональными участниками // Ма териально-техническое обеспечение учреждений уголовно-исполнительной си стемы: сб. материалов Всерос. науч.-практ. круглого стола (Рязань, 14 дек. 2016 г.) / под общ. ред. Р. В. Фокина; науч. ред. С. В. Гаспарян, О. А. Зарубина. Рязань, 2017. 232 с.

ДМИТРИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ СИДОРОВ

С 8 января 2019 года действует новый порядок казначейского сопровождения. Документ принимают ежегодно на основании Закона о бюджете. Читайте, что поменяли в правилах по сравнению с 2018 годом.

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2019 году

Изменения в казначейское сопровождение внесло Постановление Правительства от 30.12.2018 № 1765. Разобраться во всем поможет таблица.

2018 год

2019 год

Разрешали перечислять контрагенту средства на счет в банке, чтобы возместить расходы, если целевые средства еще не поступили. Правило действовало, если контракт содержал условие о возмещении расходов

При возмещении расходов на счет исполнителя в банке не играет роли, поступили целевые средства или нет. Условие: возможность возмещать расходы прописали в контракте. Также разрешили переводить средства на банковский счет, чтобы оплатить обязательства контрагента по накладным расходам

Казначейское сопровождение применяли к контрактам и договорам субподряда по пункту 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Казначейство сопровождает средства не только по контрактам и договорам субподряда по пункту 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, но и по договорам субсубподряда, авансовым платежам. При этом средства по договорам субподряда Казначейство сопровождает не всегда. Казначейское сопровождение применяют:

1) к договорам субподряда в рамках контракта с едпоставщиком с поэтапной оплатой на сумму 500 000 руб. и более;

2) договорам субсубподряда на сумму 300 00 руб. и более в рамках контракта с едпоставщиком с поэтапной оплатой;

3) авансам до 500 000 руб. по договорам субподряда в рамках контракта с едпоставщиком с поэтапной оплатой;

4) авансам до 300 000 руб. по контрактам субсубподряда

Казначейство сопровождало средства по контрактам федеральных бюджетных и автономных учреждений стоимостью более 100 млн руб. Правило действовало на все средства, которые поступали на счета в Казначействе

Сопровождают средства по контрактам федеральных бюджетных и автономных учреждений стоимостью более 100 млн руб. Порядок действует, если источник средств – субсидии на строительство, реконструкцию, закупку капитальных объектов или субсидии бюджетным и автономным учреждениям не для целей государственного или муниципального управления

В контракты с казначейским сопровождением заказчик включит два новых условия:

  • обязанность контрагента вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту, распределять накладные расходы пропорционально срокам исполнения контракта или использования авансового платежа;
  • обязанность заказчика перечислить средства контрагенту в пределах сумм на оплату фактически поставленной продукции в случаях, которые предусмотрены частью 8 статьи 5 Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ.

В случаях, когда обязанность сопровождать средства установило Правительство, контрагентов обязали раскрывать информацию о структуре цены. Условие пропишут в контракте. Юрлица, индивидуальные предприниматели, которые получили бюджетное финансирование и проводят закупку по Закону № 44-ФЗ, будут обязаны сообщить в Казначейство об исполнении контракта в срок 10 дней.

Учтите: заказчик проводит расчеты по контракту под контролем банка или Казначейства. Для этого устанавливают сопровождение контракта. Таким образом отслеживают, на что поставщик потратил деньги заказчика, и блокируют нецелевые траты.

При казначейском сопровождении ведомство контролирует, как исполнитель тратит аванс. Для этого контрагент открывает лицевой счет в Казначействе, на который заказчик перечисляет деньги. Чтобы потратить деньги, контрагент предоставляет в ТОФК сведения о кооперации, платежку, контракт и документы-основания платежа. Контролеры проверят документы и только после этого перечислят деньги со счета исполнителя в ТОФК на банковский счет. Если специалисты Казначейства выявят нарушения, то в течение пяти дней сообщат заказчику. Данный порядок действовал в 2018 году.

Со 2 февраля 2019 года действует новый порядок санкционирования платежей при казначейском сопровождении контракта. Из рекомендации узнаете, когда и как установить сопровождение. Материал подкреплен практикой контролеров и образцами документов.

Что такое казначейское сопровождение контрактов

Казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ - это контроль органов Федерального казначейства за законным использованием целевых средств, выделенных на закупку. Говоря простым языком, казначейское сопровождение обязывает заказчиков открывать счета в казначействе и проводить по ним все расчеты по закупке.

В каких случаях необходимо казначейское сопровождение контракта? Оно требуется в отношении целевых денег, которые выделяются на основании:

  • госконтрактов стоимостью более 100 млн. руб.;
  • соглашений о субсидиях и бюджетных инвестициях;
  • договоров о взносах в УК;
  • нормативных правовых актов, которые утверждают порядок предоставления субсидий;
  • госконтрактов в рамках ГОЗ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Исключением являются контракты в рамках ГОЗ, к которым применяется сопровождение уполномоченными банками (гл. 3.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ), а также с банковским сопровождением по постановлению Правительства от 20.09.2014 № 963.

Как прописать в контракте условия казначейского сопровождения

Мы разобрали, какие контракты подлежат казначейскому сопровождению. Перейдем к условиям, которые должны в них быть:

  • запрет перечисления средств в определенные источники;
  • осуществление операций по закупке на лицевом счете;
  • необходимость предоставления документов в Казначейство;
  • необходимость указания во всех связанных с контрактом документах идентификатора госконтракта. Кто и как формирует идентификатор при казначейском сопровождении

Казначейское сопровождение контракта предусматривает обязанность заказчика, который не относится к участниками бюджетного процесса, лицевой счет в органе Федерального казначейства. Основание - заключение госконтракта или соглашения в рамках его исполнения.

Перечисление денег на лицевые счета в органах Казначейства происходит только после проверки. Что именно проверяют должностные лица:

  • данные о сроках исполнения обязательств в предоставленной документации на соответствие условиям документа;
  • сам факт исполнения обязательств;
  • соответствие итоговой стоимости договора заявленной;
  • уровень доходности, который не должен превышать предельной величины.

Условия открытия лицевого счета для казначейского сопровождения контракта

Предоставьте в территориальный орган копию, допускается бумажная и электронная версия. Заверять у нотариуса не нужно. Также направьте сведения об электронных подписях уполномоченных лиц. Лицевой счет открывают, чтобы исполнитель получил оплату. Деньги ему придут только после проверки Казначейством.

Один счет предназначен для расчетов по 1 контракту. Если стоимость менее 100 тыс. руб., то деньги заказчик перечисляет на счет исполнителя в банке (постановление Правительства от 03.03.2017 № 249).

Как работает казначейское сопровождение ,

Особенности операций в рамках казначейского сопровождения контракта

В условиях контракта с казначейским сопровождением должен быть запрет на переводы средств на депозиты, банковские счета, в УК юрлиц. Для банковских счетов есть исключения. Разрешено переводить деньги в следующих случаях:

  • выполнение обязательств юрлица по валютному законодательству РФ;
  • выплаты лицам, привлеченным по госконтракту на основе гражданско-правовых договоров;
  • погашение расходов, связанных с исполнением госконтракта (нужно документальное подтверждение).

В Приказе Минфина России от 08.12.2017 г. № 221н приведены критерии блокировки лицевых счетов. Это возможно, если операции по счету соответствуют хотя бы одному из следующих критериев:

  • уплата налогов и других обязательных платежей на сумму более 50% стоимости госконтракта;
  • выплата зарплаты на сумму более 50% стоимости;
  • перечисление прибыли, согласованной сторонами при подписании госконтракта, в размере более 20% стоимости госконтракта.

Казначейское сопровождение госконтрактов: изменения в 2018 году

В конце января 2018 года вступили в силу новые правила казначейского сопровождения, утвержденные Минфином в приказе от 19.12.2017 № 239н. В них сказано о ведении электронного и бумажного документообмена между заказчиком, исполнителем и территориальным органом казначейства.

Операции по обязательствам производят после того, как в ведомство поступает заявление на выдачу казначейского обеспечения. Казначейство проводит проверку наличия счета в территориальном органе, наличие в заявлении идентификатора госконтракта, соответствие цены контракта, указанной в заявлении, той, что написана в самом документе, соответствие суммы величине неиспользованных остатков лимитов бюджетных обязательств. Только если документ соответствует по всем параметрам, операцию одобряют. Она осуществляется в течение 2 дней.

Заказчику дается право изменить сумму обеспечения обязательств или отозвать его. Для этого необходимо подать заявление в Казначейство. При отзыве обеспечения лимиты должны разблокировать в течение 1 дня. В этот же срок Казначейство отзывает все неисполненные, но переведенные средства в рамках обязательства и возвращает исполнителю заявление на перевод, изменения и платежные поручения на оплату целевых расходов.

Вложенные файлы

  • Образец контракта с казначейским сопровождением.doc
  • Письмо Казначейства России от 14.06.2017 № 07-04-0522-481.doc
  • Письмо Казначейства России от 14.06.2017 № 07-04-0522-482.doc
  • Приказ Минфина России от 19.12.2017 № 239н.doc

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 № 1702 утверждены Правила казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа на 2019 год и на период 2020 и 2021 годов. Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 263-ФЗ внесены изменения в Закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» касающиеся порядка банковского и казначейского сопровождения расчётов по гособоронзаказу. Приказом Минфина России от 22 июня 2018 г. № 143н утвержден новый Порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства проверок сопровождения средств, утвержден новый порядок раскрытия структуры цены и представления данных раздельного учета при открытии (закрытии) лицевого счета и санкционировании расходных операций. Введены новые обязанности головных исполнителей и исполнителей ГОЗ: требование о предоставлении информации об исполнении каждого отдельного госконтракта (контракта), изменен режим отдельного счета, расширен перечень разрешенных операций с отдельного счета, изменился порядок работы с уполномоченными банками и особый порядок перевода сопровождаемых сделок в иной уполномоченный банк.

Цель программы: разобрать новации регулирования и рассмотреть практику работы исполнителей и головных исполнителей со средствами, выделенными по гособоронзаказу, проанализировать допускаемые ошибки и нарушения, получить рекомендации для недопущения нецелевого использования средств.

Программа ориентирована на головных исполнителей и исполнителей госконтрактов (контрактов) по гособоронзаказу, поставщиков для МВД, МЧС, СВР, ФСБ, ФСО, ФСИН, ГК «Роскосмос» и «Росатом, а также предприятий, входящих в цепочку кооперации по исполнению гособоронзаказа для Министерства обороны.

___________________________________________________________________________

  • Порядок казначейского сопровождения средств, полученных по госконтрактам, договорам, соглашениям, контрактам в 2019 г. Нормативное правовое регулирование казначейского сопровождения. Постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1702 Правила казначейского сопровождения средств ГОЗ на 2019 год и на период 2020-21 г.г. Федеральный закон №362-ФЗ от 05.12.18 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов". Правила казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа. Федеральный закон №362-ФЗ от 05.12.18 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов". Новый порядок санкционирования расходов и порядок предоставления исполнителями сведений в органы казначейства о направлениях расходования средств в соответствии с требованиями пр. Минфина России от 22.06.2018 г. №143н.Регламент расширенного казначейского сопровождения госконтрактов. Обязанности, ограничения и запреты, санкционирование расходов исполнителей (соисполнителей) органами казначейства. Порядок формирования идентификатора государственного контракта, договора (соглашения). Открытие лицевых счетов для учета операций неучастников бюджетного процесса. Практические рекомендации по вопросам формирования расходной декларации и выписки из регистров аналитического учета. Приказы Федерального казначейства, регламентирующие процедуры казначейского сопровождения, сроки и формы отчетности.Казначейское сопровождение авансовых платежей по ГОЗ. Глубина контроля исполнения контрактов перед оплатой. Разрешенные операции и ограничения. Ограничения для закупок у нерезидентов.
  • Целевая модель информационных потоков при казначейском сопровождении с 1 июля 2019 года. Аналитика на едином лицевом счете.
  • Практика казначейского сопровождения государственных контрактов в сфере ГОЗ. Контрактная работа в сфере ГОЗ. Порядок казначейского сопровождения в сфере ГОЗ. Организация платежей по государственным контрактам (контрактам исполнителей): открытие счетов в территориальных органах федерального казначейства (ТО ФК); обоснование структуры цены в ТОФК; проведение платежей в ТОФК по полученным авансам; проведение платежей в ТОФК по окончательному расчету; проведение платежей при отсутствии аванса от заказчика. Контрактная работа в сфере ГОЗ. Условия типовых государственных контрактов МО РФ. Рекомендации по оформлению контрактов исполнителей с учетом новых требований в сфере ГОЗ, в т.ч. с учетом полномочий военных представительств. Рекомендации по взаимодействию с заказчиками.
  • Требования к порядку заключения и содержанию контрактов по ГОЗ. Особенности заключения государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ, подлежащих банковскому или казначейскому сопровождению. Анализ норм законодательства, устанавливающих требования к порядку заключения и содержания государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ (275-ФЗ, постановление Правительства РФ 1275 "О примерных условиях государственных контрактов, контрактов по ГОЗ"). Рекомендации по порядку действий по разрешению проблемных вопросов заключения и исполнения государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ. Практика ФАС России по понуждению исполнителей ГОЗ по заключению договоров банковского сопровождения и открытию отдельных счетов (примеры выдачи предупреждений, предписаний, применения мер ответственности). Изменения законодательства в сфере ГОЗ (Федеральный закон от 31.12.2012 № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ПП от 19.12.2017 № 1585 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта, для которых заключение такого контракта обязательно в соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе»).
  • Раздельный учет результатов ФХД при казначейском сопровождении. Подготовка выписки из реестров аналитического учета в соответствии с требованиямиприказа Минфина РФ №143н от 22.06.2018. Требования к раздельному учету в рамках ГОЗ и в рамках казначейского сопровождения: сходства и отличия. Изменение и дополнение учетной политики. Оценка последствий изменения учетной политики. Разработка самостоятельных регламентов и положений по вопросам раздельного учета. Позаказный метод учета себестоимости выпущенной, отгруженной и реализованной готовой продукции. Позаказный метод учета в оптовой торговле. Особенности оформления первичных документов, подтверждающих доходы и расходы. Идентификатор государственного контракта. Учет расходов, возникших до заключения государственного контракта, и/или после его завершения.
  • Приказ Министра обороны от 8.10.2018 № 554 о порядке и сроках представления Отчета о выполнении государственного контракта, контракта по ГОЗ, ПП РФ № 47 (в редакции от 4.05.2018 г. № 543). Структура и основные параметры Отчета, экономический смысл и источники показателей разных разделов Отчета. Методика заполнения Отчета об исполнении гос. контракта, контракта организациями, выполняющими ГОЗ. Рекомендации по составлению Отчета.
  • Организация работы Росфинмониторинга по контролю за целевым использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа. Выявляемые риски в сфере ГОЗ. Взаимодействие Росфинмониторинга с участниками межведомственной системы финансового мониторинга за использованием бюджетных средств по ГОЗ и правоохранительными органами.

Минфин внес поправки в закон 44-ФЗ, которые обяжут поставщиков в рамках госзаказа открывать счета в Казначействе. Так что, возможно, вскоре расширится перечень ситуаций, в которых необходимо казначейское сопровождение. В статье расскажем о том, что это такое, как работает и зачем нужно?

На кого распространяется казначейское сопровождение

По действующим сегодня нормам законодательства сопровождение Казначейства применяется при исполнении контрактов по гособоронзаказу (закон № 275-ФЗ). Поставщик, победивший в закупке, должен открыть счет в одном из уполномоченных банков. Все поступления в рамках контракта будут осуществляться именно на него. Это позволяет заказчику и контролирующим органам отследить цепочку платежей от бюджета до субподрядчика.

Порядок казначейского сопровождения в текущем году утвержден постановлением Правительства от 30 декабря 2016 г. № 1552. Оно же регулирует правила сопровождения на два последующих года. Распространяется этот порядок на некоторые категории госзакупок, условия которых предусматривают внесение аванса. А именно, если сумма аванса превышает 100 млн рублей и если на него нет обеспечения. Также под сопровождение попадают субконтракты с авансами, которые заключаются в рамках госконтракта с сопровождением.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Условия госконтракта с казначейским сопровождением

Госконтракты, на которые распространяется требование о сопровождении Казначейством, налагает на исполнителя дополнительные обязанности. Поставщик по такому госконтракту должен:

  • определить субподрядчиков;
  • открыть в Казначействе счета на свою компанию и на субподрядчиков;
  • предоставлять в Казначейство подтверждающие первичные документы по целевым расходам (акты, накладные);
  • указывать идентификатор госконтракта в платежных и расчетных документах.

Все получаемые в ходе исполнения госконтракта денежные средства поставщик и его подрядчики будут получать на счета в Казначействе. На свои обычные расчетные счета они смогут получить денежные средства в строго оговоренных случаях.

Суть сопровождения

Поставщик, победивший в закупке, а также субподрядчики, которые будут привлекаться в ходе исполнения контракта, открывают счета в территориальных подразделениях Казначейства. Каждое из таких подразделений имеет собственный счет в Центральном банке РФ. На эти счета переводится аванс, предусмотренный контрактом. Далее по запросу исполнителя Казначейство переводит денежные средства на счета в территориальных подразделениях (убедившись в целевом расходовании).

По специальному номеру - идентификатору контракта - отслеживается весь путь связанных с ним денежных средств. Идентификатор должен быть указан во всех расчетных документах.

Как происходит процесс

После заключения госконтракта в течение 21 дня выпускается акт о том, на какое конкретно подразделение Казначейства возложено его сопровождение. Поставщик обращается туда с государственным контрактом и собственным заявлением. В течение одного-двух рабочих дней ему открывается счет.

Предусмотренные госконтрактом суммы хранятся на счетах Казначейства. На счет, открытый исполнителю или его подрядчикам в территориальном органе, средства переводятся по запросу. При этом оплачиваются только расходы на определенные цели, которые прописаны в контракте. Например, на закупку материалов, заработную плату сотрудникам и прочие.

Полученные средства должны быть потрачены по назначению. Их нельзя положить на депозит, внести в качестве вклада в уставный капитал или имущество иной организации. Также указанные средства нельзя перевести на банковские счета подрядчика или субподрядчика, за исключением определенных целей. Так, на счет подрядчика можно перевести средства для оплаты заработной платы либо суммы, причитающиеся в качестве оплаты за исполненные работы. Субподрядчикам такие средства переводятся, например, для оплаты коммунальных услуг и на приобретение проездных документов.

Оплата может производиться как авансом, так и по факту расходов. В первом случае поставщик предъявляет договор и выставленный ему счет, а Казначейство производит его оплату. При постоплате вместе с контрактом поставщик предоставляет в Казначейство документы, которые подтверждают поставку товара, исполнение работ или оказание услуг. В этом случае средства могут быть выведены на расчетные счета.

Роль Казначейства

Казначейство занимается не только финансовым сопровождением контракта, но и выполняет контролирующие функции. Служба имеет право проверить:

  • соответствует ли объем фактически исполненных обязательств заявленному в документах;
  • соблюдены ли предусмотренные контрактом сроки;
  • был ли товар поставлен;
  • соответствует ли фактический размер прибыли указанному в контракте;
  • соответствует ли цена товара его себестоимости.

Что может измениться для заказчика

Итак, пока казначейское сопровождение - удел лишь части закупок. Но если законопроект, который мы упомянули в начале статьи, будет принят, это может стать заботой каждого поставщика, участвующего в госзакупках. Правда, из проекта закона непонятно, на кого будут распространяться его требования. Возможно, под них попадут наиболее крупные и/или стратегически важные закупки. Тем не менее со временем казначейское сопровождение, скорее всего, будет распространено на большинство закупок.

Понятно, что новые требования будут связаны с дополнительной нагрузкой на поставщика. А именно, увеличится документооборот, ведь чтобы получить денежные средства, нужно будет подтверждать расходы. Кроме того, для многих территориальных подразделений Казначейства сопровождение контрактов пока процесс не слишком хорошо отработанный, поэтому у поставщиков могут быть сложности в процессе взаимодействия со службой. К тому же представительства Казначейства распространены не так повсеместно, поэтому поставщикам из небольших населенных пунктов придется тратить дополнительное время на поездки. Хотя решением последней проблемы может стать электронный документооборот.

Будет ли положительный эффект от казначейского сопровождения для поставщиков? На первый взгляд, плюсов можно насчитать целых три. Во-первых, снизится конкуренция. Некоторых участников, в особенности недобросовестных, новые правила попросту отпугнут. Во-вторых, целевые расходы будут оплачиваться безо всяких отговорок. Если сегодня заказчик может посетовать на то, что деньги еще не перечислены из бюджета, то при казначейском сопровождении это исключено. В-третьих, исполнение контракта станет более прозрачным. Если поставщик привлекает множество субподрядчиков, то зачастую отслеживать процесс исполнения контракта непросто. Введение казначейского сопровождения должно существенно улучшить эту ситуацию.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство