20.11.2023

Исторические условия возникновения австрийской школы. Австрийская экономическая школа: опыт для России. Ученые представляющие Австрийскую школу


Если вы пользуетесь популярным впечатлением о том, что экономисты, потребляющие данные, всегда заняты сложными формулами, а не внешними размышлениями, тогда вы должны взглянуть на австрийскую школу. Подобно монахам, живущим в их монастыре, экономисты этой школы стремятся решать сложные экономические проблемы, проводя «мысленные эксперименты». Австрийская школа считает, что можно узнать правду просто, задумавшись вслух. Интересно, что у этой группы есть уникальное понимание некоторых из наиболее важных экономических проблем нашего времени. Читайте дальше, чтобы узнать, как развилась австрийская школа экономики и где находится австрийская школа в мире или экономическая мысль.

Обзор Австрийской школы
То, что мы знаем сегодня как австрийская экономическая школа, не было сделано за один день. Эта школа прошла годы эволюции, в которой мудрость одного поколения была передана следующей. Хотя школа прогрессировала и включала знания из внешних источников, основные принципы остаются неизменными.

Карл Менгер, австрийский экономист, написавший «Принципы экономики» в 1871 году, многими считается основателем Австрийской школы. Название книги Менгера не предлагает ничего экстраординарного, но его содержание стало одним из столпов маргиналистской революции. Менгер объяснил в своей книге, что экономические ценности товаров и услуг носят субъективный характер. То есть: то, что ценно для вас, не может быть ценным для вашего соседа. Менгер далее объяснил, что с увеличением количества товаров их субъективная ценность для отдельного лица уменьшается. Это ценное понимание лежит за концепцией того, что называется уменьшением предельной полезности.

Позднее Людвиг фон Мизес, еще один великий мыслитель Австрийской школы, применил теорию предельной полезности к деньгам в своей книге «Теория денег и кредита » (1912 г.)). Теория уменьшения предельной полезности денег может фактически помочь нам найти ответ на один из самых основных вопросов экономики: сколько денег слишком много? Здесь также ответ был бы субъективным. Еще один дополнительный доллар в руках миллиардера вряд ли имел бы значение, хотя тот же доллар был бы неоценим в руках нищего.

Помимо Карла Менгера и Людвига фон Мизеса, австрийская школа также включает в себя такие большие имена, как Евгений Бом-Баверк, Фридрих Хайек и многие другие. Сегодняшняя австрийская школа не просто ограничивается Вене, но ее влияние распространяется по всему миру.

На протяжении многих лет основные принципы австрийской школы дали ценную информацию о многочисленных экономических проблемах, таких как законы спроса и предложения, причины инфляции, теория создания денег и валютные курсы.По каждому из вопросов взгляды австрийской школы, как правило, отличаются от других экономических школ.

Основные идеи и ключевые отличия

Ниже приведены некоторые из основных идей австрийской школы и их различия с другими школами экономики:
Методология

  • В австрийской школе используется логика априорного мышления - что-то что человек может мыслить самостоятельно, не полагаясь на внешний мир - выяснить экономические законы универсального применения, тогда как другие общеобразовательные школы экономики, такие как неоклассическая школа, новые кейнсианцы и другие, используют данные и математические модели, чтобы доказать свою точку зрения объективно. В этом отношении австрийскую школу можно более конкретно противопоставить немецкой исторической школе, отвергающей универсальное применение любой экономической теоремы.

    Что определяет стоимость?

  • В австрийской школе утверждается, что цены определяются субъективными факторами, такими как предпочтение индивидуума покупать или не приобретать определенный товар, тогда как классическая школа экономики считает, что объективные издержки производства определяют цену, а неоклассическая школа считает, что цены определяются равновесием спроса и предложения. Австрийская школа отвергает классические и неоклассические взгляды, говоря, что издержки производства также определяются субъективными факторами, основанными на ценности альтернативного использования ограниченных ресурсов, а равновесие спроса и предложения также определяется субъективными индивидуальными предпочтениями.

    Что определяет процентные ставки?

  • Австрийская школа отвергает классический взгляд на капитал, в котором говорится, что процентные ставки определяются спросом и предложением капитала. Австрийская школа считает, что процентные ставки определяются субъективным решением отдельных лиц тратить деньги сейчас или в будущем. Другими словами, процентные ставки определяются временным предпочтением заемщиков и кредиторов.

    Почему инфляция влияет на разных людей по-разному?

  • Австрийская школа считает, что любое увеличение денежной массы, которое не поддерживается ростом производства товаров и услуг, приводит к росту цен, но цены на все товары не растут одновременно. Цены на некоторые товары могут расти быстрее, чем другие, что приводит к большему несоответствию относительных цен на товары. Например, Питер сантехник может обнаружить, что он зарабатывает те же деньги за свою работу, но он должен больше заплатить Павлу пекарю, покупая ту же буханку хлеба. Изменения относительных цен сделают Павла богатым ценой Петра. Но почему так происходит? Если бы цены на все товары и услуги увеличивались одновременно, то это было бы очень важно. Но цены на те товары, через которые деньги вводятся в систему, корректируются до других цен; скажем, если правительство вводит деньги, покупая кукурузу, тогда цены на кукурузу увеличились бы до того, как другие товары останутся за следствием искажения цен.

    Что вызывает бизнес-циклы?

  • Австрийская школа считает, что бизнес-циклы вызваны искажением процентных ставок из-за попытки правительства контролировать деньги. Нераспределение капитала происходит, если процентные ставки сохраняются искусственно низкими или высокими за счет вмешательства правительства. В конечном счете, экономика переживает спад, чтобы восстановить естественный прогресс.

    Как мы создаем рынки?

  • Австрийская школа рассматривает рыночный механизм как процесс, а не результат дизайна. Люди создают рынки своим намерением улучшить свою жизнь, а не сознательным решением. Итак, если вы оставите кучу любителей на пустынном острове, рано или поздно их взаимодействия приведут к созданию рыночного механизма.

Экономическая теория австрийской школы основана на вербальной логике, которая дает облегчение от технического mumbo jumbo господствующей экономики. Между другими школами существуют значительные различия, но, предоставляя уникальные знания по некоторым из наиболее сложных экономических вопросов, австрийская школа заработала постоянное место в сложном мире экономической теории.

История экономических учений: конспект лекций Елисеева Елена Леонидовна

ЛЕКЦИЯ № 10. Австрийская школа

1. Австрийская школа: теория предельной полезности как теория ценообразования

Австрийская школа появилась в 70-х гг. XIX в. Самые яркие ее представители – Карл Менгер (1840 – 1921), Ойген (Евгений) Бем-Баверк (1851 – 1914) и Фридрих фон Визер (1851 – 1926). Они явились основателями совершенно нового направления, которое стали называть «маржинализм», т. е. «предельный» Позже маржинализм назвали переворотом в экономической науке и присвоили название «маржиналистской революции».

Представители классической школы полагали, что стоимость товара – это количество труда, которое затрачено на его производство. Соответственно цена – стоимость в денежном выражении.

Представители австрийской школы придерживались совершенно противоположного мнения: ценность любого товара или услуги – это субъективное отношение к ним потенциального потребителя. Сам по себе товар лишен каких-либо экономических свойств.

Следовательно, главное – это конечный результат, который оценивает сам потребитель, опираясь на свои потребности и вкусы, а не на объем затрат на производство этого товара. К тому же, по мнению австрийцев, полезность каждой следующей единицы не остается на одном месте, а постоянно снижается. (В жаркий день человек очень хочет пить. Он готов отдать 10 или 20 руб. за стакан минеральной воды, но за второй стакан он не согласен платить столько же, потому что хочет пить не так сильно. В холодный же день он не согласится отдать за эту воду даже 2 руб., так как совершенно не хочет пить.)

Между «полезностью» и «ценностью» нельзя ставить знак равенства. Не любое благо ценно, хотя оно может быть полезным. Ценностью обладает лишь то, что является ограниченным по сравнению со спросом на него. (Снег для детей обладает полезностью, но не имеет ценности, так как его количество практически безгранично зимой.)

Маржиналисты разделили все блага на экономические (редкие) и свободные. В основном человека окружают экономические блага.

Цена на экономические блага зависит от потребности в них человека, а не от затрат на их производство.

Австрийцы полностью отрицали теорию трудовой стоимости, которую выдвинул в свое время Карл Маркс. Они также считали, что цена не имеет никакой объективной основы.

Теорию предельной полезности постоянно критиковали. Возможно, сама теория и ошибочна во многом, но она стала сильным толчком для дальнейших исследований в экономической области, например для разработки концепции «предельных величин» (предельных издержек, предельного дохода и т. д.).

Сейчас эта теория используется в микроэкономике, показывая образование издержек и цен, поведение потребителей, поведение фирмы в условиях ограниченных ресурсов и т. п.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Экономический цикл: Анализ австрийской школы автора Куряев Александр В

Людвиг фон Мизес Австрийская теория экономического цикла В наши дни в экономической науке принято говорить об австрийской теории экономического цикла. Подобная характеристика чрезвычайно лестна для нас, австрийских экономистов, и мы высоко ценим оказанную нам таким

Из книги Деньги, банковский кредит и экономические циклы автора Уэрта де Сото Хесус

4 Марксистская традиция и австрийская теория экономического цикла. Неорикардианская революция и полемика о переключении технологий В своем критическом анализе капитализма Карл Маркс исходил из объективистской концепции классической школы, согласно которой имеется

автора Уэрта де Сото Хесус

3 Последствия банковской кредитной экспансии, Не обеспеченной увеличением сбережений: австрийская теория, или теория экономических циклов, основанная на фидуциарном кредите В этом разделе мы рассмотрим воздействие, оказываемое банками на производственную структуру,

Из книги Деньги, банковский кредит и экономичские циклы автора Уэрта де Сото Хесус

4 Марксистская традиция и австрийская теория экономического цикла. Неорикардианская революция и полемика о переключении технологий В своем критическом анализе капитализма Карл Маркс исходил из объективистской концепции классической школы, согласно которой имеется

автора Елисеева Елена Леонидовна

ЛЕКЦИЯ № 5. Классическая школа политической экономии 1. Классическая школа Идеи представителей классической школы актуальны и по сей день, а в свое время они оказали огромное влияние на становление экономической науки. Это направление развивалось с XVII до начала XIX в.

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

ЛЕКЦИЯ № 6. Классическая школа после Смита и Риккардо 1. Учение Жана-Батиста Сэя Жан-Батист Сэй (Се) (1762 – 1832) – французский представитель классической школы, один из последователей Адама Смита. Родился в семье купца, очень много времени уделял своему самообразованию.

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

ЛЕКЦИЯ № 7. Историческая школа 1. Вклад исторической школы в развитие экономической теории Развитие экономической мысли в Германии совершенно уникально по многим причинам. Например, в тот период в Германии существовало около сорока государств со своими закрытыми

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

1. Австрийская школа: теория предельной полезности как теория ценообразования Австрийская школа появилась в 70-х гг. XIX в. Самые яркие ее представители – Карл Менгер (1840 – 1921), Ойген (Евгений) Бем-Баверк (1851 – 1914) и Фридрих фон Визер (1851 – 1926). Они явились основателями

Из книги Экономическая теория автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 10 Австрийская школа

Из книги Основания политической экономии автора Менгер Карл

В. С. Автономов. Австрийская школа и ее представители Начало 70-х годов XIX в. в истории мировой экономической мысли ознаменовалось так называемой маржиналистской революцией. В такой датировке есть большая доля условности; к примеру, основные положения теории предельной

Из книги Юность науки автора Аникин Андрей Владимирович

Из книги Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса автора Аникин Андрей Владимирович

Школа В 1873 г. Маркс написал послесловие ко второму изданию «Капитала» (первого тома), в котором дал краткий очерк развития буржуазной политической экономии в XIX столетии. Отметив достижения классической школы в начале века и бурные дискуссии 20-х годов, он говорил далее: «В

автора Агапова Ирина Ивановна

ЛЕКЦИЯ 6. АВСТРИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Из книги История экономической мысли [Курс лекций] автора Агапова Ирина Ивановна

ЛЕКЦИЯ 7. АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА 1. Теория предельной производительности Дж. Кларка В теории издержек производства австрийской школы в рамках концепции альтернативных затрат ценность производительных благ приравнивалась к ценности принесенных им в

Из книги История экономической мысли [Курс лекций] автора Агапова Ирина Ивановна

ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

Из книги Гипноз разумности [Мышление и цивилизация] автора Цаплин Владимир Сергеевич

«ШКОЛА ЗНАНИЙ» И «ШКОЛА КОМПЕТЕНЦИЙ» ........ ТРАДИЦИОННОЕ И ПОДЛИННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ................ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ВЛАСТИ.......Две культуры....Условия слияния.....«Хвост вертит собакой?» ...Мышление и Власть....РЕАЛЬНОСТЬ АНТИУТОПИИ.........Силовое столкновение....Стихийный бунт

АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА (венская школа), одно из направлений предельной полезности теории, возникшее в 1870-1880-х годах.

Основатели - К. Менгер и его последователи Э. Бём-Баверк и Ф. Визер. В дальнейшем традиции австрийской школы продолжили Г. Майер, Л. фон Мизес, Ф. Хайек, Й. Шумпетер, О. Моргенштерн, Ф. Махлуп, И. Кирцнер и другие. Идеи австрийской школы оказали сильное воздействие на таких экономистов, как К. Викселль, Л. Роббинс, Дж. Хикс, Дж. Шэкл, М. Панталеони.

Наибольшим влиянием австрийская школа пользовалась с 1880-х годов по 1930-е годы, а впоследствии в значительной мере растворилась в рамках общего неоклассического направления. Однако с 1970-х годов возрождается интерес к специфическим особенностям австрийской школы (прежде всего к работам Мизеса и Хайека), получает развитие так называемая неоавстрийская школа.

Классическое произведение австрийской школы — труд К. Менгера «Основания политической экономии», в котором изложены основном идеи, развитые впоследствии представителями австрийской школы. Сверхзадачей Менгера было создание единой и всеобъемлющей теории ценности на основаниях, противоположных предпосылкам классической школы. В качестве исходного простейшего явления экономической жизни он выбрал отношение человека к вещи (благу) как средству удовлетворения своих потребностей. Феномен ценности блага выводится из соотношения между его полезностью и редкостью: ценность единицы блага определяется степенью важности наименее существенной потребности, которую можно удовлетворить в рамках имеющегося запаса благ (Ф. Визер назвал эту величину «предельной полезностью»). Таким образом, Менгер, как и другие основоположники теории предельной полезности - У. Джевонс и Л. Вальрас, смог разрешить парадокс, заключающийся в том, что очевидно необходимые, но доступные в больших количествах блага (например, питьевая вода) обычно стоят меньше редких вещей, надобность в которых сомнительна (например, драгоценные камни).

Среди проблем, в исследовании которых австрийская школа имеет либо приоритет, либо особо сильные позиции, можно выделить следующие.

Проблема экономической информации . Австрийская школа придаёт первостепенное значение знаниям экономического субъекта, неопределённости будущего и возможности ошибок в прогнозах (наиболее глубоко эти аспекты разработаны Ф. Хайеком). Особую важность все эти моменты приобретают в случае оценки «благ высших порядков», то есть средств производства, полезность которых реализуется только через посредство полезности произведённых с их помощью потребительских благ и доходит до потребителя через значительные промежутки времени. Именно эта неопределённость служит основанием теории капитала австрийской школы (автор Э. Бём-Баверк) и экономического цикла (Л. фон Мизес, Хайек, Й. Шумпетер).

Отдельная проблема - информационная роль системы цен в рыночной экономике. Отсутствие рыночных цен лишает всякого обоснования экономических расчётов в условиях централизованно управляемого социалистического хозяйства (аргументация Мизеса и Хайека против О. Ланге и А. Лернера).

Проблема монополистического ценообразования . В отличие от У. Джевонса и Л. Вальраса, для К. Менгера и его последователей совершенная конкуренция не исходный пункт анализа, а предельный случай обменных сделок, в которых один или несколько продавцов имеют дело с одним или несколькими покупателями. В этих условиях цена не является единственно возможной, задаваемой извне величиной, как в модели совершенной конкуренции, а может быть предметом торга. Впоследствии эту идею развил О. Моргенштерн - один из основателей теории игр.

Проблема предпринимательства как творческой экономической деятельности по созданию новых благ и рынков (Й. Шумпетер) или координации спроса и предложения (И. Кирцнер). Теория конкуренции как предпринимательского процесса, процедуры открытия (Ф. Хайек).

Проблема денег как блага , обладающего наибольшей «обмениваемостью», и денежно-кредитная теория экономического цикла: инвестиционный бум, вызываемый кредитной экспансией, порождённой отставанием нормы процента от нормы прибыли на капитал, заканчивается, наталкиваясь на ограниченность сбережений (Мизес, Хайек).

Метод исследования австрийской школы характеризуется следующими чертами.

Последовательный субъективизм . Австрийская школа стремится все категории экономической науки вывести только из субъективного отношения индивида к вещи, его предпочтений, ожиданий, познаний. К. Менгер подчёркивал, что сами по себе любые блага лишены каких-либо объективных свойств, и прежде всего ценности. Эти свойства придаёт им лишь соответствующее отношение того или иного субъекта. Так, сущность процента состоит у представителей австрийской школы в различной субъективной оценке настоящих и будущих благ, сущность издержек - в упущенной пользе, которую производительные блага могли бы принести, если бы были употреблены иначе, чем на самом деле.

Методологический индивидуализм . Австрийская школа рассматривает и решает все экономические проблемы общества на микроуровне. Австрийская школа не признаёт специфических макроэкономических явлений, несводимых к индивидуальным предпочтениям и решениям. Это объясняется также склонностью австрийских экономистов к причинно-следственному анализу и недоверию к функциональным зависимостям.

Отсутствие идеи общего равновесия и слабое развитие равновесного инструментария как такового. Мышление в субъективных категориях индивидуального опыта (не исключающего ошибок) несовместимо с надиндивидуальной логикой общего равновесия, описывающей оптимальное состояние экономической системы и всех её участников (теория общего равновесия Л. Вальраса). Анализируя индивидуальные обменные сделки, К. Менгер и другие представители австрийской школы также не предполагали существования единой равновесной цены, а исходили из установления цены в некоторой случайной точке равновесного интервала.

Отказ от равновесного анализа привёл к тому, что австрийская школа, в отличие от других направлений теории предельной полезности, практически не употребляет математического аппарата дифференциального исчисления, кривых спроса и предложения, оптимизационных задач. Неиспользование австрийской школой математического аппарата связано также с тем, что её представители считают предпосылку бесконечной делимости благ искажающей экономическую действительность.

По мнению австрийского экономиста Э. Штрайсслера, для австрийской школы в словосочетании «предельная полезность» важнее существительное, чем прилагательное.

В отличие от других направлений маржинализма метод исследования австрийской школы содержит динамические элементы: учитывается фактор времени при производстве благ, подчёркивается зависимость ценностных суждений людей от того, на какой период они могут реально рассчитать удовлетворение своих потребностей (так называемый период предусмотрительности).

Лит.: Капелюшников Р. Философия рынка Ф. Хайека // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12; Хайек Ф. фон. Конкуренция как процедура открытия // Там же; Австрийская школа в политической экономии. М., 1992.

В политэкономии. Возникла в 80 х гг. 19 в. в Австрии (К. Менгер, Э. Бем Баверк, Ф. Визер и др.). В 20 х гг. 20 в. ее преемницей стала молодая австрийская школа (Л. Мизес, Ф. Хайек, Г. Хаберлер и др.). В основе учения австрийской школы лежит… … Современная энциклопедия

Австрийская школа - в политэкономии. Возникла в 80 х гг. 19 в. в Австрии (К. Менгер, Э. Бем Баверк, Ф. Визер и др.). В 20 х гг. 20 в. ее преемницей стала “молодая австрийская школа” (Л. Мизес, Ф. Хайек, Г. Хаберлер и др.). В основе учения австрийской школы лежит… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

В политэкономии. Возникла в 80 х гг. XIX в. в Австрии (К. Менгер, Э. Бём Баверк, Ф. Визер и др.). В 20 х гг. 20 в. её преемницей стала «молодая австрийская школа» (Л. Мизес, Ф. Хайек, Г. Хаберлер и др.). Основной элемент теории австрийской школы … Энциклопедический словарь

- (иногда её называют Венской) субъективно психологическое направление в буржуазной политической экономии. Возникла в Австрии в 80 х гг. 19 в. как реакция на появление 1 го тома «Капитала» К. Маркса, распространение марксистского… … Большая советская энциклопедия

АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА - (МАТЕМАТИЧЕСКАЯ) – объединила экономистов и преподавателей австрийских университетов. Ее виднейшими представителями стали К. Менгер, Э. фон Бём Баверк, Ф. Визер (см. разд. 1.1). Начало австрийской школе, сформировавшейся в 1870 х гг., положили… … Экономика от А до Я: Тематический справочник

АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА - Группа ранних эмпирических психологов, возглавляемая богословом, философом и психологом Францем Брентано. Основное внимание уделялось скорее актам или процессам сознания, чем содержанию, как у последователей Вундта. Позже это направление… … Толковый словарь по психологии

Австрийская школа - AUSTRIAN SCHOOL Группа ученых экономистов Венского университета, которые в конце XIX в. разработали новое направление в экономической теории теорию маржинализма. Основоположником теоретического анализа стал профессор Карл Менгер, который в своих… … Словарь-справочник по экономике

АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА в политэкономии. Возникла в 80 х гг. 19 в. в Австрии (К. Менгер Э. Бем Баверк, Ф. Визер и др.). В 20 х гг. 20 в. ее преемницей стала молодая австрийская школа (Л. Мизес, Ф. Хайек, Г. Хаберлер и др.). Основной элемент теории… … Большой Энциклопедический словарь

австрийская школа экономики - Отказ от трудовой теории стоимости Теоретическое ядро классической политэкономии А. Смита и Д. Рикардо заключено в понятии стоимости, согласно которой стоимость товара зависит от количества социально необходимого труда, затраченного на его… … Западная философия от истоков до наших дней

школа Австрийская - (школа Грацкая) группа исследователей X. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и прочие работавших в основном в Грацком университете с 80 х гг. XIX в. по 10 е гг. XX в. под руководством психолога и философа А. Мейнонга. В постановке и разработке… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • История денежного обращения и банковского дела в США: от колониального периода до Второй мировой войны. Серия: Австрийская школа / A History of Money and Banking in the United States , Мюррей Ротбард / Murray N. Rothbard. Автор исследует периоды инфляции, банковские паники и крушения денежных систем в Америке с колониальных времен до середины XX в., показывая, что причиной почти всехкрупных экономических…
  • Власть и рынок: государство и экономика. Серия: Австрийская школа , Ротбард М.. 418 стр. Книга представляет собой исчерпывающий анализ всех разновидностей вмешательства государства в экономику. Автор исследует 86 наиболее распространенных типовгосударственных функций.…

Австрийская школа (также Венская школа, Психологическая школа) - теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики, экономический либерализм. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

Основные теоретические положения австрийской школы

Особенности австрийской школы:

    Отказ от использования математических методов исследований;

    Субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;

    Акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;

    Акцент на структуру капитала и временну́ю изменчивость последней при изучении макроэкономических проблем.

Экономисты австрийской школы придерживаются методологического индивидуализма, который они описывают как анализ человеческой деятельности с точки зрения отдельных людей. Экономисты Австрийской школы утверждают, что единственный путь к построению осмысленной экономической теории - логически выводить её из базовых принципов человеческой деятельности, называя подобный метод праксеологическим. Кроме того, хотя натурные эксперименты часто используются последователями экономического мейнстрима , «австрийцы» указывают, что экспериментальная проверка экономических моделей почти невозможна, поскольку нормальная экономическая деятельность людей - предмет экономического исследования - не может быть воспроизведена в искусственных условиях.

История развития австрийской школы

Австрийская школа получила своё название от происхождения её основателей и ранних приверженцев, включая Карла Менгера, Ойгена фон Бём-Баверка и Людвига фон Мизеса. В число известных экономистов XX века, относимых к Австрийской школе, также входят Генри Хэзлитт, Мюррей Ротбард и нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек.

Классическая экономическая теория основывалась на трудовой теории стоимости в соответствии с которой стоимость товаров определяется количеством труда, затраченного на его производство. В конце XIX века, однако, внимание экономистов переключилось на теорию предельной полезности. Австрийская школа была одним из трёх источников маржиналистской революции 1870-х, при этом её основной вклад состоял в применении субъективистского подхода к экономике. Вышедшая в 1871 году книга Карла Менгера «Принципы Экономики » стала катализатором развития этого направления. Вокруг Менгера в рамках широкого направления маржинализма сформировалась более узкая школа, получившая название «Психологическая школа», «Венская школа» или «Австрийская школа». Впоследствии Торстейном Вебленом в его работе «Предубеждения экономической науки» (1900) был специально введён термин «неоклассическая экономика», дабы отличить маржинализм в объективистской традиции последователей Альфреда Маршалла от маржинализма Австрийской школы, исповедовавшей субъективистский подход к стоимости.

Австрийская школа оставалась влиятельным направлением экономической мысли в первой половине XX века и какое-то время рассматривалась как неотъемлемая часть экономического мейнстрима. Её вклад в развитие экономической мысли включает неоклассическую теорию стоимости (включая субъективную теорию стоимости), а также осмысление проблемы экономических вычислений и невозможности централизованного планирования в экономике.

Кембриджская школа политэкономии. А.Маршал

В 90 - х годах ХIХ в. в Англии сформировалась так называемая кембриджская экономическая школа, основателем которой был Альфред Маршалл (1842-1924) . Эта школа по своему влиянию на экономическую мысль не уступала австрийской и положила начало так называемое неоклассический направление.

Маршалл одним из первых экономистов предложил заменить понятие "политическая экономия" понятием "экономикс", дал свое определение ее предмета. Экономикс – это наука, которая изучает человечество в его повседневной жизни; она рассматривает ту часть индивидуальных или общественных действий, которая связана с получением и потреблением материальных элементов благосостояния.

Для решения поставленной задачи Маршалл использовал своеобразный метод исследования. Его метод исследования – метод частичного равновесия: в каждой данной ситуации он признает постоянными все элементы, кроме одного и исследует последствия его изменения. Наконец, он попытался сделать политическую экономию математической наукой, но при этом предупреждал, что хорошее математическое изложение экономических явлений может оказаться хорошей математикой, но плохой экономикой.

Центральное место в экономическом учении Маршалла занимает теория цены. Сущность его теории цены заключается в объединении двух групп факторов, влияющих на рыночную цену. С одной стороны, имеется цена спроса, которая формируется под влиянием спроса на товар, определяемого полезностью продукта. Эта группа факторов имеет рыночное происхождение. С другой стороны, есть цена предложения, зависящая от издержек производства, т.е. связана с процессом производства. А средняя цена, по его мнению, есть результат ценообразования, происходящего на рынке.

Из сказанного выше следует, что Маршалл трактовал цены в виде количественных, отношений, в которых товары и деньги обмениваются друг на друга. За этими отношениями не просматривается их внутреннее содержание, т.е. стоимость продукта. Отсюда следует вывод, что Маршалл сконструировал теорию цены без стоимости.

Анализируя факторы, влияющие на величину спроса на товар на рынке Маршалл вывел закон спроса, который рассматривался в курсе политической экономии. Он также одним из первых связал с ценой товара эластичность спроса на него.

Цену предложения, согласно утверждению Маршалла, определяют факторы производства – земля, труд, капитал и организаторские способности. Ее динамика зависит от издержек производства. Однако в отличие от классической политической экономии издержки у него определялся не реальными затратами, а субъективными переживаниями агентов производства. Маршалл сводил издержки производства к комплексу отрицательных эмоций, связанных с расходованием рабочей силы и воздержанием капиталистов. Денежные издержки производства, выступающие в форме цены предложения товара, должны обеспечить компенсацию всех отрицательных ощущений и, следовательно, включать в себя заработную плату и предпринимательский доход.

Итак, в своей теории цены Маршалл динамику спроса объяснял предельной полезностью товара, а динамику предложения – возрастающими издержками производства. Обе эти функции он изображал как связанные между собой две кривые. Цена "равновесия" устанавливается в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения при равенстве спроса и предложения. При установлении цены, замечает Маршалл, спрос и предложение имеют равное значение.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство