16.02.2024

Обязательное социальное страхование понятие принципы субъекты. Понятие и виды форм социального обеспечения. Обязательное социальное страхование: понятие, принципы, виды, субъекты. Принципы обязательного социального страхования


План

Управление социальным обеспечением.

Управление социальным обеспечением подразделяется на общее и оперативное.

Общее осуществляет - Правительство РФ - Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ

Оперативное – Минтруд, Минздрав, Минобрнауки и др.

Основные функции в осуществлении государственной политики и правового регулирования в области социального обеспечения населения возложены на Министерство труда и социальной защиты РФ - Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации".

Особое место в оперативном управлении занимают внебюджетные фонды.

На уровне субъектов органы социального обеспечения могут носить разные наименования. В Краснодарском крае управление осуществляет - Министерство труда и социального развития Краснодарского края – Постановление главы администрации КК от 21.12. 2015 №1240.

Региональные органы социального обеспечения имеют в своем подчинении нижестоящие органы - районные, городские, отделы, комитеты социальной защиты населения.


Тема 2 Финансирование и управление социальным обеспечением

План

1).Понятие и виды форм социального обеспечения. Обязательное социальное страхование: понятие, принципы, виды, субъекты.

2). Финансирование социального обеспечения.

3).Страховые взносы как основной источник финансирования социального обеспечения.

4). Управление социальным обеспечением.

Понятие и виды форм социального обеспечения. Обязательное социальное страхование: понятие, принципы, виды, субъекты.

Современное общество придает значение важнейшей ценности - человеку и его естественным правам. Особое место среди этих прав за­нимают социально-экономические права.

К числу социально-экономических прав, помимо права на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд, на образование, на свободное пользование ценностями культуры, на охрану семьи, материнства и детства, относится также и право на со­циальное обеспечение .



Свое нормативное закрепление это право на­шло во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., в Международном пакте об экономиче­ских, социальных и культурных правах, принятом Генеральной Ас­самблеей ООН в 1966 г., в Европейской социальной хартии, принятой Советом Европы в 1961 г. и пересмотренной в 1996 г., а также в национальных конституциях ряда государств.

Право на социальное обеспечение представляет собой один из спо­собов обеспечения такого жизненного уровня человека , включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и бла­госостояния его самого и его семьи.

В свою очередь Мачульская Е.Е. дает следующее определение социальное обеспечение - это система экономиче­ских отношений по перераспределению государственных и негосударственных средств, направленная на частичное возмещение доходов от трудовой деятельности, внутрисе­мейного содержания, дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, оказание бес­платных медицинских и социальных услуг лицам, постра­давшим в результате наступления социального риска или других социально значимых обстоятельств.

Признаки социального обеспечения:

Признание обществом необходимости предоставления средств к существованию не имеющим их лицам формализовано путем закрепления права на обеспечение;

Осуществление обеспечения за счет общественных средств",

Обеспечение тех лиц, которые не имеют средств к существованию (либо имеют их в недостаточном объеме) по объективным, не зависящим либо мало зависящим от их воли, причинам, а сами эти причины в качестве оснований обеспечения закреплены в законодательстве;

Определение объема предоставляемых нетрудоспособным средств исходя из сложившихся в обществе стандартов жизнеобеспечения, представлений о социально значимых потребностях, а также представлений общества о социальной справедливости;



Создание государством, действующим от имени общества, в целях реализации права на социальное обеспечение особой организационно-правовой системы, включающей систему финансирования соответствующих мероприятий, систему осуществляющих их органов, систему гарантий защиты указанного права, а также обеспечение регулирования стандартов социального обеспечения, видов предоставляемых благ, оснований и условий их предоставления путем принятия соответствующего законодательства и разработки механизма его функционирования.

В совре­менной российской Конституции 1993 г. право на социальное обес­печение закреплено в ст. 39, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болез­ни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, в виде пенсий, пособий, социального обслуживания.

Данноеправо требует создания специального механизма для его реализации.

В зависимости от того, как организовано функционирование этого механизма различают формы социального обеспечения это организационно – правовой механизм, созданный для реализации конституционного права на социальное обеспечение.

Так, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах говорит о праве каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Следовательно, социальное страхование можно рассматривать как одну из форм социального обеспечения.

Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», являющаяся основополагающим актом Международной организации труда, посвященным вопросам социального обеспечения, говорит о возможности закрепления права на обеспечение в форме страхования, а также за счет налогообложения, т.е., по сути, упоминает уже о двух формах - страховой и нестраховой.

В Конституции РФ формы социального обеспечения прямо не закреплены, однако анализ ст. 7 и 39 позволяет сделать вывод о существовании

- обязательного социального страхования;

- государственного социального обеспечения;

- негосударственного (дополнительного), социального обеспечения.

Экономическая сущность социального страхования заключается в том, что это способ возмещения имущественного ущерба, вызванного объективными причинами при котором риск такого ущерба распределяется между определенным кругом лиц, могущих его претерпеть. Для этого указанные лица за счет своего имущества создают специальные страховые фонды из которых и возмещается ущерб при его возникновении. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. М.В. Филипповой. - М.: Юристъ, 2006. - с. 29

Основы бюджетов социального страхования.

Федеральным законом на очередной финансовый год утверждаются бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования. Проекты законов вносятся в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и изъятию не подлежат. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ « Об основах обязательного социального страхования» - ст.15,16.

Источниками поступлений денежных средств являются:

  • Ш страховые взносы;
  • Ш дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в особых случаях;
  • Ш штрафные санкции и пеня;
  • Ш денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
  • Ш доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
  • Ш иные поступления.

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации.

В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат Правительство РФ предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования из бюджета РФ.

Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность.

Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ « Об основах обязательного социального страхования» - ст. 17

Расходование денежных средств бюджетов

Денежные средства бюджетов обязательного социального страхования расходуются только на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и их нецелевое расходование не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших нарушение.

Отчеты об исполнении бюджетов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.

Средства фондов направляются на финансирование мероприятий по обеспечению социальной, культурной адаптации и обустройства лиц, признанных беженцами, на территории Российской Федерации и формируются за счет:

  • Ш средств участников фонда;
  • Ш пожертвований, добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • Ш источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • Ш средств, получаемых от иностранных государств, международных и межправительственных организаций.

Тарифы страховых взносов

Установление, начисление и внесение тарифов

Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются федеральным законом. Их дифференциация осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, и иные источники для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные источники доходов. Страховые взносы с работников, у которых размер заработной платы ниже величины прожиточного минимума не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ « Об основах обязательного социального страхования» - ст. 18

Условия, порядок и сроки уплаты страховых взносов

Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя в сроки, установленные законодательством. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ « Об основах обязательного социального страхования» - ст. 21

ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ, 16.07.99, №167

— часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с ФЗ страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Страховой взнос — обязательный платеж на обязательное социальное страхование;

Тариф страхового взноса — ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходам) застрахованных лиц;

Социальный страховой риск — предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование;

Страховой случай — событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных ФЗ, — также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию;

Обеспечение по обязательному социальному страхованию (далее — страховое обеспечение) — исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных ФЗ, — также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных ФЗ о конкретных видах обязательного социального страхования;

Страховой стаж — суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов;

средства обязательного социального страхования — денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.

Основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Статья 7. Виды социальных страховых рисков. Страховые случаи

1. Видами социальных страховых рисков являются:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

4) материнство;

5) инвалидность;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

2. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с ФЗ о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статья 8. Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию

1. Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.

2. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

1. Понятие и принципы осуществления обязательного социального страхования

В нашей стране осуществляется обязательное социальное страхование, которое соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих и неработающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Регулирует отношения в системе обязательного социального страхования Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», но действие данного Закона не распространяется на обязательное государственное страхование, которое регулируется специальным законодательством РФ. Закон определяет:

1) правовое положение субъектов обязательного социального страхования;

2) основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей;

3) ответственность субъектов обязательного социального страхования;

4) устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» устанавливает основные принципы осуществления обязательного социального страхования. Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

1) устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

2) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

3) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

4) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

5) паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

6) обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

7) ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

8) обеспечение надзора и общественного контроля;

9) автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

2. Страховое обеспечение в сфере обязательного социального страхования

Закон «Об основах обязательного социального страхования» определил также виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, такие как:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» предусматривает, что конкретные виды обязательного социального страхования (для работающих и неработающих граждан) должны определять федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Такие законы и подзаконные акты должны устанавливать:

1) конкретные виды обязательного социального страхования;

2) круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

3) условия назначения и размеры страхового обеспечения;

4) ответственность субъектов обязательного социального страхования;

5) другие условия такого страхования.

Примером конкретного вида обязательного социального страхования является обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данный Закон устанавливает в РФ правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Законом случаях. Закон предусматривает:

1) обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

2) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

3) обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Составной частью государственного социального страхования является обязательное медицинское страхование. Закон, устанавливающий этот вид обязательного социального страхования, – Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Государство управляет системой обязательного социального страхования в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ. Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Организационно-правовая форма страховщиков определяется федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования, которые являются федеральной государственной собственностью. Государство осуществляет контроль в системе обязательного социального страхования.

Государством создана финансовая система обязательного социального страхования, частью которой является созданный бюджетный фонд, формируемый из определенных источников.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

1) страховые взносы, которые перечисляются страхователями-работодателями;

2) дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

3) штрафные санкции и пени;

4) денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

5) доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

6) иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования утверждаются федеральными законами на каждый очередной финансовый год. Примером служит Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. № 173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год».

Проекты федеральных законов о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год вносятся в Государственную Думу Правительством РФ в установленным федеральным законом порядке.

Особенностью бюджетов фондов обязательного социального страхования является то, что они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Не допускается нецелевое расходование денежных средств бюджетов обязательного социального страхования. Установлена ответственность должностных лиц, допустивших нецелевое расходование указанных денежных в соответствии с законодательством РФ.

За каждый конкретный финансовый год Правительством РФ вносятся на рассмотрение в Федеральное Собрание РФ отчеты об исполнении бюджетов обязательного социального страхования, которые затем утверждаются федеральными законами. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка РФ, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством РФ. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки в данной финансовой системе денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» предусматривает порядок рассмотрения и разрешения споров по вопросам обязательного социального страхования.

Страховщик в течение 10 рабочих дней со дня получения обязан рассмотреть письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного социального страхования.

О принятом решении страховщик обязан сообщить заявителю в письменной форме в течение 5 рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым страховщиком решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством РФ.

Понятие "социальное страхование" имеет два значения: широкое и узкое. Социальное страхование в широком понимании представляет собой систему институтов (организаций и правил), обеспечивающих компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения работающих и иных категорий граждан вследствие потери работы, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, а также наступления старости. Социальное страхование – это страхование от рисков наступления событий, связанных с изменениями физического состояния и социального положения граждан, обусловливающих ухудшение материального положения их самих и членов их семей. Видами страховых рисков, являющихся предметом социального страхования, выступают:

■ необходимость получения медицинской помощи;

■ материнство;

■ инвалидность;

■ наступление старости;

■ потеря кормильца;

■ потеря работы;

В определение социального страхования за рубежом обычно включают не только характеристики страхуемых рисков, но и указание на обязательность такого страхования для определенных категорий граждан и работодателей и/или на участие государства в его организации. Социальное страхование рассматривается в качестве альтернативы частному страхованию. В нашей стране понятие социальное страхование часто используется с уточняющей характеристикой: обязательное социальное страхование. Мы будем далее иметь в виду под социальным страхованием обязательное социальное страхование, если иное не оговаривается особо.

Социальное страхование риска возникновения необходимости в получении медицинской помощи называется обязательным медицинским страхованием. Оно рассматривалось в главе 2 данного пособия. Социальное страхование потери доходов вследствие наступления старости, инвалидности, потери кормильца осуществляется в рамках системы пенсионного обеспечения. Она будет отдельно рассматриваться в главе 8. Предметом дальнейшего обсуждения в настоящей главе является социальное страхование в узком понимании, которое охватывает следующие виды страховых рисков:

■ временная нетрудоспособность;

■ трудовое увечье и профессиональное заболевание;

■ материнство;

■ потеря работы;

■ смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Социальное страхование с организационно-технологической точки зрения предстает как осуществление определенными категориями лиц (страхователями) обязательных взносов, которые аккумулируются страховщиками и служат источником выплат застрахованным лицам страхового возмещения при наступлении страховых случаев (событий), являющихся реализацией страховых рисков.

Субъектами социального страхования являются страхователи, страховщики, застрахованные лица.

Страхователями в системе социального страхования выступают организации, а также граждане, обязанные уплачивать страховые взносы. Страхователями могут также выступать органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство