26.11.2023

Обеспеченность стран минеральными ресурсами таблица. Природные ресурсы мира. Классификация природных ресурсов Земли


    Региональные различия в обеспеченности природными ресурсами.

    Сравнение экономических макрозон по обеспеченности природными ресурсами. Выявление экономических районов наиболее и наименее обеспеченных природными ресурсами.

    Сопоставление экономических районов Российской Федерации по обеспеченности природными ресурсами и благоприятности природных условий.

Важнейшим показателем, характеризующим реальное богатство страны тем или иным видом природных ресурсов является ресурсообеспеченность. При этом запасы ресурса соотносят с масштабами его использования. Россия имеет высокую обеспеченность большинством видов природных ресурсов, что позволяет считать нашу страну одной из самых богатых ресурсами в мире, но наиболее серьезная проблема, связанная с освоением природных ресурсов России – неравномерность их распространения. Основные запасы большинства видов природных ресурсов приурочены к слабо заселенным и хозяйственно освоенным северным и восточным территориям, имеющим суровые природные условия. В итоге вовлечение этих ресурсов в хозяйственный оборот оказывается очень затратным, а во многих случаях вообще нецелесообразным с экономической точки зрения. Ресурсы, находящиеся в освоенных частях страны, часто имеют «некомплектный» характер, что препятствует их рациональному использованию.

Наиболее наглядно неравномерность распределения ресурсов по территории России видна при разделении страны на Западную и Восточную макроэкономические зоны.

При выполнении заданий по данной теме необходимо определить абсолютные запасы основных видов природных ресурсов (нефти, угля, железной руды, ресурсов лесных, земельных, водных и гидроэнергетических) для экономических районов России, сопоставить размеры запасов с численностью населения экономических районов страны, выделить районы наиболее и наименее обеспеченные природными ресурсами, а также обеспеченные ими на среднем уровне. Разделить экономические районы страны на три группы по благоприятности природных условий для жизни людей, сравнить полученные группы с группами по обеспеченности природными ресурсами.

Тема 5. Современная демографическая ситуация в России и ее регионах.

    Проявление общемировых демографических тенденций в России.

    Современные миграционные процессы в Российской Федерации.

    Типы геодемографической ситуации в регионах страны.

Территориальная организация населения характеризует его размещение по регионам страны, группировку по формам расселения и определяет структуру подсистем, обеспечивающих необходимые условия его жизнедеятельности и воспроизводства.

Как и в подавляющем большинстве стран, численность населения России изменяется за счет естественного движения населения, а не за счет миграций. Под естественным движением понимают совокупность рождений и смертей. Главным показателем для измерения естественного движения населения на той или иной территории служат рождаемость и смертность – число рождений и смертей за год в расчете на 1000 человек (‰). Закономерности изменения рождаемости и смертности раскрывает теория демографического перехода, согласно которой за всю историю развития человечества существовало три типа воспроизводства населения. Естественное движение населения в России изменяется в соответствии с общемировыми закономерностями.

На общую численность населения в стране или регионах оказывает свое влияние и механическое движение населения или миграции. В современном обществе степень миграционной подвижности людей постоянно увеличивается. Соответственно по росту подвижности населения можно судить об общем уровне развития страны. Чем больше мигрантов, тем больше в обществе активных самостоятельных людей, быстро адаптирующихся к нововведениям и изменению внешних условий своей жизни.

Миграции влияют на изменение численности населения той или иной территории не только прямо, но и косвенно. Переселение на постоянное место жительства обычно совершаются в молодом возрасте, в районах притока населения формируется молодая возрастная структура, что ведет к увеличению рождаемости и уменьшению смертности. Экономическое значение миграций заключается в перераспределении трудовых ресурсов между районами страны или различными государствами. При этом происходит движение населения из районов старого освоения в районы нового освоения, где не хватает рабочих рук.

При выполнении заданий данной темы необходимо по статистическим данным и материалам учебных пособий выделить типы регионов России с разной динамикой численности населения за межпереписные периоды 1979-1989 гг. и 1989-2002 гг., указать регионы, в которых тенд динамики численности населения изменился наиболее резко. Проанализировать вклад естественного движения населения и миграций в изменение численности населения регионов России за рассматриваемые периоды, указать регионы, где в настоящее время население растет и за счет миграций и за счет естественного прироста, а также регионы, где население сокращается за счет обеих составляющих.

Подробное решение тема Тема 2 по географии для учащихся 10 класса, авторов В.П. Максаковский Базовый уровень 2017

Задание 1. Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и дополнительные источники информации, составьте конспективно-справочную таблицу обеспеченности природными ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран.

Проследим ресурсообеспеченность нефтью по странам мира. Учитывая известные запасы нефти и современный уровень ее добычи, по странам можно выделить ряд ресурсоизбыточных стран по запасом нефти (страны ОПЕК, Персидского залива, в частности Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, Кувейт обеспечены нефтью более чем на 100 лет). К ресурсодостаточным странам относят Иран, Венесуэлу, Мексику. Страны, разведанных запасов нефти которых хватит на 20 и менее лет, можно отнести к ресурсонедостаточным (Россия, Китай, США).

Задание 2. Проанализируйте данные табл. 1 в тексте и таблиц 3, 4, 5 и 19 в «Приложениях». Рассчитайте, на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железной руды при современном уровне их добычи (см. инструкцию, с. 59). Какие проблемы возникают в связи с этим?

Высчитать точное количество лет, на которые хватит известных запасов минеральных ресурсов, сложно, так как каждый год открываются новые месторождения. Также по годам может изменять показатель добычи минеральных ресурсов.

Задание 3. Используя текст учебника, карту минеральных ресурсов мира в атласе и таблицы 3, 4, 5 в «Приложениях», проанализируйте размещение топливных полезных ископаемых. Назовите страны, обладающие значительными запасами угля, нефти, крупнейшие их бассейны. Какие выводы можно сделать на основе анализа?

Основная часть угольных ресурсов приходится на Азию, Северную Америку и Европу. Среди стран по запасам угля лидирует США, Россия, Китай. Крупнейшие угольные бассейны мира: Аппалачский (США), Пенсильванский (США), Новый Южный Уэльс (Австралия), Донецкий (Украина), Тунгусский (Россия), Ленский и Канско-Ачинский бассейн (Россия).

Основные запасы нефти также находятся в Северном полушарии и сконцентрирована в относительно небольшом числе крупнейших бассейнов. По количеству нефтеносных бассейнов-гигантов и запасам особо выделяется район Персидского залива. Мировым лидером является Саудовская Аравия, Иран, Ирак. Крупнейшие нефтегазоносные бассейны мира: Персидский залив, озеро Маракайбо, Западная Сибирь, Аляска и пр.

Таким образом отчетливо прослеживается тяготение запасов топливных полезных ископаемых к толщам осадочного чехла в пределах внутренних и краевых прогибов древних платформ.

Задание 4. Проанализируйте рис. 2. Рассчитайте, какое количество минерального сырья извлекалось из недр Земли в 1900, 1950, 1980 и 2005 гг. из расчёта на душу населения. Сравните показатели, установите тенденцию и объясните её.

(данные о количестве населения взяты из учебника: 1900 г – рис. 7, стр. 66, данные за остальные года – табл. 11 Приложение)

Таким образом рост численности населения сопровождается ростом добычи минерального сырья, которое используется в хозяйственной деятельности человека.

Задание 5. Проанализируйте рис. 4, карту мировых земельных ресурсов в атласе и табл. 6 в «Приложениях». Сравните обеспеченность отдельных регионов и стран пахотными землями. Приведите примеры многоземельных и малоземельных стран. Опираясь на знания по курсу географии материков и океанов, объясните причины таких различий. Обоснуйте своё мнение.

Наибольшая обеспеченность пахотными землями характерна для Европы, стран СНГ, Северной Америки, Азии (Индия, Китай). На количество пахотных земель влияют природные условия, в тропическом и экваториальном поясе доля пахотных земель в разы меньше чем в умеренном. Также на данный показатель влияет количество населения, чем больше населения страны, тем больше пахотных земель необходимо для обеспечения ее продуктами питания.

Задание 6. Найдите в Интернете и рассмотрите космические снимки пустынь: Сахары, Аравийской, Гоби, Калахари, Австралийских пустынь. Используйте их для характеристики процесса опустынивания.

Антропогенное опустынивание охватило более 1 млрд га и продолжает увеличиваться. Сильное опустынивание получило распространение в Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии. Опустынивание влечёт за собой полную и необратимую деградацию земли. Для восстановления земель, поражённых сильным опустыниванием, нужны большие капиталовложения и длительное время.

Задание 7. Пользуясь рис. 5, сравните обеспеченность крупных регионов мира ресурсами речного стока. Приведите примеры стран, наиболее и наименее обеспеченных ресурсами пресной воды. По карте в атласе рассмотрите размещение крупных водохранилищ мира, сделайте выводы и используйте их для подтверждения текста учебника.

Наиболее обеспеченными регионами мира по ресурсам речного стока являются Латинская Америка, Экваториальная Африка, Юго-Восточная Азия, Северная Америка и СНГ. Среди стран мировыми лидерами являются Суринам (Латинская Америка), Конго (Экваториальная Африка), Канада. Также в лидирующую десятку входят Россия, Норвегия, Новая Зеландия, Бразилия, Либерия. Именно в этих регионах размещены крупнейшие водохранилища. Регионами наименее обеспеченными ресурсами пресной воды являются: Северная Африка (Египет, Ливия, Алжир и пр.), Европа, Юго-Западная Азия (Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак и пр.), Восточная Азия (Китай, Индия).

Задание 8. Проанализируйте данные табл. 7 в «Приложениях» и дайте сравнительную характеристику гидроэнергетического потенциала крупных регионов мира.

Речной сток широко используется и для получения гидроэнергии. Мировой гидроэнергетический потенциал, пригодный для использования, оценивается в 8 трлн кВт ч возможной выработки электроэнергии. Среди регионов мира наибольшим потенциалом обладает Зарубежная Азия (28,1% от общего потенциала), на втором месте располагается Латинская Америка (20%), далее идет СНГ (15,6%), Африка (13,8%), Северная Америка (12,5%). Наименьшим потенциалом обладают Зарубежная Европа (8,8%), Австралия и Океания (1,2%). Более 1/2 этого потенциала приходится всего на шесть стран: Китай, Россию, Бразилию, Канаду, Индию, ДР Конго.

Задание 9. Проанализируйте рис. 6. С помощью этого рисунка, а также основного текста охарактеризуйте два главных лесных пояса планеты. Дайте оценку обеспеченности отдельных стран, выделив страны, очень богатые и очень бедные лесными ресурсами.

Леса мира образуют два огромных по протяжённости пояса северный и южный. Северный лесной пояс находится в зоне умеренного и отчасти холодного и субтропического климатов. На него приходится 1/2 всех лесных массивов в мире. Южный лесной пояс находится в основном в зоне тропического и экваториального климатов. На него приходится 1/2 всех лесных массивов и общего запаса древесины.

Наиболее богатыми странами на запасы древесины являются: Россия, Канада, Бразилия, страны Экваториальной Африки. Наименьшие запасы у стран расположенных в тропическом пояске (Алжир, Египет, Саудовская Аравия и пр.).

Задание 10. Проанализируйте карту минеральных ресурсов Мирового океана в атласе. Дайте общую характеристику этих ресурсов. Определите районы континентального шельфа и глубоководного ложа Океана, наиболее богатые минеральными ресурсами. Можно ли на основании проведённого анализа наметить перспективы развития морской горнодобывающей промышленности?

К минеральным ресурсы дна Мирового океана относятся ресурсы континентального шельфа (нефть и природный газ) и железомарганцевые руды глубоководного ложа

Минеральные ресурсы Мирового океана делятся на ресурсы континентального шельфа и глубоководного дна. К ресурсам континентального шельфа относятся: нефть и газ, оловянные руды, янтарь, фосфориты и пр. Железно-марганцевые руды тяготеют к глубоководной части Мирового океана. Самые крупные нефтегазоносные бассейны на шельфе Атлантического океана разведаны у берегов Европы (Североморский), Африки (Гвинейский), Центральной Америки (Карибский), менее крупные – у берегов Канады и США, Бразилии. Оловянная руда активно добывается в районе шельфа Юго-Восточной Азии. Вокруг «оловянных островов» этого района они прослеживаются на расстоянии 10–15 км от берега и до глубины 35 м. Большие залежи фосфоритов обнаружены на шельфе западного и восточного побережий США, в полосе атлантического побережья Африки, вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки. Наибольшие скопления железомарганцевых конкреций находятся в Тихом океане, где делятся на три зоны - северную, среднюю и южную.

Задание 11. Пользуясь текстом учебника, составьте в тетради классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана». Примените её для доказательства положения о том, что Мировой океан является кладовой разнообразных природных богатств.

Природные ресурсы Мирового океана:

1 – морская вода (служит важным источником получения магния, брома, йода и других химических элементов);

2 – минеральные ресурсы дна Мирового океана (ресурсы континентального шельфа: нефть и природный газ, железомарганцевые руды глубоководного ложа;

3 – энергетические ресурсы Мирового океана (заключённые в суточных приливно-отливных движениях, в энергии морских волн и температурного градиента);

4 – биологические ресурсы (животные и растения).

Задание 12. Опираясь на знания по физической, экономической и социальной географии своей республики, края, области, приведите примеры: 1) рекреационно-лечебных; 2) рекреационно-оздоровительных; 3) рекреационно-спортивных; 4) рекреационно-познавательных территорий. По возможности используйте при этом собственные наблюдения и впечатления. Подготовьте альбом (транспарант), посвящённый этой территории. Есть ли в вашей республике, крае, области объекты Всемирного наследия?

Рекреационный потенциал республики Алтай. Алтай представляет собой уникальный природный комплекс богатый рекреационными ресурсами. В первую очередь к ним стоит отнести: природно-климатическими условиями, большое количество солнечных дней, наличие горно-климатических зон и т.д. Около четверти территории региона имеет статус особо охраняемой территории, включенной в список всемирного наследия под эгидой ЮНЕСКО. Также туристическими достопримечательностями является Телецкое озеро, Алтайский и другие заповедники, гора Белуха, плоскогорье Укок, пещеры, курганы, Улалинская палеолитическая стоянка – самая древняя стоянка первобытного человека и др.

Задание 13. В апреле 2010 г. на нефтяной платформе в Мексиканском заливе произошёл пожар, приведший к масштабной экологической катастрофе. Используя Интернет и геоинформационную систему, подготовьте сообщение об этом экологическом бедствии.

В апреле 2010 г. на нефтяной платформе Deepwater Horizon, расположенной в Мексиканском заливе, произошла авария, которая привела к взрыву платформы и выбросу в Мексиканский залив огромного количества нефти. Разлив нефти продолжался 152 дня с 20 апреля по 19 сентября 2010 года, до момента полного закупоривания скважины, из которой происходила утечка. За это время в залив попало более 5 миллионов баррелей нефти. Данная авария привела к массовой гибели животного и растительного мира залива, резкому сокращению, а в некоторых регионах полному запрету морского промысла. Также нефтяное пятно достигло побережья США, в результате чего был нанесен ущерб побережной линии (гибель растений и животных, загрязнение почвы и подземных вод), увеличилось количество людей страдающих кожными заболеваниями, был нанесен ущерб туристической сфере, рыболовная отрасль.

Задание 14. Используя Интернет и другие средства массовой информации, приведите по нескольку примеров: а) положительных результатов природоохранной деятельности и осуществления экологической политики; б) отрицательного воздействия антропогенных вмешательств в окружающую природную среду.

А) Создание природоохранных территорий (заповедников, заказников и парков), сокращение выбросов углекислого газа в городах в результате частичного запрета использования автомобилей в центре города, установка очистительных фильтров на заводах и пр.

Б) Вырубка лесов, загрязнение воды и почвы в результате чрезмерного использования минеральных удобрений, выбросы углекислого и сернистого газа в атмосферу и как результат выпадение кислотных дождей и пр.

Задание 15.

15.1. На основе приобретённых знаний назовите причины следующих явлений: а) во второй половине XX в. степень «очеловеченности» географической среды резко возросла; б) при разработке полезных ископаемых наиболее выгодно использовать их территориальные сочетания; в) в наше время «нагрузка» на землю возрастает, а обеспеченность земельными ресурсами уменьшается; г) рост водопотребления создаёт реальную угрозу возникновения дефицита пресной воды.

А) Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни. Именно поэтому ее состояние играет важную роль для человека.

Б) Значительная часть полезных ископаемых представлена в виде руд, которые сочетают в себе несколько видов ископаемых. Совместная их добыча уменьшает затраты на добычу и отрицательное воздействие на окружающую среду.

В) Так как население Земли растет, то требуется больше пахотных земель для выращивания с/х культур. При нерациональном использовании (загрязнении, эрозии) количество пригодных земель уменьшается.

Г) В последние годы потребление воды увеличилось как в жилищно-коммунальной сфере, так и для с/х. При этом часть пресной воды, в результате ее использования и загрязнения, становится непригодной для дальнейшего использования, что приводит к сокращению объемов чистой питьевой воды.

15.2. Сформулируйте по тексту темы не менее трёх проблемных вопросов. Предложите ответы на них и обсудите их с товарищами.

Причины возникновения дефицита пресной воды? Какие возможные пути ее решения вы можете предложить?

Добыча нефти на континентальном шельфе, за и против?

Альтернативные источники энергии, их плюсы и минусы?

15.3. Изучите текстовые карты и карты атласов, характеризующие мировые природные ресурсы. Определите, какими картографическими способами они составлены.

Картографические способы изображения, графические методы, используемые на картах для показа пространственного размещения явлений, их сочетаний, связей и развития. При составлении карт природных ресурсов мира наиболее часто используют: способ количественного фона, способ знаков, картодиаграмм, знаки движения и пр.

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Как вы объясните:

1. В чём сходство и различие между понятиями «природа» и «географическая среда»?

Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития. Понятия «природа» и «географическая среда» принципиально сходные. Однако первое более широкое.

2. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?

Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса (для невозобновляемых), либо его запасами из расчёта на душу населения (для возобновляемых). На показатель ресурсообеспеченности влияют масштабы извлечения (потребления) ресурсов, поэтому судить только по данным о запасах нельзя.

3. В чём заключаются изменения, происходящие в структуре мирового земельного фонда?

В структуре земельного фонда увеличивается доля пахотных земель, в результате постоянного увеличения площадей земель использующихся в сельском хозяйстве. Одновременно с этим увеличивается доля истощенных земель и земель подверженных опустыниванию, в результате нерационального использования земель в сельском хозяйстве.

4. В чём причины обострения водной проблемы человечества?

Ресурсы пресной воды составляют лишь 3% общего объёма гидросферы. Значительная их часть законсервирована в ледниках, таким образом ограничивая доступ человека к ним. При этом с каждым годом потребление воды растет. Главным потребителем воды является сельское хозяйство, где велик безвозвратный расход воды. Также стоит учесть неравномерность распределения водных ресурсов по странам.

5. Каковы отрицательные последствия выпадения кислотных осадков?

В результате выпадения кислотных осадков происходит загрязнение водоемов и почвы, что приводит к гибели животного и растительного мира на территории.

6. Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество?

В природе постоянно происходит круговорот веществ, который затрагивает все регионы мира. Так выбросы углекислого и сернистого газа Великобританией выпадают в виде кислотных осадков над территорией других стран (находящихся восточнее Великобритании, на пути западного переноса воздушных масс). Таким образом все страны связаны друг с другом, именно поэтому для проведения природоохранной деятельности недостаточно мер, предпринимаемых отдельными странами. Необходимы усилия всего мирового сообщества.

Как вы думаете:

1. Почему взаимодействие общества и природы нужно рассматривать не как биологическую, а прежде всего, как общественную, социальную проблему?

Потому что взаимодействие общества и природы в наши дни стало одной из главных общечеловеческих проблем.

2. В чём заключается рациональное использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов?

Рациональное использование невозобновляемых ресурсов заключается в их последовательном использовании с расчетом на обеспечение ими ближайшего будущего. При использовании возобновляемых ресурсов необходимо учитывать время, которое будет затрачено на их восстановление и основываясь на этом производить их использование.

3. Что означают слова великого немецкого географа Александра Гумбольдта: «Человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни»?

В результате хозяйственной деятельности человека увеличивается доля земель, которые подвержены эрозии и опустыниванию и уже не пригодны для сельскохозяйственного использования.

4. Какую роль играет географическая наука в решении проблем природопользования и экологии?

С ее помощью можно изучить причины возникновения экологических проблем, найти способы их решения.

Знаете ли Вы:

1. Какие крупнейшие в мире бассейны какого из следующих видов полезных ископаемых обозначены на картосхеме: 1) угля; 2) нефти; 3) железной руды?

На карте указаны месторождения железной руды: Лотарингский железорудный бассейн (Европа), Кирунавара (Швеция), Криворожское (Украина), месторождение Верхнего озера (США), Каражас и Итабира (Бразилия) и др.

2. Какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с наибольшей и наименьшей обеспеченностью пахотными землями: Австралия, Япония, ФРГ, Китай, Аргентина?

Наибольшая обеспеченность пахотными землями – Австралия, Аргентина, Германия; наименьшая – Япония, Китай.

3. Какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с наибольшей и наименьшей обеспеченностью водными ресурсами: Канада, Бразилия, Конго, Саудовская Аравия, Египет?

Наибольшая обеспеченность водными ресурсами – Канада, Бразилия, Конго; наименьшая – Саудовская Аравия, Египет.

Можете ли вы:

1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Великобританию, Нидерланды, Испанию, Швецию, Индию, Египет, Демократическую Республику Конго, ЮАР, Мексику, Аргентину?

2. Дать определение понятий «географическая среда», «ресурсообеспеченность», «географическое ресурсоведение»?

Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.

Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса (для невозобновляемых), либо его запасам и из расчёта на душу населения (для возобновляемых).

География ресурсоведения - наука, изучающая размещение и структуру отдельных видов природных ресурсов, вопрос их охраны, воспроизводства и рационального использования.

3. Объяснить основные закономерности размещения топливных и рудных ресурсов мира?

Топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение и размещены в районах, где осадочных чехол сопутствует внутренним и краевым прогибам древних платформ. Так основная часть угольных ресурсов приходится на Северное полушарие - Азию, Северную Америку и Европу. Основные запасы нефти также находятся в Северном полушарии и сконцентрирована в относительно небольшом числе крупнейших бассейнов. По количеству нефтеносных бассейнов-гигантов и запасам особо выделяется район Персидского залива, по количеству газоносных бассейнов лидирует Западная Сибирь в России.

Рудные полезные ископаемые обычно сопутствуют фундаментам и выступам (щитам) древних платформ, а также складчатым областям. В таких областях они нередко образуют огромные по протяжённости рудные (металлогенические) пояса. Самыми большими запасами железных руд обладают Бразилия, Австралия, Россия, Украина, Китай, бокситов - Гвинея, Австралия, Бразилия, Ямайка, медных руд - Чили, США, Канада.

4. Назвать моря и заливы, в акваториях которых сосредоточены главные шельфовые месторождения нефти и природного газа?

Ответ: Северное море, Балтийское море, Каспийское море, Охотское море, Мексиканский залив, Персидский залив и пр.

5. Рассказать о размерах и структуре мирового земельного фонда?

Мировой земельный фонд составляет 13,4 млрд га. Под ним понимается вся поверхность суши, пригодная для хозяйственной деятельности человека. Структура земельного фонда включает: земли сельскохозяйственного назначения (прежде всего пахотные угодья), земли занятые населенными пунктами, земли природоохранного назначения, земли лесного фонда и пр.

6. Дать количественную характеристику водных ресурсов суши и «водного пайка» планеты?

Ресурсы пресной воды (суши) составляют лишь 3% общего объёма гидросферы. Подавляющая часть пресных вод «законсервирована» в ледниках Антарктиды, Гренландии, во льдах Арктики и в горных ледниках. Главным источником удовлетворения потребностей человечества в пресной воде были и остаются речные воды («водный паёк» планеты). Главный потребитель пресной воды - сельское хозяйство, где очень велик безвозвратный расход воды, особенно на орошение. Промышленно-энергетическое и коммунально-бытовое потребление воды также всё время растёт. Запасы пресной воды на Земле распределены крайне неравномерно. В экваториальном поясе и в северной части умеренного пояса она имеется в достатке и даже в избытке, а в засушливом поясе Земли, который охватывает около 1/3 территории суши, дефицит воды ощущается особенно остро.

7. Объяснить, как сведение лесов отражается на генофонде планеты и биоразнообразии?

Леса являются средой обитания для огромного числа растений, насекомых, птиц и животных. Истребляя их ареал обитания мы ускоряем темпы исчезновения разных видов, что может привести к полному вымиранию вида, что сказывается на уменьшении биоразнообразия планеты.

8. Дать краткую характеристику рекреационных ресурсов?

К рекреационным ресурсам относятся как природные, так и антропогенные объекты и явления, которые можно использовать в целях отдыха, туризма и лечения. Рекреационные ресурсы делятся на: рекреационно-лечебные (минеральные воды), рекреационно-оздоровительные (пляжи), рекреационно-спортивные (горнолыжные базы) и рекреационно-познавательные (исторические памятники). В наибольшей мере отдыхающих и туристов привлекают такие страны, как Италия, Испания, Франция, Швейцария, Болгария, Индия, Китай, Турция, Мексика, Египет и др., где богатые природно-рекреационные ресурсы сочетаются с культурно-историческими достопримечательностями.

9. Оценить, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дать правильный ответ:

а) мировые общегеологические запасы угля намного превосходят запасы нефти - ВЕРНО;

б) в структуре мирового земельного фонда преобладает пашня - НЕВЕРНО (в структуре земельного фонда преобладает малопродуктивные и непродуктивные (пустыни, ледники и пр.) земли);

в) запасы пресной воды на Земле составляют лишь 10% всех водных ресурсов планеты – НЕВЕРНО (ресурсы пресной воды составляют 3% от общих водных ресурсов планеты);

г) главный путь решения экологических проблем заключается в переходе к принципиально новой технологии производства - НЕВЕРНО (решение экологических проблем требует комплексного подхода, который включает как поиск новых технологий производства, так и поиск новых источников энергии, технологий очистки воды, воздух, почвы, а также технологии для сельского хозяйства и пр.)

Всем живым организмам на планете, для нормального существования и функционирования, необходимы определенные природные ресурсы, включающие в себя: воду (морскую и пресную), территорию, почву, горы, леса (растительность), животных (в том числе рыб), ископаемое топливо и минералы.

Все вышеупомянутые ресурсы являются естественными, и они существуют в природе. Ни один человек не создал их, однако человечество пользуется ими для своих благ. Необходимо учитывать, что все природные ресурсы мира связаны между собой, например, если вода исчезнет на определенной территории, то это негативно скажется на местной флоре, фауне, почве и даже климате.

Природные ресурсы Земли могут использоваться непосредственно или косвенно. Например, люди напрямую зависят от лесов, которые дают пищу и биомассу, улучшают здоровье, позволяют отдыхать, повышают уровень жизни и комфорта. Косвенно, леса действуют как климат-контроль, защищают от наводнений и штормов, а также обеспечивают круговорот питательных веществ.

Лесные ресурсы

Лесные ресурсы - это чрезвычайно важные природные ресурсы, которые используются людьми для удовлетворения жизненных потребностей (питание, убежище и строительные материалы). Леса занимают около 1/3 территории суши или 4 млрд га и считаются доминирующей , ведь они распространены во всем мире. Лесные ресурсы содержат около 80% растительной биомассы Земли.

Земельные ресурсы

Земельные ресурсы включают территории, которые располагаются на суше и могут использоваться для потребностей людей. Общая их площадь составляет около 14,9 млрд га. Этот ресурс является ограниченным в пространстве и подвластен антропогенному воздействию. Земельные ресурсы - неотъемлемая часть планеты, необходимая для существования и функционирования большинства живых организмов.

Минеральные ресурсы

Минеральные ресурсы относятся к невозобновляемым и включают все полезные ископаемые, предназначенные для дальнейшего использования, их существует более 200 видов. Все виды неравномерно и в разных количествах распределены по нашей планете. В связи с этим, обеспеченность минеральными ресурсами зависит от наличия определенных видов в конкретном регионе мира и их использования.

Климатические и космические ресурсы

Климатические и космические ресурсы являются неисчерпаемыми и включают: солнечную энергию, энергию ветра, энергию земных недр, энергию морских приливов и волн, энергию воды и воздуха. При использовании, такие ресурсы не уменьшаются в количестве, однако могут измениться их качественные характеристики в связи с антропогенным воздействием.

Биологические ресурсы

К биологическим ресурсам относятся все живые организмы ( , и т.п.). Этот ресурс является возобновляемым в том случае, если организмы имеют возможность размножаться. Биологический ресурс можно считать природным источником получения необходимых благ (пища, сырье для промышленности, сельскохозяйственные животные и т.д.).

Значение природных ресурсов

Природные ресурсы мира необходимы для поддержания очень сложного взаимодействия между живыми существами и неживой природой. Во всем мире люди потребляют ресурсы прямо или косвенно, получая огромную пользу от этого взаимодействия. Более развитые страны потребляют ресурсы в больших количествах, чем менее развитые.

Мировая экономика использует около 60 миллиардов тонн природных ресурсов каждый год, чтобы производить товары и услуги, которые мы потребляем. В среднем, на одного человека в Европе расходуется около 36 кг ресурсов в день; в Северной Америке - 90 кг; в Азии - 14 кг и в Африке - 10 кг.

В какой форме люди потребляют природные ресурсы? Три основные формы включают в себя: еду и питье, жилье и инфраструктуру, а также мобильность. На них припадает более 60% использования всех природных ресурсов.

Еда и питье

Эта форма включает в себя сельскохозяйственную продукцию, природные продукты (например, мясо, пресноводная и морская рыба), семена, орехи, лекарственные средства, травы и растения. Сюда относиться питьевая вода, а также вода для санитарного и бытового использования. Подумайте только, керамика, изделия из серебра (ложки, вилки и ножи), банки, пакеты для молока, бумага и пластиковые стаканчики - все они сделаны из сырья, которое поступает из природных ресурсов Земли.

Мобильность

Мобильность включает всевозможные средства передвижения, такие как автомобили, поезда, водные суда, самолеты, заправляемые топливом. Как вы думаете, откуда произошло сырье, используемые в производстве и эксплуатации транспортных средств?

Жилье и инфраструктура

Представьте себе все дома, общественные места, дороги и другие объекты, которые находятся в вашем населенном пункте. Подумайте о том, откуда берется вся энергия, благодаря которой происходит нагрев и охлаждение помещений, а также о происхождении металла, пластика, камня и других материалов, необходимых для строительства.

Помимо этих трех основных областей потребления, мы используем гораздо больше ресурсов из нашей среды на ежедневной основе. Роль природных ресурсов в поддержании жизни на Земле чрезвычайно важна, и мы должны обеспечить защиту окружающей среды, а также сделать ее естественное возобновление более легким.

Распределение природных ресурсов

Природные ресурсы распределены неравномерно по всему миру. Некоторые страны более богатые ими, чем другие (например, в одних регионах есть много водных ресурсов и доступ к океанам и морям). Другие имеют много полезных ископаемых и лесных массивов, а третьи - металлические горные породы, дикую природу, ископаемые виды топлива и т. д.

Например, США занимает первое место в мире по запасам угля, а Австралия является самым большим в мире нетто-экспортером угля. Китай остается крупнейшим производителем золота.

Соединенные Штаты, Россия, и Канада - ведущие производители древесины и целлюлозы. Ежегодный экспорт первичных и вторичных изделий из древесины из тропических лесов превысили $ 20 млрд в последние годы, и наблюдается дальнейший рост.

Многие страны разработали свою экономику, используя существующие природные ресурсы. Некоторые из них также получают много доходов от туризма и отдыха (например, Бразилия и Перу, зарабатывают благодаря туризму в лесах Амазонки, где очень разнообразный растительный и животный мир).

Сырая нефть является еще одним важным природным ресурсом. Из нее мы получаем много нефтепродуктов, таких как бензин, дизельное топливо и газ, используемых для питания транспорта, и обеспечения комфортных условий в наших домах. Но сырая нефть распределена неравномерно по всей планете.

Регионы, где есть нефть в достаточном количестве, добывают ее, а затем продают в регионы, где она отсутствует, а также покупают природные ресурсы из других регионов, такие как древесина и драгоценные металлы (золото, бриллианты и серебро), которые присутствуют у них в изобилии.

Неравномерное распределение также является корнем власти и жадности во многих странах. Некоторые государства используют свои богатства ресурсами для управления и манипулирования регионами с меньшим количеством ресурсов, и даже идут на военные конфликты.

Угрозы истощения природных ресурсов

Перенаселение

Это, вероятно, наиболее значимая угроза, с которой сталкиваются природные ресурсы. Население мира растет очень быстрыми темпами. По статистике, ежедневно в мире появляются на свет 365 тыс. детей, а это означает, что большое население планеты негативно влияет почти на все природные ресурсы. Как?

Использование земель

С большим количеством людей, необходимо обрабатывать больше земель для питания и выделять территории для строительства жилья. Многие леса и земли с богатой растительностью будут преобразованы в поселения для людей, дороги и фермы. Это приведет к негативным последствиям для природных ресурсов.

Вырубка лесов

Спрос на древесину (лесоматериалы), продукты питания и деревянные изделия будет больше. Поэтому люди будут использовать больше лесных ресурсов, чем смогут восстановить естественным путем.

Рыболовство

Пресная вода и морепродукты, от которых напрямую зависит жизнедеятельность людей, также сталкиваются с угрозами. Более крупные рыболовные компании уходят на глубины морей и там вылавливают рыбу в огромных количествах. Некоторые из методов рыболовства, которые они используют, не являются устойчивыми и тем самым истощают рыбные ресурсы.

Необходимо больше

Более комфортная жизнь человека означает большие потребности (к примеру, коммуникацию, транспорт, образование, развлечения и отдых). Это означает, что требуется задействовать больше промышленных процессов и повысить потребность в сырье, и природных ресурсах.

Изменения климата

Изменения климата, в результате избытка углекислого газа, вредит биоразнообразию и многим другим абиотическим природным ресурсам мира. Виды, которые акклиматизировались в их среде могут погибнуть, а другим придется перейти на более подходящие территории, чтобы выжить.

Загрязнение окружающей среды

Загрязнения воды, почвы и воздуха оказывают негативное влияние на окружающую среду. Это воздействует на химический состав почв, горных пород, земли, вод океанов, пресных подземных вод и другие природные ресурсы.

Восстановление используемых природных ресурсов

В последние годы, отходы начали рассматриваться как потенциальный ресурс, а не то, что должно находится на свалках. Из бумаги, пластика, дерева, металлов и даже сточных вод, по мнению специалистов, можно сделать нечто очень полезное.

Восстановление природных ресурсов (регенерация отходов) - использование отсортированных отходов жизнедеятельности с целью добычи вторичного сырья и применения его снова или превращения в новое сырьё для производства чего-либо.

Оно включает в себя компостирование и утилизацию отходов, которые направляются на свалку (к примеру, влажные органические отходы, такие как отходы после потребления пищи или сельскохозяйственной деятельности). Традиционно, мы собираем их и отправляем на свалку, однако при восстановлении используемых ресурсов, их необходимо компостировать или перерабатывать с помощью анаэробного сбраживания для получения биогаза.

Эта концепция может быть применена в домашних условиях. Во многих населенных пунктах есть места, куда жители могут выбрасывать мусор, который предварительно отсортировали дома. Это упрощает организацию утилизации отходов перед их дальнейшей обработкой.

Восстановление отходов - это не легкая задача, она включает в себя тщательное планирование, культуру людей, участие общин, а также использование технологий. Не смотря на эти сложности, регенерация отходов имеет огромные экологические и экономические выгоды, и поэтому должна быть серьезно рассмотрена.

Восстановление природных ресурсов планеты приносит пользу человечеству, потому что уменьшает нашу потребность в новых сырьевых материалах, тем самым происходит экономия окружающей среды (например, с помощью переработки использованных бумажных изделий, мы можем получить новую целлюлозу, которая содержится в древесине. К тому же, для утилизации требуется меньше энергии, чем для производства нового сырья).

Сточные и ливневые воды можно использовать в качестве другого примера. Существует способ значительно уменьшить спрос на пресную воду, если мы начнем перерабатывать все сточные воды для повторного использования. Такую воду можно использовать для садоводства, сельского хозяйства, бытовых нужд и отопления.

В штате Виктория, Австралия, очищенная вода используется для полива виноградников, помидор, картофеля и другие культур.

В Мехико, около 174 миллионов литров в день, очищенных сточных вод, используется для орошения зеленых насаждений, наполнения рекреационных озер, а также в сельском хозяйстве.

Способы охраны природных ресурсов

Для того, чтобы иметь экологически устойчивое безопасное будущее, где мы сможем по-прежнему использовать природные ресурсы Земли, необходимо срочно изменить систему производства и потребления товаров и услуг.

Высокий уровень потребления природных ресурсов наблюдается в основном в крупных городах мира.

Во всем мире, города несут ответственность за 60-80% потребления энергии и 75% выбросов углекислого газа, потребляя более 75% природных ресурсов.

Для того, чтобы изменить сложившийся образ жизни, необходимо задействовать:

Общественность

Все заинтересованные стороны должны стремиться предоставлять информацию и повышать осведомленность общественности о существующих ресурсах, и необходимости обеспечения их защиты. Несмотря на то, что есть много информации в свободном доступе, участники кампаний должны попытаться использовать менее научные и сложные термины. После того, как люди осознают насколько полезны наши природные ресурсы, они будут лучше заботиться об их защите.

Частные лица и организации

Люди и организации в развитых странах, с высоким уровень потребления ресурсов должны быть осведомлены о вопросах их защиты. Необходимо понимать, что использовать все необходимые ресурсы для своих благ - это допустимо, однако необходимо уменьшить количество отходов и позаботиться о правильной утилизации. Мы можем добиться этого в наших домах и на рабочих местах за счет сокращения и рециркуляции отходов, которые создаем.

Правительство

Правительство должно обеспечить соблюдение политики по защите природных ресурсов. Необходимо контролировать работу предприятий и предоставлять поощрения тем, кто использует переработанное сырье и вводить здоровенные штрафы для тех, кто отказывается это делать. Предприятия должны возвращать часть своей прибыли в деятельность, которая направлена на восстановление используемых ранее ресурсов.

дата ___________ фамилия _________________ класс ____

Практическая работа №1 «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».

Цель работы: называть виды природных ресурсов; закрепить понятие «природопользование»; «ресурсообеспеченность»; закрепить знания о закономерностях размещения разных видов природных ресурсов, сравнивать соотношения ресурсообеспеченности в отдельных регионах или странах мира; сформировать умения рассчитывать ресурсообеспеченность.

Оборудование: тематические карты атласа, статистические данные; дополнительные источники информации.

По оценкам ученых, обеспеченность всего мира отдельными видами ресурсов составляет от нескольких десятилетий до нескольких сотен лет.

Ресурсообеспеченность отдельной территории может быть недостаточной, достаточной или высокой.

Оценить ресурсообеспеченность можно путем сравнения со среднемировыми показателями.

Например: запасы нефти в Саудовской Аравии оценивается в 35,5 млрд т. Таким образом, при ежегодной добыче в 480 млн т ресурсообеспеченность страны нефтью составляет приблизительно 74 года, что в 2 раза превышает среднемировой показатель:

136 млрд т: 3,2 млрд т = 42,5 лет.

Значит, уровень ресурсообеспеченности Саудовской Аравии нефтью высокий.

Вычислить уровень ресурсообеспеченности можно 2 способоми:

    Ресурсообеспеченность = (млн т/лет);

    Ресурсообеспеченность = (млн т/чел).

Задание №1. Используя приведенные в таблице данные, вычислите первым из предложенных способов ресурсообеспеченности стран отдельными видами ресурсов. Полученные результаты запишите в таблицу (по образцу).

Запасы (млрд т)

Добыча (млн т)

ресурсообеспеченность (лет)

Запасы (млрд т)

Добыча (млн т)

ресурсообеспеченность (лет)

Запасы (млрд т)

Добыча (млн т)

ресурсообеспеченность (лет)

Запасы (млрд т)

Добыча (млн т)

ресурсообеспеченность (лет)

США

4,6

294

15,6

5,7

619

9,2

1700

973

1747,2

204,1

Медная руда, свинец, цинк, титан, ванадий, золото, вольфрам, фосфориты, соли.

Германия

0,07

11,7

0,34

16,4

20,7

244

184

1326

7,5*

Каменная и калийная соли, стройматериалы.

Россия

3,2

505

24,1

647

3100

298

Бразилия

недостаточ ное

недостаточное

5,1

недостаточное

370

48,6

Марганцевые руды, хромиты, титан, свинец, цинк, бокситы.

Китай

3,2

189

1,2

1200

3050

50*

900

Индия

0,36

192

557

260

Запасы или добыча незначительны, ? – данных нет, * - железная руда низкого качества.

Задание 2. Используя данные про количество населения сравниваемых стран, вычислите их ресурсообеспеченность нефтью другим из предложенных способов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Используя данные таблицы, вычислите другим из предложенных способов обеспеченности стран земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями. Полученные результаты занесите в таблицу (по образцу).

312

937,3

428 (187,7)

Германия

35,7

18 (12)

Россия

139

1707,5

12,3

* (132,3)

* (0,95)

Бразилия

205

851,2

238 (50,7)

Китай

1343

959,6

387 (95,7)

Индия

1206

328,8

0,27

18 (169,6)

0,15 (0,14)

____________________

* - данные отсутствуют

а) земельными ресурсами - _______________________________________________

б) сельскохозяйственными угодьями - ______________________________________

Задание 4. Обеспеченность земельными ресурсами зависит от площади страны, а обеспеченность с/х угодьями зависит еще и от других факторов. Назовите факторы, которые влияют на обеспеченность с/х угодьями сравниваемых стран (климат, рельеф, уровень развития сельского хозяйства)

1) _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Используя данные таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран водными и земельными ресурсами.

Количество

населения

(млн чел)

Суммарные

речные запасы

водных

ресурсов (км 3 )

Обеспеченность

суммарными

водными

ресурсами

1 жителя (м 3 )

Площадь

лесных

угодий

(млн га)

Обеспеченность

лесными

угодьями

1 жителя (га)

США

312

2478

7942

296

0,95

Германия

171

2111

7,2

0,09

Россия

139

4498

32360

850

6,12

Бразилия

205

6950

33902

514,5

2,51

Китай

1343

2800

2085

115

0,086

Индия

1206

2085

1729

0,053

Из сравниваемых стран лучше обеспечена:

    водными ресурсами - _________________________________________________ .

    лесными ресурсами - _________________________________________________ .

Укажите факторы, которые могут в будущем повлиять на обеспеченность сравниваемых стран этими видами ресурсов.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Задание 6. Перечислите рекреационные объекты, которые привлекают туристов в одну из стран, которые сравнивались (по выбору).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Задание 7. Предложите мероприятия, к которым необходимо прибегнуть правительству одной из сравниваемых стран (по выбору), чтобы сделать ее еще более привлекательной для иностранных туристов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Вывод. Укажите, какая из сравниваемых стран лучше обеспечены природными ресурсами. Обоснуйте свою точку зрения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


© 2024
mamipizza.ru - Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги. Деньги и государство